Российский режиссер театра, кино и телевидения, сценарист и продюсер, лауреат Национальной премии в области телевидения «ТЭФИ» Феликс Михайлов — человек, который стоит за созданием таких рейтинговых телевизионных программ, как «Звезды на льду», «Ледниковый период», «Цирк со звездами», «Dance Революция». Кроме того, он был постановщиком церемонии открытия и закрытия Московского международного кинофестиваля, церемонии вручения национальной кинопремии «Золотой орел» и выступал режиссером-постановщиком и арт-директором ключевых мероприятий в рамках подготовки и проведения Чемпионата мира по футболу FIFA-2018 в России (в том числе церемонии открытия и закрытия). При этом такой масштаб не мешает ему оставаться именно творцом, поэтому в его творческом портфолио есть и собственный кинодебют (в 2009 году его картина «Весельчаки» открыла программу «Панорама» Берлинского кинофестиваля), и трогательный проект «Уроки литературы», для которого актеры театра и кино читают стихи и прозу великих русских поэтов и писателей, и, конечно, «Ленинград Центр», где Феликс ставит удивительные шоу о любви — яркие, дерзкие, ироничные, но никогда не банальные. Как ему это удается?
Posta-Magazine: Феликс, кажется, что буквально сразу после окончания Ленинградского института театра, музыки и кинематографии вы нашли себя: ваша карьера развивается гармонично, логично и поступательно. Как вы оказались там, где вы сейчас находитесь, кем вы видели себя в будущем, когда учились — и совпали ли эти ожидания и чаяния с реальностью?
Феликс Михайлов: Карьера точно развивалась не гармонично и точно не поступательно, логичной она была только в том, что я всегда занимался режиссурой, а творчество было источником пропитания. После окончания института наше поколение оказалось на улице, шел 1992 год: менялась страна и правила жизни, мы были предоставлены сами себе, и только от нас зависело, что с нами будет дальше. Сейчас я считаю, что это очень хорошо: каждый искал свое применение в жизни, в профессии — и варианты были самые неожиданные и разнообразные. Я начинал работать режиссером в ночных клубах и стрип-барах Москвы, а потом карьера привела меня к постановкам первых больших телевизионных шоу. У меня был долгий период работы в event-индустрии, позже стал вырисовываться вектор того, что я делаю сейчас — создаю шоу, любые — от музыкальных и цирковых до спортивных. Мои студенческие мечты свершились: я хотел заниматься театром — и я им занимаюсь. Время лишь уточнило формат.
Вы довольно долго работали на телевидении как режиссер-постановщик. Есть ли существенная разница в постановке шоу для телезрителя и для «живого» зрителя в зале?
Сам процесс подготовки скорее схож: придумываешь, разрабатываешь, репетируешь — показываешь! На телевидении ты подготовил, снял несколько дублей — и в монтаже собрал максимально хороший результат. И сколько бы раз его ни показывали, он будет одним и тем же, и если ты что-то сделал плохо (особенно в прямом эфире), твой провал останется на века на пленке. (Смееется.) В театре другое: каждое шоу отличается от предыдущего, так как это сиюминутно происходит здесь и сейчас, даже все прекрасно отрепетированное каждый раз играется заново. Эмоционально это очень сложно: даже с учетом того, что я стараюсь смотреть каждое шоу, нервная система уже натренирована — чтобы не до инфаркта реагировать на технические или исполнительские погрешности на сцене. С другой стороны, если в театре нет дубля, то есть возможность к следующему показу внести изменения и что-то улучшить.
«Ленинград Центр» вы развиваете с 2013 года — чем для вас дорого именно это пространство, как этот центр обогатил вашу работу?
Для меня сейчас это место силы. Место, в котором можно взлететь, упасть, оставить голос и нервы, однако испытать счастье! Задумывая это пространство, я в первую очередь хотел создать авторское шоу: то есть все, что будет происходить в «Ленинград Центре», будет зависеть от характера и харизмы создателей. Так и произошло, здесь собрана совершенно разношерстная банда талантливых людей, со своими умениями и индивидуальностью. Харизма из каждого прет по полной! Если серьезно, в «Ленинград Центре» всем предоставлено полное право работать на пике своих возможностей: реализовывать свои идеи, пробовать новое для себя и поражать зрителя.
Если поначалу в каждой программе было 80–90% моих идей, то сейчас, наверное, это 50/50 с ребятами. Следовательно, мы все друг друга питаем, вдохновляем, вместе растем и развиваемся.