Культура

Кино недели: «Черная полоса» Эрика Зонка

Персонажи французских звезд Венсана Касселя и Ромена Дюриса в неожиданно сильном детективном нуаре «Черная полоса» расследуют исчезновение мальчика-подростка.

«Черная полоса» в соответствии с жанром вскрывает такие мрачные бездны нашей жизни, куда многие предпочитают не заглядывать.

«Черная полоса» — четвертая полнометражная киноработа француза Эрика Зонка, около десяти лет назад попавшего в основной конкурс Каннского фестиваля со своей драмой «Воображаемая жизнь ангелов». Его атмосферная и умная экранизация романа израильского писателя Дрора Мишани «Черная полоса» может стать отличным стартом года для киноманов.

Кино недели: «Черная полоса» Эрика Зонка

Кино недели: «Черная полоса» Эрика Зонка

Комиссар полиции Франсуа Висконти (Венсан Кассель) — побитый жизнью, грубый, циничный и, очевидно, глубоко несчастный человек. С женой он расстался, с сыном постоянно ссорится — а как иначе, если он затесался в компанию торговцев наркотиками. Любовная рана из прошлого никак не затягивается. Свои несчастья Франсуа заливает алкоголем, без которого не может обойтись даже при исполнении служебных обязанностей, ночи коротает с проститутками. Только работа и не дает ему окончательно слететь с катушек, наполняя жизнь хоть каким-то смыслом. К делу о пропаже шестнадцатилетнего юноши из хорошей семьи Дани Арно он поначалу не относится слишком серьезно. Например, мальчик мог просто загулять с понравившейся девочкой — возраст для этого самый подходящий. Но когда проходит чуть больше времени, становится понятно, что с Дани произошло что-то нехорошее. Франсуа с подозрением смотрит на загадочного соседа семейства Арно по имени Ян Белель (Ромен Дюрис), который когда-то был репетитором мальчика по французскому. Тот пытается принимать уж слишком большое участие в расследовании, рассказывая Франсуа о внутреннем мире Дани — его непохожести на родителей и одаренности. Убитая горем мать подростка Соланж (Сандрин Киберлэн) не может поддаваться отчаянию, ведь она круглосуточно заботится о своей дочери с неким ментальным расстройством. Отец почему-то в отъезде.

Кино недели: «Черная полоса» Эрика Зонка

Кино недели: «Черная полоса» Эрика Зонка

Кино недели: «Черная полоса» Эрика Зонка

Первое, на что обращаешь внимание в фильме — образ Венсана Касселя. В кадре — старый, лохматый, некрасивый человек, от которого, тем не менее, не оторвать взгляда. От его героя порой исходит такая сильная животная энергия, что она преодолевает границы экрана, гипнотизируя тебя. Кассель, пожалуй, выигрывает в актерской схватке с не менее знаменитым Роменом Дюрисом (помните «Пену дней» Мишеля Гондри?). В картине также очень хороша Сандрин Киберлэн, скупыми, но выразительными средствами создающая запоминающийся образ матери пропавшего мальчика.

Кино недели: «Черная полоса» Эрика Зонка

Кино недели: «Черная полоса» Эрика Зонка

Довольно быстро становится очевидна нуарная природа «Черной полосы». В центре повествования — характерный для этого жанра герой: угрюмый, разочарованный в жизни следователь. Разочарование его объясняется не только личными неудачами: картина мира в нуарах в принципе ничего, кроме депрессии, вызвать не может.

Кино недели: «Черная полоса» Эрика Зонка

Кино недели: «Черная полоса» Эрика Зонка

Так в чем же кроется главная причина скорбных настроений, которыми заражается и зритель? В чем корень зла, пропитавшего мир, по версии авторов «Черной полосы»? По мере расследования и возникновения новых версий событий появляются и новые трактовки фильма. Кстати, в отличие от классических голливудских нуаров, в которых сюжет настолько запутан, что в какой-то момент абсолютно перестаешь понимать, что к чему, «Черная полоса» может похвастаться очень внятным повествованием и при том — неожиданной развязкой.

Кино недели: «Черная полоса» Эрика Зонка

Но вернемся к смыслам. Поначалу в фильме развивается тема криминального мира, который затягивает подростков. Мир этот преимущественно мигрантский — изумляешься смелой неполиткорректности режиссера. Впрочем, не так это и удивительно для французского кино — вспомнить хотя бы некоторые боевики, снятые под продюсерским крылом Люка Бессона. Речь в «Черной полосе» пойдет в том числе и о школьниках-джихадистах. Потом Зонка будто бы начинает размышлять о том, что современные родители совершенно не знают своих детей, и это приводит к страшным бедам — популярный нынче мотив. Сразу приходит на ум спродюсированный Тимуром Бекмамбетовым недавний десктоп-триллер «Поиск», в котором отец пытался найти свою внезапно пропавшую дочь и в процессе выяснял, что не имеет ни малейшего представления о том, чем она живет. Но и эта тема не становится в «Черной полосе» основополагающей. Ведя нас по ложному следу, картина приходит к пугающему выводу о немотивированном зле, которое можно найти там, где никогда даже не придет в голову искать. А также о сомнительности некоторых материнских стратегий и, почти как у Ларса фон Триера, о творчестве как опасной одержимости.

Кино недели: «Черная полоса» Эрика Зонка

10 января 2019
Анастасия Гладильщикова для раздела Культура