Мир стремительно меняется прямо у нас на глазах. Еще несколько лет назад все сходили с ума по лисьим палантинам Prada и норковым жакетам Versace, а сегодня все это — моветон. В течение последних нескольких лет более 20 люксовых брендов, включая Prada, Gucci, Burberry, Jean Paul Gaultier и Giorgio Armani отказались от использования натурального меха, и их примеру последовали десятки других, менее титулованных марок. Более того, целые штаты в Америке становятся «свободными от меха» и запрещают продажу шуб на своей территории!
Однако у этой тенденции есть оппоненты, которые уверены, что натуральный мех — это не только красиво или практично, но и экологично. Мы решили разобраться в вопросе и пригласили к дискуссии дизайнеров, представляющих оба лагеря — как тех, кто поддерживает решительный отказ от меха, так и производителей дубленок и шуб.
Главный вопрос: почему в мире набирает популярность тренд на отказ от натурального меха? Одна из причин — колоссальный технологический рывок, благодаря которому искусственный мех стал практически неотличим от натурального. Эффект — тот же (во всяком случае, визуальный), но при этом для создания изделий не надо убивать животное. Одним из первопроходцев в этом вопросе стала Стелла Маккартни — убежденная вегетарианка и защитница животного мира. Дизайнер не только не использует в своих коллекциях натуральные кожу и мех, но и отказалась от закупки овечьей шерсти в Патагонии, поскольку на одной из 26 ферм, где марка приобретала сырье, с овцами обращались недостаточно гуманно. Этого оказалось достаточным для того, чтобы бренд Stella McCartney разорвал многочисленные контракты, потому что — цитируем официальный пресс-релиз — «один случай — уже слишком много». Примеру Маккартни последовали и другие производители. Более того, тенденцию поддержали глянцевые издания — так, например, Vogue Paris посвятил этой теме целый номер, где рассказал, как выбрать шубу из экомеха, которая будет не только эффектно выглядеть, но и уверенно греть.
Рекламная кампания Stella McCartney
Fur-free-номер Vogue Paris
Несмотря на то, что борьба с натуральным мехом шла всегда — отдельные противники убийства животных находились в любые времена, активная общественная деятельность в этом направлении насчитывает всего пару десятков лет. В середине 90-х PETA — организация за гуманное обращение с животными — провела несколько громких акций, в том числе устроила погром в офисе Calvin Klein, убедив дизайнера отказаться от использования меха, а также «раздела» знаменитых топ-моделей, заявивших, что они «лучше будут ходить голыми, чем в мехе». Сегодня, когда весь мир (за исключением разве что Дональда Трампа) озабочен проблемой глобального потепления, истощения природных ресурсов и гибелью целых эко-систем, тема отказа от шуб звучит как никогда остро и злободневно. Однако все ли так просто, как кажется? И действительно ли отказ от изделий из меха — «зеленое» решение, которое поможет сохранить планету и помочь в решении глобальных экологических вопросов?
Промо-кампании PETA
Когда мы говорим про экомех, важно понимать, что в большинстве случаев такие шубы изготавливают из полиэфирных волокон, которые получают в результате переработки нефтяных продуктов. Это токсичный процесс, требующий, к тому же, колоссальных ресурсных затрат. А в результате мы получаем тот же пластик — практически не разлагающийся, не поддающийся переработке и, к тому же, крайне ограниченного срока действия, ведь тренды быстро меняются, а экомех еще быстрее теряет свой товарный вид. «Говоря об искусственном мехе, нужно понимать, что его производство и утилизация куда более токсичны и вредны для экологии, а объемы производственных выбросов соизмеримы с пластиком и другими искусственными материалами, — говорит CEO мехового бренда Dream’Fur Екатерина Батищева. — Мы специализируемся на изделиях из меха соболя и куницы, которые добываются в дикой природе в соответствии с установленными стандартами. Более того, это исторический охотничий промысел, который регулирует популяцию животных».
Елена Летучая в съемке Dream’Fur
Активисты PETA на это возражают, что, помимо непосредственного убийства животных, при изготовлении меха используется немало ресурсов, а также токсичной химии, наносящей непоправимый вред экологии. «Конечно, зверя умерщвляют на ферме, но современные фермы делают это путем инъекций, после которых зверь засыпает и умирает во сне, — рассказывает креативный директор бренда Astel by Konstantinopolski Виктория Константинопольская. — Важно знать, что тушка зверя на 100% отправляется в переработку: жир — на биотопливо, мясо и кости используются как корм для животных и для ловли краба по всему миру». По словам Виктории, премиальные бренды закупают меха у сертифицированных производителей, которые поддерживают рекомендованные этические принципы содержания и умерщвления животных: «На сегодняшний день меховая индустрия стала самой открытой миру. Каждый может попасть на ферму, чтобы проверить качество жизни зверя. В глобальном смысле принципы производства контролируются IFF (Международной Пушной Федерацией). Далее каждый аукцион — SagaFurs, Kopenhagen Fur, Nafa, Союзпушнина — которые продают мех по всему миру, самостоятельно контролируют стандарты выращивания зверя на каждой из ферм, которые поставляют мех на аукционы. К примеру, если высота клетки меньше положенной на 0,5 см, то шкурки с этой фермы уже не попадут на торги, фермер не получит прибыль, а значит, все огрехи исправляются фермой как можно скорее».
Кадры рекламной кампании Astel by Konstantinopolski
Российский дизайнер Алена Ахмадуллина, сотрудничающая с мировыми производителями пушнины и демонстрирующая роскошные изделия из натурального меха, отмечает, что «пока у нас шесть месяцев в году лежит снег, женщины будут продолжать носить шубы»: «Натуральный и искусственный мех невозможно сравнивать, это разные категории материалов, это то же самое, что сравнивать шифон и шерсть, например. Натуральный мех — роскошный материал: и в плане внешнего вида, и в плане теплоты, удобства, износостойкости». По мнению Алены, политика отказа от натурального меха во многом продиктована маркетингом, основанным на запросах поколения миллениалов, являющихся активными потребителями всего с приставкой «эко». «Натуральный мех — это полностью биоразлагаемый материал, — продолжает Ахмадуллина. — Кроме того, он может использоваться в течение многих лет, перерабатываться, переходить в статус винтажа».
Модели из зимней коллекции Alena Akhmadullina
Похожей позиции придерживается и Виктория Константинопольская, которая уверена, что «модные тренды создают не бренды, а сами люди»: «Мировые бренды, которые отказались от использования меха, ранее использовали мех не более 1% в каждой коллекции от всего использованного материала. Недостаточное освещение того, как происходит добыча меха, многочисленные фейки о живодерстве привели к искаженному восприятию этого замечательного материала. Но сегодня все больше людей начинают понимать, что экопродукт не может быть сделан из пластика и нуждаться в дорогой переработке. В эпоху тотального загрязнения пластиком люди все более озабочены качеством продукта — и чем продукт натуральнее, тем лучше».
Принципиально иного взгляда на проблему придерживается Вика Газинская, ставшая одним из первых отечественных дизайнеров, поддерживающих идеи ответственного производства и этической моды. Для своих знаменитых шуб, облюбованных светской Москвой, Вика использует мохер определенного типа коз, которых разводят в Африке, и шерсть альпак и лам, добытую этическим образом на фермах, исторически расположенных в Перу. Газинская сотрудничает только с теми производителями, которые деликатно обстригают животных, оставляя не менее одного сантиметра шерсти (это важно, потому что некоторые фермеры осуществляют процесс негуманным образом, сбривая вместе с шерстью кожу животного) и изготавливают из полученного сырья шерстяную нитку, которую насаживают на хлопковую основу. В результате получается теплое натуральное полотно, которое греет не хуже «настоящей» шубы, но при этом произведенное полностью этическим образом. «Мы покупаем этот „мех“ в разных вариациях, фактурах и цветах у немецкой компании, которая имеет сертификаты, подтверждающие бережное отношение к животным, что для меня очень важно», — рассказывает дизайнер.
Шубы из зимней коллекции Vika Gazinskaya
Вика отмечает, что шубы ее бренда Vika Gazinskaya стоят недешево (порядка 2000 евро), но это своего рода инвестиция, эффективность которой доказывают ее клиентки, которые уже передают свои шубы детям, и те с удовольствием продолжают их использовать. «Если же говорить о более доступной альтернативе, то я рекомендую присмотреться к современным дутым курткам, но только не тем, что изготовлены на гусином пуху — да, это очень легкий и теплый материл, но гусей для него обдирают заживо! Хотя уже появляются бренды, которые осуществляют сбор пуха гуманным образом, с умерщвленных птиц, для меня как для вегетарианца это все равно неприемлемо. На мой взгляд, синтепон и другие современные утеплители — прекрасное решение для холодных зим, тем более технологии активно развиваются, и сегодня можно найти много „дышащих“ материалов с высокой теплоемкостью и воздухопроницаемостью. Да, безусловно, при их изготовлении используются побочные продукты нефтепереработки, но, согласитесь, никто из нас не безупречен экологически — мы все используем самолеты, автомобили или автобусы».
Газинская уверена, что глобальные перемены начинаются с локальных, и поддерживает политику брендов по отказу от натурального меха: «Мы эволюционируем, и наше сознание постепенно меняется. Еще 50 лет назад в США существовала расовая сегрегация, а сегодня она кажется нам дикостью. Похожая история и с отказом от меха. Большие бренды отказываются от шуб, их примеру следуют небольшие производители, люди улавливают эти тенденции, а теперь целые штаты запрещают продажу меха. Для меня все это — часть масштабного движения, включающего не только бережное отношение к экологии, но и изменение стандартов человеческой этики, которые расширяются и затрагивают гендерные и этнические вопросы, проблему харассмента и инициативы Me Too».
Вопрос, какую шубу предпочесть, по-прежнему остается открытым, и каждый должен решить его самостоятельно — в соответствии со своими жизненными принципами и финансовыми возможностями. Но ясно одно: выбирая экомех, убедитесь, что его экологичность — это объективный факт, а не маркетинговая уловка, заставляющая вас инвестировать в пластик.