Культура

Фредерик Бегбедер — о соцсетях, «слэшерах» и холодной подушке

В «Гоголь-центре» прошли «БеспринцЫпные чтения» с участием культового французского писателя Фредерика Бегбедера. Автор романов «99 франков» и «Любовь живет три года» приехал в Москву на презентацию книги из серии «Ковчег» Андрея Геласимова и издательского дома «Городец» — сборника рассказов молодых авторов, лично отобранных Бегбедером, который увидит свет в следующем году.

За кулисами литературного шоу enfant terrible современной французской литературы рассказал Posta-magazine, какую литературу любит, почему игнорирует соцсети и зачем постоянно меняет профессии.


Юлия Жоля: Фредерик, спасибо за ваше прекрасное выступление. Вы мастерски погрузили зрителей в звенящие эмоции главного героя вашего романа «Уна и Сэлинджер», несмотря на то что это были отрывки писем. Как вам кажется, почему сегодня так популярен формат коротких рассказов?

Фредерик Бегбедер: Все просто, у людей нет времени читать. Сложно в нашем веке найти тех, у кого есть и время, и желание прочесть целиком «Войну и мир». К сожалению.


— Какая литература актуальна сейчас, если говорить о содержании, а не о форме?

— У меня есть свой вкус. И мой вкус — это реализм. Мне нравится литература веселая, нравится острая сатира. Еще я обожаю автобиографии, потому что люблю, когда люди искренни и отваживаются показать свою личную жизнь. Знаю, что многие этот жанр не принимают, но я убежден, что нужно быть очень смелым, чтобы рассказывать о собственной жизни. Но в основном для меня литература — это вопрос стиля. У некоторых он есть, у некоторых его нет. Своих любимых писателей я могу узнать по нескольким словам. И хорошего писателя легко узнать — по тому, как он смотрит на жизнь.


— Когда ты честен, это трогает сердца людей…

— Именно. В этом большая сложность писательства — сокращать дистанцию между автором и тем, что на странице.


—Сейчас все кругом писатели, редакторы, блогеры благодаря соцсетям. Каждый день люди публикуют свои смыслы. Как свои короткие тексты сделать выдающимися?

— Я против соцсетей: не хочу советовать ничего тем, кто туда пишет. Я считаю, что соцсети — это детище миллиардеров, шпионящих за нашей частной жизнью, чтобы заработать деньги. Но если хотите от меня совет, то вот он: хорошее предложение — то, где содержится цепкий парадокс. Когда я работал в рекламе, я писал именно по этой «формуле». Сочетайте слова, которые на первый взгляд не сочетаются. Удивляйте людей. Никогда не говорите те слова, что от вас ожидают услышать.


— А когда вы читаете книги, вы — как писатель и редактор — все еще способны раствориться в мире литературы? Или исключительно редакторскую работу делаете во время чтения?

— Я не могу уже читать наивным, невинным взглядом, я читаю как профессионал — поскольку я писатель, издатель, критик. Читаю и думаю: о, вот тут вот это сделали, это хорошо, а вот это плохо. Мне безумно хотелось бы уметь читать чистым, наивным, невинным глазом, но я не могу, я читаю, как старик, который распознает все трюки. Впрочем, иногда все же случаются удивительные находки: например, меня недавно очень зацепила писательница из Нью-Йорка Отесса Мошфег, автор книги «Мой год отдыха и релакса» о девушке, которая решила спать целый год, принимая снотворное каждый день. Это потрясающе веселая и одновременно печальная книга. Очень находчиво написано.


— Значит, вас по-прежнему можно удивить! Важны ли наивность и любопытство для вашего творчества, для ваших профессий?

— Конечно! Я уже взрослый, но одновременно я — большой ребенок. Чтобы быть художником — в музыке, в кино, в литературе, — нужно оставаться ребенком, наблюдать за миром, как будто ты его не понимаешь, как будто это что-то странное.


— Футурологи говорят, что в будущем наша работа и карьера будет состоять из пяти разных профессий за жизнь: вы, похоже, именно так и живете, меняя занятия от писателя до диджея…

— Это называют «слэшером», потому что у меня все мои профессии-занятия через знак слэша — писатель / режиссер / журналист и т. д. Думаю, это стало возможным благодаря технологиям.


— Но есть ли еще что-то, чего вы никогда не делали, но хотели бы?

— К сожалению, не всем моим мечтам суждено сбыться: я, например, мечтал бы быть Миком Джаггером, но писатель не может вести такую жизнь — выходить на сцену и выступать, как артист. А вообще, я просто ужасно боюсь скуки — и поэтому не люблю заниматься чем-то одним. Мне все быстро наскучивает — и хочется резко все изменить. Ложишься в постель — и ищешь холодную часть подушки.


— Posta-Magazine — сайт о качестве жизни. А что это означает для вас?

— Это время. Это возможность располагать временем, чтобы все, что ты делаешь, сделать идеально. Просто, но идеально. Хороший сыр или вино — это не про дорогую цену, а про время на поиски хороших продуктов. Время — это возможность отплатить взаимностью людям, которые делают тебя по-настоящему счастливым.


— Вы наслаждаетесь жизнью?

— Да! И это — борьба: за это нужно бороться, нужно отказываться от многого и многим, чтобы быть там, где вам хорошо, с людьми, с которыми вам хорошо.

13 сентября 2019
Юлия Жоля для раздела Культура