Культура

Спектакль в грузовике и чувственный опыт для одного зрителя — импресарио Фёдор Елютин о премьерах этого лета

Этим летом и осенью в Москве показывают новые иммерсивные спектакли Cargo Moscow и Smile OFF, о которых Posta-Magazine попросил рассказать импресарио Фёдора Елютина.

Спектакль в грузовике и чувственный опыт для одного зрителя — импресарио Фёдор Елютин о премьерах этого лета

Cargo Moscow, рассчитанный на 50 человек, происходит прямо в кузове движущегося грузовика. Smile OFF предназначен для одного зрителя, который сам же и разыгрывает собственный спектакль.

Спектакль в грузовике и чувственный опыт для одного зрителя — импресарио Фёдор Елютин о премьерах этого лета

На счету Фёдора Елютина — продюсирование таких театральных хитов как хип-хопера «Копы в огне», променад-спектакля Remote Moscow известной немецко-швейцарской компании Rimini Protokoll и «интерактивного опыта для одного зрителя» «твоя_игра» бельгийской труппы Ontroerend Goed. Последние два — примеры набирающего популярность иммерсивного театра, в котором зрители выступают не пассивными наблюдателями, а активными участниками процесса. Так, Remote Moscow соединяет в себе элементы экскурсии, компьютерной игры и квеста, во время которого вы, ведомые голосом в наушниках, заново открываете для себя город. «твоя_игра» обращает зрителя внутрь себя, позволяя посмотреть на себя со стороны.

Cargo Moscow и Smile OFF — новые копродукции с Rimini Protokoll и Ontroerend Goed соответственно. Для Фёдора Елютина каждый из этих проектов — очень личная история и опыт, которым он искренне хочет поделиться. Энтузиаст и успешный арт-менеджер, он уверен, что за таким театром — будущее.

О Cargo Moscow

Это документальный спектакль, основанный на реальных событиях из жизни двух дальнобойщиков, Романа и Андрея, перегоняющих фуры между Магаданом и Москвой. Спектакль Cargo Moscow разворачивается в грузовике, который в течение полутора часов ездит по улицам Москвы, трассам и интересным локациям, «воспроизводя» их обычный рабочий маршрут. А это, знаете ли, не хамон из Испании во Францию везти. Магадан — одно из самых труднодоступных мест для грузового транспорта, до Москвы — 22 дня пути. Так что это очень непростая работа, как физически, так и эмоционально. Собственно, спектакль, об этих людях: как они по месяцу живут, не видя семью; как справляются с экстремальными ситуациями; кто встречается им на дороге; о чем они думают; что их беспокоит.

Спектакль в грузовике и чувственный опыт для одного зрителя — импресарио Фёдор Елютин о премьерах этого лета

Основанная в 2002 году театральная компания Rimini Protokoll — мэтры документального театра. Они работают с реальными людьми и реальными историями, что лично мне очень интересно. Они во многом сформировали мой образ мышления и восприятия театра. Когда театр показывает настоящую жизнь, придуманные истории теряют привлекательность. Думаю, что люди, которые к нам приходят, того же склада: им нужна пища для размышления. Потому что театр не там, где есть стены и вешалка — театр там, где реальная жизнь.

Над Cargo Moscow мы работали целый год. Ребята из Rimini Protokoll три раза приезжали в Россию, выбирали маршруты, а мы потом смотрели, что получается, что нет — здесь ведь во многом вопрос договоренностей и согласований. Не везде нам шли навстречу, приходилось подолгу объяснять, рассказывать об идее, убеждать. Только имея на руках необходимые разрешения, можно было приступать к продумыванию сценарной линии. Так удачно сложилось, что мы пригласили продюсера, Вику Вяхореву, а у ее отца логистическая компания с полутора сотнями дальнобойщиками в штате — там мы и нашли наших героев. Что, однако, тоже было непросто — не всякий согласится участвовать в театральном проекте. К тому же были еще и прагматические требования — наличие водительских прав как на грузовой транспорт, так и автобус.

Спектакль в грузовике и чувственный опыт для одного зрителя — импресарио Фёдор Елютин о премьерах этого лета

Спектакль в грузовике и чувственный опыт для одного зрителя — импресарио Фёдор Елютин о премьерах этого лета

О знакомстве с Rimini Protokoll и спектакле на кладбище

Впервые я оказался на спектакле Rimini Protokoll три года назад на Авиньонском фестивале, где совершенно случайно попал на Remote Avignon. Спектакль игрался на кладбище, чем меня и привлек — про саму труппу я тогда ничего не знал. Когда я все это увидел и пережил, у меня абсолютно поменялся взгляд на вещи. Я понял, что хочу поделиться этим опытом. Так возникла идея спектакля Remote Moscow. В каждом городе Remote ставится на основе местной фактуры и истории, так было и в Москве. Мы, в отличие от театральных фестивалей, привезли не готовую постановку, а реализовали копродукцию. Это потрясающе интересный процесс: команда Rimini Protokoll приезжает сюда на 3-4 недели, изучает материал, пишет сценарий, работает с нашими артистами. Мы как организаторы активно вовлечены во все это, здесь не бывает мелочей, все важно: какого размера кровать, какой плотности ткань, какого цвета стены.

Remote Moscow мы играем уже третий сезон, за первые два дали 400 спектаклей, и это абсолютный рекорд среди всех городов, где ставился Remote. У нас уже три книги отзывов лежат — люди благодарят за возможность пережить этот опыт.

Спектакль в грузовике и чувственный опыт для одного зрителя — импресарио Фёдор Елютин о премьерах этого лета

Об Experience Space и спектаклях для одного зрителя

Этим летом в центре Москвы на Пушечной улице мы открыли площадку, которую назвали Experience Space. В этом нам сильно помог Департамент культуры Москвы и лично Владимир Филиппов (заместитель руководителя Департамента культуры. — Прим. ред.). Там вплоть до 1 октября будут идти два спектакля для одного зрителя: проекты бельгийской театральной компании Ontroerend Goed «твоя_игра» и Smile OFF.

«твоя_игра» — это некий лабиринт проекций, которые зритель проходит в одиночку. А мы ставим перед вами зеркала, рассказывая и показывая что-то про вас самих. Мы не даем оценку, вы можете нам поверить, можете над этим посмеяться, разозлиться, задуматься. Ваша реакция — это и есть спектакль.

Жанр Smile OFF мы обозначаем как «сенситивное переживание для одного зрителя». Он длится полчаса, на протяжении которых вы с завязанными руками и глазами перемещаетесь по театральному пространству в кресле-каталке. Английская газета The Guardian назвала Smile OFF «массажем для воображения», потому что спектакль происходит у вас в голове. Это такое путешествие в мир звуков, запахов, прикосновений, которое для каждого, разумеется, становится совершенно уникальным опытом. Ваша задача — расслабиться и довериться нам. Мне кажется, у нас в стране в принципе большая проблема с доверием, тому есть ряд причин, и в этом плане подобные переживания, которые выводят вас из зоны комфорта, очень полезны, проверено на себе.

Трудно описать этот опыт словами, но именно этим он и важен. Когда все понятно и не возникает вопросов, нет движения и развития. А если театр подвергает сомнению даже, казалось бы очевидные и обыденные вещи, то мы начинаем понимать что-то о себе и о мире. Вот, например, белый стул — какие здесь могут быть разночтения? Но, может, он на самом деле не белый, может, мы просто договорились считать его таковым? Мне как зрителю в театре прежде всего необходима эмоция, переживание — я должен что-то почувствовать. Порой смотришь спектакль, видишь, что это хорошо и профессионально сделано, но увиденное оставляет абсолютно равнодушным, а для меня это самое страшное. Поэтому в любом искусстве, будь то театр, кино или музыка, я ориентируюсь не на критерий «нравится» или «не нравится», а «трогает» или «не трогает». На самом деле вокруг океан халтуры и безвкусицы, в котором крайне сложно обнаружить что-то действительно стоящее и талантливое, поэтому каждая такая находка — огромная радость и счастье для импресарио.

Детали:
Smile OFF и «твоя_игра» ежедневно, кроме пн, с 13:00 до 22:00
Experience Space, Пушечная улица, 4, стр. 2
Cargo Moscow: ср-вс в 12:00, 14:00 и 16:00
Remote Moscow: в чт и пт в 19:30; в сб и вс в 13:00, 14:00, 16:00, 17:00

 

 

 

05 июля 2017
Инна Логунова для раздела Культура