Персоны

«Чтобы в ваших душах было тепло от радости»: художественный руководитель Ленинград Центра Феликс Михайлов — о творческом счастье, идеальной команде и любви к жизни

«Коллекционер. Фотоувеличение», 2024 г.
«Коллекционер. Фотоувеличение», 2024 г.

Лучшей питерской шоу-площадке «Ленинград Центр» исполнилось 10 лет — и мы решили расспросить главного идеолога этого «пространства счастья» Феликса Михайлова о том, как фантазийные спектакли о любви меняют зрителя и почему важно не бояться ошибаться и меняться.

Феликс Михайлов
Феликс Михайлов

Феликс Михайлов — российский режиссер театра, кино и телевидения, сценарист и продюсер, лауреат Национальной премии в области телевидения «ТЭФИ», работал над такими проектами, как «Танцуй на Первом», «Ледниковый период», «Цирк со звездами», «Dance Революция», ставил церемонии открытия и закрытия Чемпионата мира по футболу FIFA-2018.

«Старый отель», 2020 г.
«Старый отель», 2020 г.

Posta-Magazine: Феликс, Ленинград Центру 10 лет — как эта площадка эмоциональных ребусов изменилась за это время?

Феликс Михайлов: «10 лет спустя» — этот слоган мы ставим на афишу к возвращению на сцену нашего первого шоу «Иллюзио. Повелитель грез». Именно его мы показали 26 декабря 2014 года первым зрителям — и вот даем возможность увидеть, как мы изменились. Сюжет спектакля проведет нас через все миры, которые мы создали за эти годы на нашей сцене! Зрители станут свидетелями того, как одно представление вытекало из другого, и увидят, что путь, который мы прошли, был намечен в первом же шоу. В нем был заложен принцип, взятый у великого Феллини: единственное, что реально, — это мир наших иллюзий.

Площадка стала более оснащенной технически, мы по максимуму используем ее возможности. Сформировался (и, следовательно, изменился) визуальный язык, которым мы рассказываем наши фантазии. Сформировался тот самый, наш собственный жанр, который мы называем «сценический коллаж». Мы перестали быть наивными — и осознанно где-то провоцируем, раздражаем зрителя, где-то заставляем задумываться о жизни… Но мы всегда говорим о любви — и только о ней!

Труппа Ленинград Центра во главе с Феликсом Михайловым. Фото: В. Блох
Труппа Ленинград Центра во главе с Феликсом Михайловым. Фото: В. Блох

А как за время работы в Ленинград Центре изменились вы как креатор? Что продолжаете делать с душевной страстью, от чего устали, какие свои творческие методы пересмотрели, а от каких, может быть, отказались?

Ого, это сложный вопрос! Со стороны виднее! Что я точно понимаю: мое творческое сознание изменилось, а моя страсть к тому, чем я занимаюсь, не ослабела! Наверное, даже наоборот. Но за эти годы я точно стал требовательнее, внимательнее к деталям. Ведь, как вы раньше сказали, «эмоциональный ребус» можно составить только из сочетания точных фрагментов. Каждая деталь дает подсказку! Избавился от страха быть непонятым зрителем, перестал бояться отказываться от собственных стереотипов, от приемов — в тот момент, когда я понимаю, что уже хватит, что это уже неоднократно встречалось в постановках, искать и пробовать новое. Я вообще очень люблю менять почерк — в прямом смысле этого слова. Когда я пишу, манера письма зависит даже от ручки, от карандаша, которым я пишу или рисую!

И вот вывод: я отказался от реализации своей самости, а творю благодаря людям, которые рядом. Сменилось несколько артистов в труппе — и вот уже давно идущий спектакль становится другим… Другие «ручки» — другой почерк!

«Коллекционер. Фотоувеличение», 2024 г.
«Коллекционер. Фотоувеличение», 2024 г.

В интервью Posta-Magazine вы рассказывали, что для вас Ленинград Центр — это место силы, «место, в котором можно взлететь, упасть, оставить голос и нервы, однако испытать счастье»! Готовы рассказать о каком-то падении, о неудаче, о творческой промашке — и чему она вас научила?

Творческая промашка… Скорее всего, однажды было неверно собранное шоу, которое просто превратилось в хороший концерт. Падение — неудачный разговор с труппой, когда обе стороны вообще не поняли, о чем речь, и, как следствие, потеря на достаточно долгий для меня срок контакта между нами. А неудача — вот тут с радостью могу сказать, что за 10 лет провалов не случалось. И вывод такой: важно знать ответы на все вопросы, важно, прежде чем высказать свои эмоции, посчитать до трех, важно понимать, что я работаю с коллективом, в котором работают в основном ровесники… моих старших детей.

А вот это «творческое счастье» — это про процесс работы или про финал — презентацию шоу зрителям?

Творческое счастье для меня — это полное раскрытие артиста на сцене (неважно, что это: танец, вокал, акробатика), момент удивления. О, как он это делает?! А это может произойти, когда в зал приходит зритель и наполняет его жизнью. Чувство щенячьего восторга от того, что происходит на сцене, — вот оно счастье.

Ленинград Центр — это всегда авторские шоу: все, что происходит на этой сцене, зависит от характера и харизмы создателей. Давайте «огульно»: какой характер у вашей команды, что вы за люди?

Сумасшедшие, самобытные и непредсказуемые люди. У каждого есть что-то, чего нет ни у кого другого. Мы банда экзальтированных сангвиников! Шутка! (Смеется.)

«Портфолио», 2019 г.
«Портфолио», 2019 г.

«Семь. Хроника любовных происшествий», 2021 г.
«Семь. Хроника любовных происшествий», 2021 г.

Десятилетие Ленинград Центра вы отметили шоу «Коллекционер. Фотоувеличение», эпиграфом к которому взяли фразу Жан Люка Годара: «Когда вы фотографируете лицо… вы фотографируете за ним душу». Как вы лично относитесь к фотографии и к культуре тиражирования своих фото в соцсетях?

Неоднозначно. Я очень не люблю фотографироваться. Любая фотосессия для меня — стресс. Люблю, когда меня ловят живым в реальной обстановке. Тех самых снимков, через которые видно мою душу, — единицы, а позировать я не люблю! А следовательно, тиражирование точно меня не воодушевляет! Наверное, это комплекс: я со временем и в зеркало-то стал реже на себя смотреть! (Улыбается.)

Вот еще одна известная цитата Годара: «Все, что нужно для фильма, — это пистолет и девушка». А что нужно для хорошего шоу — если попытаться вывести такую же лаконичную формулу, как у Годара?

Для хорошего шоу нужны мужчина, женщина и хорошая музыка!

Lovesick, 2018 г.
Lovesick, 2018 г.

В названии «Коллекционер. Фотоувеличение» должна считываться отсылка к фильму Антониони? А к «Коллекционеру» Зюскинда?

Да, это правда, у шоу много отсылок к Антониони — есть даже пластическая версия эпизода из этого фильма. А вот «Коллекционер» — скорее, Джона Фаулза, с точки зрения маниакальной страсти к фиксации момента!

За что вы любите шоу «Коллекционер. Фотоувеличение» — что в нем получилось на все 100?

Не бывает, чтобы получалось на все 100 по отношению к замыслу. Но мне очень нравится целостность нового шоу, мне нравится тот драйв, который испытывают артисты, играя этот спектакль. Мне нравится, что он в чем-то получился про нас самих! Тут каждый из нас — на своем месте.

«Семеро смелых», 2023 г.
«Семеро смелых», 2023 г.

Какие у вас планы на новый 11-й сезон? О каких задумках уже можно говорить? Или какие новые вершины в этом сезоне готовы взять?

Вы не поверите, вообще тишина… Пока доживем до юбилея — а дальше… Много мыслей, идей. Самое главное для меня — хочу дать свободу некоторым ребятам в труппе, творческую свободу — и посмотреть, что получится без моего диктата. И если будет интересно, то покажем результат зрителю. Точно будет поиск новых форм… Но главное… «Шоу должно продолжаться!»

А жанр, в котором вы работаете, этот невероятный микс клоунады, воздушной гимнастики, комедии дель арте и чего только не, — как он изменился за 10 лет?

Он стал острее, ярче, контрастней. Наверное, он наконец сформировался до конца. А следовательно… пора менять почерк!

Bella Magica, 2023 г.
Bella Magica, 2023 г.

Timeless, 2018 г.
Timeless, 2018 г.

«Фавориты Луны», 2019 г.
«Фавориты Луны», 2019 г.

А ваш зритель изменился? Стал моложе? Смелее, может быть? Любознательнее?

Безусловно. Мне чаще всего нравится тот зритель, который приходит к нам в зал! Уже есть наши — те, кто смотрит каждое представление по несколько раз и находит каждый раз что-то новое. Да, появились молодые, зрители нового поколения — более эмоциональные, готовые не стесняться откровенных сцен на сцене, не бояться проявлять свои эмоции. Им интересно — и они задают вопросы. То есть у нас появился свой зритель, которому нравится разгадывать наши ребусы — как смотреть картины Магритта.

Развлекать публику — почему вы хотите этим заниматься, почему это для вас важно?

В наше неоднозначное время, во времена, когда люди разобщены, пасмурны и депрессивны, только через развлечение можно им подсказать путь к радости, донести важные смыслы без назидательности, без менторства, не вдалбливая тезис, что надо любить жизнь, а именно вызывая любовь к жизни. Для меня мотивом именно так говорить с публикой являются два примера. Во-первых, однажды, после посещения шоу «Прекрасная М» один из зрителей, больной раком, пришел домой и сказал родственникам, что он снова хочет жить (и поблагодарил их за то, что они насильно вынудили его сходить к нам на шоу). И второй тезис (привожу прямую речь одного из зрителей): «После увиденного хочется жить, открывать новое и раздвигать собственные рамки»… Только ради таких слов можно продолжать, продолжать, продолжать.

Какие итоги десятилетия вы готовы обозначить — и как планы на следующую декаду озвучить?

Идем дальше, думаем, ищем, пробуем — и не боимся ошибаться. Только мы знаем, как должны выглядеть наши спектакли — хотите шоу, а можете это все назвать ревю… Но мы точно будем рассказывать вам истории о любви, о мужчине и женщине, стремиться к тому, чтобы ваше сердце билось в такт музыке и в ваших душах было тепло от радости.

Timeless, 2018 г.
Timeless, 2018 г.

Реклама. ООО «Деметра», ОГРН 1117847070428, ИНН 7801541244
Токен (erid): F7NfYUJCUneP3WMCF3i6

30 октября 2024
Posta-Magazine для раздела Персоны