В прокат вышел фильм — участник кинофестиваля «Трайбека» с феерической Зои Дойч в главной роли.
«Взрослые игры» сочетают в себе черную комедию, социальную драму и отчаянное роуд-муви.
Семнадцатилетняя Эрика (Зои Дойч) живет где-то в пригороде Лос-Анджелеса со своей мамой Лори (Кэтрин Хан) и ее очередным бойфрендом Бобом (Тим Хайдекер). Последний — человек чрезвычайно положительный, поэтому героиня Кэтрин Хан явно хочет казаться рядом с ним чуть более правильной, чем она есть на самом деле. А наедине с Эрикой может, например, ласково назвать дочь «crazy bitch». Причем действительно ласково: отношения у них нежные и доверительные, так что дочкин скетчбук с рисунками членов маму не смущает — лишь бы на видном месте не лежал. Девушка выбрала такое необычное хобби неслучайно: оно идет в связке с другим развлечением, далеким от общепризнанных представлений о том, что такое хорошо. Эрика предлагает взрослым мужчинам оральный секс, а потом вместе с подругами требует с них денег за развращение несовершеннолетних. Эти средства героиня-нимфоманка (своей одержимости она по-феминистски не стесняется) не тратит на всякую ерунду, а откладывает — на внесение залога за попавшего в тюрьму после ограбления казино отца. Все идет своим чередом, пока на горизонте не появляется сын Боба Люк (Джои Морган), год проведший в реабилитационной клинике, после того как подсел на таблетки, снижающие аппетит. Грузный, подверженный паническим атакам и погруженный в себя восемнадцатилетний юноша поначалу становится объектом обидных шуток для циничной сводной сестры. Но потом, когда она узнает, что тот в свое время вроде бы подвергся сексуальным домогательствам со стороны школьного учителя Уилла Джордана (Адам Скотт), решает ему помочь: отомстить извращенцу. Тем более что регулярно видит его в местном боулинге.
«Взрослые игры» — хороший пример современного американского независимого кино: интонационно легкого, но совсем не легковесного. К стилистике, характерной для фестивалей «Сандэнс» и «Трайбека», примешивается и традиция британского социального кино. Не зря создатели указывают в качестве главных источников вдохновения работы британок Андреа Арнольд и Линн Рэмси. Особенно выделяют щемящий фильм Арнольд «Аквариум» о дерзкой девочке-подростке из провинции, которая мечтает стать хорошей танцовщицей и влюбляется в маминого бойфренда в исполнении Майкла Фассбендера. И впрямь: за внешней ершистостью героинь обеих картин прячется недолюбленность и ранимость. Из английского кино, вероятно, пришла и мультижанровость «Взрослых игр» (кстати, в оригинале фильм называется Flower — «Цветок»). Уроженцы Туманного Альбиона особенно изящно умеют сочетать комическое и драматическое. Американские коллеги во главе с ТВ-режиссером Максом Уинклером, может, и не достигли совершенства в подобном маневрировании, но резкий переход от черной комедии к криминально-социальной драме во «Взрослых играх» выглядит свежо и любопытно.
Вспоминается во время просмотра и обожаемый многими фильм «Три билборда на границе Эббинга, Миссури» Мартина Макдоны: ведь речь в картине Уинклера тоже идет о мстителях, вынужденных взяться за дело тогда, когда правосудие бездействует. Но вместо отточенных и беспощадных монологов, написанных Макдоной для героини Фрэнсис Макдорманд, во «Взрослых играх» язвительные и наполненные снижающей пафос иронией речи персонажа Зои Дойч. «Прижучить педофила — наш долг. Мы единственные, кто стоит между Уиллом Джорданом и невинными городскими мальчишками. Что бы делали Бэтмен и Робин, если бы увидели, что Джокер интересуется детскими задницами?» Тема харассмента и сексуального насилия, понятное дело, сейчас невероятно актуальна, и «Взрослые игры», показанные на фестивале «Трайбека» еще год назад, стали одной из первых киноласточек, предвосхитивших такое развитие событий. Причем если голливудские истории от нас вроде бы далеки (вероятно, до российского мира кино волна исповедей еще просто не докатилась), то, например, трагическая история с московской 57-й школой в связи со «Взрослыми играми» приходит в голову незамедлительно.
Главная же ассоциация, возникающая в связи с Flower, — недавний, но уже ставший культовым в России британский сериал «Конец ***го мира» о том, как девочка-бунтарка и мальчик-социопат сбегают от родителей и отправляются в опасное путешествие. У этой экранизации графического романа и картины Макса Уинклера есть ряд сюжетных пересечений, но главное, что их объединяет, — это страшное одиночество двух главных героев, против которых будто бы восстал весь взрослый мир. Эрика, подобно Алисе из «Конца ***го мира», прячет за цинизмом и развязностью боль и неприкаянность. С мамой она дружна, но отчаливший папа оставил в ее сердце огромную дыру. У Люка есть секрет, который словно отсекает его от всего мира. Внутренний путь героев, в финале отправляющихся уже не в метафорическое путешествие, — это путь взросления, которое понимается в фильме как готовность снять маски и быть честными с самими собой и друг с другом.
А еще «Взрослые игры» — это бенефис невероятно выразительной актрисы Зои Дойч, будто бы и не играющей вовсе, а проживающей на экране жизнь. И хотя весь актерский ансамбль очень хорош, за Дойч после этого фильма хочется следить особенно пристально.