Стиль жизни

Art & More: увидеть больше — выставка «Бумажная архитектура. Конец истории»

Что будет, если полет фантазии архитекторов ограничить лишь законами физики? Ни рамок бюджетов, ни ограничений по сложности строительства — только амбициозная задача создать невероятное и огромный талант автора. Так рождаются шедевры. Шедевры бумажной архитектуры.

Posta-Magazine побывал
на выставке уникальных работ,

которая открылась накануне в Государственном музее
изобразительных искусств имени А.С. Пушкина.

Экспозиция «Бумажная архитектура. Конец истории» из тех, о которых принято говорить «расширяющие сознание». Это взгляд на формы, пространство в условиях возможности невозможного, это столкновение разных эпох, 18-го и 20-го веков, объединенных только архитектурной фантазией. Футуристичные, захватывающие дух работы советских концептуалистов 1980-1990-х годов соседствуют с творениями родоначальника направления, итальянца Джованни Баттисты Пиранези (1720–1778).


© Марина Лошак, директор ГМИИ им. Пушкина


На дворе 18 век, Пиранези писал: «У меня, как у любого современного архитектора, не остается иного выхода как выражать свои архитектурные идеи лишь одними рисунками». В своих темных, пронизанных тоской и ностальгией по культуре античности работах он достигает непревзойденного мастерства и высокого эмоционального напряжения. Графика, эскизы театральных декораций не всегда находили понимание среди современников архитектора, а после — столетиями поражали воображение зрителей, вдохновляя на создание литературных и музыкальных произведений, как это произошло со знаменитой серией «Тюрьмы», также представленной на выставке.

Впрочем, работы некоторых графиков воплотились в реальной жизни: Пьетро ди Гонзага по приглашению князя Юсупова создавал в Санкт-Петербурге декорации для коронаций и придворных праздников, Джакомо Кваренги построил Английский дворец в Петергофе, павильон в Царском селе, здания Эрмитажного театра и Академии наук. Но, конечно, реальные проекты пришлось вписать в жесткие рамки технологий того времени и бюджетов.


© Марина Лошак


В противовес архитекторской фантазии прошлого, работы конца 20 века, несмотря на бумажный характер, продуманы в техническом плане. Это не рисунок — это почти чертеж. Примечательно, что частью экспозиции, посвященной трудам наших соотечественников, занимался один из лидеров этого направления — Юрий Аввакумов. С начала 1980-х молодые архитекторы, ведущие представители советского архитектурного концептуализма принимали участие в международных конкурсах, где, ограниченные лишь темой смотра, проектировали невероятные объекты… и занимали первые места. «Настоящие художники рисуют для себя. Хотя это не совсем так, конкурс — это всегда заказ, тема. Возможность выиграть мотивирует. Архитектура — очень соревновательная профессия. Все-таки есть разница между художником и его способом рассуждения о мире и архитектором. Архитектор — во многом фигура зависимая в силу своих профессиональных особенностей, но здесь он сам ставит себе задачу в рамках довольно размытой идеи конкурса», — рассказал Posta-Magzine Юрий Аввакумов.

Каждая из работ «открывается» зрителю постепенно: сначала перед вами поражающий скрупулезностью и магнетизмом стройных линий рисунок, сделайте шаг назад — и вам отроется масштабная картина, приблизьтесь — перед вами целая вселенная нюансов и скрытых сюжетов. «Бумажную архитектуру называют утопией, но я считал и считаю сейчас, что это не утопия — ну нет здесь светлой мечты. Это дистопия», — комментирует Юрий Аввакумов одну из работ, изображающую «многоквартирный дом» из того будущего, что так любят создатели голливудских постапокалиптических блокбастеров.


© Сергей Скуратов, архитектор, профессор Международной академии архитектуры


Марина Лошак и Юрий Аввакумов

Куратор исторической части выставки Анна Чудецкая

Детали от Posta-Magazine:
Выставка открыта по 12 апреля.
ГМИИ им. Пушкина, ул. Волхонка, 12
http://www.arts-museum.ru/events/archive/2015/paper/index.php

 

 

 

24 февраля 2015
Ольга Лобасева для раздела Стиль жизни