Новая картина режиссера «Ла-Ла Ленда» рассказывает о Ниле Армстронге — первом человеке, ступившем на поверхность Луны.
«Человек на Луне» трогает не меньше предыдущего фильма Шазелла о любви актрисы и джазового музыканта.
Действие фильма начинается за восемь лет до высадки на Луну — в 1961 году, когда Нил Армстронг (Райан Гослинг) был летчиком-испытателем — не самым, кстати, лучшим. Потом будет участие в программе пилотируемых космических полетов «Джемини» и первая стыковка двух космических аппаратов, которая могла бы закончиться очень плохо, если бы астронавт не проявил чудеса выносливости и смекалки. Невероятные физические нагрузки, смерти друзей-космонавтов в череде несчастных случаев — такова цена того самого «маленького шага для человека и огромного скачка для человечества», совершенного Армстронгом уже во время «лунной» программы «Аполлон».
Стандартный байопик, типичный фильм о космосе — можно было бы сказать о «Человеке на Луне», исходя из общей сюжетной канвы. Именно так картину, открывавшую последний Венецианский фестиваль, и охарактеризовали многие российские критики. В этом они не сошлись с западными коллегами, оценившими фильм гораздо выше. Хочется присоединиться к последним.
Хотя Шазелл, разумеется, не обходит стороной тему космической гонки с СССР, «Человек на Луне» никоим образом не является патриотическим блокбастером о величии США. Не является он и демонстрацией чисто технических, аттракционных возможностей кино, хотя с этим в картине все в порядке: Шазелл заставляет зрителей почувствовать, каково это — быть внутри космического корабля. Все трясется, переворачивается, и периодически даже кажется, будто смотришь не кино, а видеоарт в каком-нибудь музее современного искусства. Но все это отступает на второй план: как и лучшие кинематографические работы о путешествиях к звездам, будь то «Солярис» или «Гравитация», картина Шазелла изучает в первую очередь человека — и его травму.
У Нила Армстронга в начале картины от рака умирает маленькая дочка, и вдохновенная сосредоточенная подготовка к миссии на Луну дает Нилу возможность сбегать хотя бы на время из той реальности, в которой он больше никогда не увидит девочку. Дэмьену Шазеллу и сценаристу Джошу Сингеру («Секретное досье», «В центре внимания») удается рассказать историю абсолютно универсальную и психологически точную. Если вы переживали какую-нибудь сильную травму, связанную с потерей (это может быть даже любовная неудача), то сможете не просто понять, но и буквально прожить чувства главного героя. Шазелл — один из немногих современных кинорежиссеров, умеющих достучаться до зрительского сердца, не прибегая к дешевым манипуляциям. Просто именно так, как в «Человеке на Луне», все в жизни и происходит: сначала ты с головой погружен во вдохновляющую деятельность и почти счастлив, а потом видишь соседские детские качели, и твой мир снова рушится.
Каждый справляется со своей бедой по-разному, и Нил Армстронг выбирает путь молчания — психологи бы явно такое не одобрили. Он не обсуждает свою боль с женой, блестяще сыгранной Клэр Фой, он вообще постепенно ото всех закрывается — не желает даже честно поговорить с сыновьями перед самым важным в его жизни полетом. Держит все эмоции в себе: мужчины ведь не плачут, а если плачут, то за закрытыми дверями в полном одиночестве. Райан Гослинг далеко не впервые убедительно изображает человека неразговорчивого, но в «Человеке на Луне» достигает во всех смыслах новых высот.
Дэмьен Шазелл вновь работал со своим постоянным композитором и другом Джастином Гурвицем, и главная музыкальная тема фильма не уступает по выразительности хитовой City of Stars из «Ла-Ла Ленда». Quarantine — лирическая мелодия, в которой арфе вторит негромкий, исполняемый женщиной вокализ. Название песни символично: в изоляцию себя сознательно и помещает Нил Армстронг — сначала на Земле, а потом и на небе. Только там он сможет «отпустить» свою дочь, бросив ее браслетик в лунный кратер. На длительном карантине он, по правилам, будет и после возвращения на Землю. Отделенный от своей стойкой верной жены стеклом, он еле заставит себя поднять на нее глаза. Что ж, с чего-то же нужно начинать разговор.