Мода

Мода как искусство: самые грандиозные fashion-выставки этого лета в мире

Мода как искусство: самые грандиозные fashion-выставки этого лета в мире

Этим летом мировые музеи приготовили для ценителей моды поистине королевский подарок — серию масштабных выставок, каждая из которых представляет моду как полноценный вид искусства, неразрывно связанный с культурным и историческим контекстом своей эпохи. От изысканной роскоши ар-деко до смелых авангардных экспериментов современности — эти экспозиции позволяют проследить, как развивался дизайн костюма на протяжении последних нескольких столетий и какое влияние он оказывал на общество.

«Упакованные грезы. Мода ар-деко»

Манеж Малого Эрмитажа, Санкт-Петербург
*до 15 ноября 2025*

Государственный Эрмитаж представляет беспрецедентную по масштабу выставку, которая призвана развеять миф о том, что Россия осталась в стороне от эпохи ар-деко. В сотрудничестве с коллекционером Назимом Мустафаевым музей собрал более 400 уникальных экспонатов, демонстрирующих расцвет этого стиля в 1920-30-х годах.

«Упакованные грезы. Мода ар-деко»

Центральное место в экспозиции занимает коллекция вечерних платьев, расшитых бисером и стеклярусом — настоящих произведений искусства, созданных ведущими европейскими кутюрье того времени. Посетители увидят работы Поля Пуаре, революционера моды, освободившего женщин от корсетов; изысканные творения Жанны Ланвен; воздушные платья Мариано Фортуни и элегантные модели Люсьена Лелонга.

Отдельный зал посвящен обувному искусству ар-деко. Здесь представлены работы Пьетро Янторни, Андрэ Перуджиа, Израэля Миллера и молодого тогда Сальваторе Феррагамо. Особый интерес вызывают редкие целлулоидные каблуки — уникальное изобретение французских мастеров, превративших обычный элемент обуви в произведение декоративного искусства.

Экспозицию дополняют живописные работы Анри Матисса, Рауля Дюфи и легендарного Эрте, а также коллекция киноафиш 1920-х годов, демонстрирующая влияние ар-деко на кинематограф. Как отмечает Михаил Пиотровский, эта выставка позволяет по-новому взглянуть на отечественную культуру через призму моды.

«Упакованные грезы. Мода ар-деко»

Superfine: Tailoring Black Style

The Metropolitan Museum of Art, Нью-Йорк
*до 26 октября 2025*

Нью-йоркский Метрополитен-музей представляет первую за два десятилетия выставку, полностью посвященную мужской моде (она же стала темой состоявшегося в мае традиционного Бала Института костюма).

Экспозиция, вдохновленная книгой Моники Л. Миллер «Рабы моды: Черный дендизм и стиль африканской диаспоры», исследует 300-летнюю историю формирования черной идентичности через призму костюма. В XVIII веке расцвет потребительской культуры, связанный с колониализмом и работорговлей, позволил чернокожим сообществам начать использовать моду как инструмент самовыражения. Черный дендизм стал уникальным синтезом африканских и европейских традиций, и подчеркивал статус, вкус и индивидуальность.

Superfine: Tailoring Black Style

Выставка Superfine: Tailoring Black Style показывает, как одежда и аксессуары помогали формировать идентичность в диаспоре. Через картины, фотографии и предметы гардероба от XVIII века до наших дней раскрывается роль дендизма как стратегии сопротивления и социального продвижения.

Экспозиция разделена на 12 тематических блоков — например, «Респектабельность», «Наследие» и «Космополитизм», — демонстрируя, как стиль становится способом борьбы с расовыми, классовыми и гендерными стереотипами. Современный период представлен работами Вирджила Абло для Louis Vuitton и новаторскими интерпретациями традиционного кроя от Grace Wales Bonner.

Superfine: Tailoring Black Style
Superfine: Tailoring Black Style
Superfine: Tailoring Black Style

Cartier: Искусство и время

Victoria and Albert Museum, Лондон
*до 16 ноября 2025*

Лондонский музей V&A представляет масштабную ретроспективу легендарного ювелирного дома Cartier. Более 350 экспонатов, собранных из музеев и частных коллекций по всему миру, рассказывают историю бренда, изменившего представление о роскоши в XX веке.

Центральным экспонатом стала знаменитая тиара Scroll, созданная в 1902 году и успевшая побывать на коронации Елизаветы II в 1953 году и на обложке W magazine в 2016 году на Рианне. Рядом — бриллиантовый браслет с легендарным камнем «Звезда Юга» из коллекции катарской шейхи Мозы, брошь «Фламинго» герцогини Виндзорской и массивная подвеска с сапфиром (478 каратов!), принадлежавшая королеве Греции Федерике.

Отдельные залы посвящены инновациям Cartier в часовом искусстве, включая авангардную модель Crash (1967) в духе сюрреализма и загадочные часы-тайники эпохи ар-деко. Особый интерес представляют ранее не выставлявшиеся эскизы из архивов Cartier, демонстрирующие творческий процесс создания ювелирных шедевров.

Cartier: Искусство и время
Cartier: Искусство и время

Christian Dior: Jardins Rêvés

SCAD FASH, Лакост, Франция
*до 28 сентября 2025*

В живописном провансальском городке Лакост открыта уникальная выставка, посвященная цветочным мотивам в творчестве Кристиана Диора. Экспозиция начинается с детских воспоминаний модельера о садах его родного Гранвиля и продолжается через различные периоды истории его модного дома.

Посетители увидят кутюрные платья, созданные великим кутюрье в конце 1940-х годов, а также работы его преемников. Особый раздел посвящен новаторским решениям Ива Сен-Лорана, который в 1950-е годы радикально переосмыслил традиционные мотивы Дома. Современный период представлен работами Джона Гальяно, превращавшего цветы в театральные фантазии, минималистичными интерпретациями Рафа Симонса и оригинальным прочтением темы в творчестве Марии Грации Кьюри.

Christian Dior: Jardins Rêvés
Christian Dior: Jardins Rêvés
Christian Dior: Jardins Rêvés

Помимо платьев, выставка, охватывающая период с 1905 по 2025 год, включает эскизы, фотографии и архивные материалы, раскрывающие процесс создания коллекций, и демонстрирует раритетную коллекцию аксессуаров, бижутерии и ароматов.

Кроме того, само пространство экспозиции, разработанное испанским архитектурным бюро Wanda Barcelona, выступает самостоятельным арт-объектом благодаря инсталляциям из цветочной бумаги, превратившим галерею в зачарованный сказочный сад.

Christian Dior: Jardins Rêvés
Christian Dior: Jardins Rêvés
Christian Dior: Jardins Rêvés

Louvre Couture: Искусство и мода

Музей Лувра, Париж
*до 24 августа 2025*

Впервые за свою 220-летнюю историю Лувр представляет моду как полноценный вид изобразительного искусства. Экспозиция площадью 9000 квадратных метров, размещенная в крыле Декоративных искусств, демонстрирует диалог между шедеврами музея и работами ведущих дизайнеров последних 60 лет.

45 fashion-брендов от Chanel до Jean Paul Gaultier представлены в неожиданном соседстве с классическими полотнами и скульптурами. Так, барочные наряды Джона Гальяно перекликаются с золочеными дворцовыми интерьерами музея, а архитектурные формы Balenciaga — со старинной мебелью и изящными предметами обстановки.

Louvre Couture: Искусство и мода

Некоторые изделия наглядно демонстрируют связь идеи и ее воплощения — как например, костюм от Карла Лагерфельда, воссоздающий лакированный комод XVIII века. Другие — более абстрактно, подобно мини-платью из эластичного шелка с бронзовой сеткой Hèrmes весна-лето 2021, образ которого был навеян средневековой кольчугой. Отправной же точкой экспозиции принято считать платье Кристиана Диора «Музей Лувр», изготовленное в 1949 году, с которого и начинается это масштабное путешествие по стилям и эпохам.

Chanel
Chanel
Givenchy
Givenchy
Jean Paul Gaultier
Jean Paul Gaultier

Leigh Bowery: Шоу должно продолжаться

Tate Modern, Лондон
*до 31 августа 2025*

Tate Modern представляет крупную ретроспективу Ли Бауэри — культовой фигуры лондонской андеграундной сцены 1980-90-х годов. Экспозиция включает около 200 экспонатов, раскрывающих многогранность этого неординарного художника, перфомансиста и клубного промоутера.

Центральное место занимают знаменитые образы Бауэри — от провокационных нарядов для клуба Taboo до сюрреалистичных костюмов для выступлений. Выставка построена в хронологическом порядке, а каждый зал посвящен какому-то определенному месту: дому, сцене, улице или клубу, которые помогают раскрыть его творчество в контексте пространств, в которых изначально были задуманы и реализованы работы Бауэри.

Фергюс Грир. Ли Бауэри. Июнь 1994 г.
Фергюс Грир. Ли Бауэри. Июнь 1994 г.

Фергюс Грир. Ли Бауэри. Июнь 1994 г.

Помимо картин, видео-арта и костюмов, на экспозиции представлены многочисленные портреты Бауэри, снятые известными фотографами, в том числе Ником Найтом и Чарльзом Атласом, которые демонстрируют, как он использовал свое тело как форму «современного сюрреализма, представляя себя инопланетным существом».

Экспозиция охватывает короткий, но насыщенный период жизни художника в Лондоне: от его прибытия в 1980-х годах из Австралии и первых скандальных экспериментов до смерти от болезни, вызванной СПИДом, в 1994 году.

Алекс Джерри. Ли Бауэри в Taboo. Лондон, 1986 г.
Алекс Джерри. Ли Бауэри в Taboo. Лондон, 1986 г.
Питер Эшворд. Дома с Ли Бауэри. 1994 г.
Питер Эшворд. Дома с Ли Бауэри. 1994 г.
Люциан Фрейд. Ли Бауэри. 1991 г.
Люциан Фрейд. Ли Бауэри. 1991 г.