Культура

КиноБизнес изнутри с Ренатой Пиотровски: интервью с руководителем медиапроекта «Сити» на телеканале «Москва 24» Евгенией Смурыгиной

Рената Пиотровски и Евгения Смурыгина

Ведущая рубрики «КиноБизнес изнутри» Рената Пиотровски поговорила с руководителем медиапроекта «Сити» на телеканале «Москва 24» Евгенией Смурыгиной о здоровой кинокритике без разгромных рецензий, особенностях работы телеведущих и идеальном досуговом медиа для москвичей.

Будет здорово

Когда-то я, как и многие, мечтала быть телеведущей. Потом всерьез увлеклась радио, ведь у него своя магия! Мечта сбылась, стоило расхотеть: в 2016 году меня пригласили вести рубрику «Театр» в «Афишу» телеканала «Москва 24» уже в качестве эксперта. Как раз тогда я уехала в Лос-Анджелес на кинорынок и именно там решила: надо пробовать, будет здорово. Первый сюжет снимали в РАМТе, это была премьера спектакля Марины Брусникиной «Кот стыда» с Нелли Уваровой. И все срослось. Следующие два года вела рубрику, смотрела по три-четыре спектакля в неделю и по-настоящему полюбила театр, к которому до этого была довольно равнодушна.

Евгения Смурыгина

Формула

У меня есть убеждение, что все складывается, если человек: а) много работает; б) понимает, чего он хочет; в) что-то собой представляет и г) ему немного везет. У меня были все эти четыре буквы русского алфавита! Историй, когда нужно было переступать через кого-то или через себя, у меня не было. Как-то раз Сергей Минаев написал грамотный пост о том, что в начале нулевых было принято впахивать, чтобы чего-то добиться (это очень хорошо видно по фильму «Дьявол носит Prada»). Этим миллениалы отличаются от ребят, которым сейчас чуть за 20, хотя в любом правиле бывают исключения. А история про «много работать» — она, кстати, не в последнюю очередь про работу над собой.

Евгения Смурыгина

Уйти в культуру

Когда-то я работала на радиостанции Business FM: я развивалась там как журналист, это было прекрасное время, за которое я благодарна. Я пришла туда ведущей новостей, но очень быстро меня перекинули в корреспонденты. Моим первым заданием были похороны Солженицына. Помню, что я включалась с кладбища Донского монастыря, рассказывая в своей привычной манере цветасто, как падают комья земли. В редакции меня встретили гробовым молчанием. Через какое-то время у меня появилась собственная программа «Специальные расследования» на большие сложные темы вроде ситуации вокруг Черкизовского рынка. Кстати, за тот выпуск я получила диплом премии Артема Боровика. Впрочем, через какое-то время я вспомнила, что вообще-то хотела заниматься кино, и ушла в тему культуры.

Рената Пиотровски и Евгения Смурыгина

Никаких оценок

Я человек безоценочный: то, что для одного плохо, для другого хорошо. Думаю, что нет понятия «хорошо» и «плохо», а есть понятие аудитории. Есть успешные проекты, которые с объективной точки зрения сделаны неважно, но при этом аудитории они великолепно заходят. Тот ли это случай, когда миллионы не могут ошибаться и ошибается тот, для кого это плохо? Поэтому я рецензии не пишу.

Жанр разгромной рецензии очень благодатный, ее всегда проще написать. Всегда легко посмеяться вместе с автором над плохим (или якобы плохим) фильмом. Похвалить гораздо сложнее, потому что тогда вся та аудитория, которой не понравилось, от тебя будто отделяется, ведь ей автоматически не нравишься и ты тоже. Мне кажется, высший дзен — это писать и говорить так, что каждая аудитория видит свое. У меня был случай, когда после открытия очередного сезона в музее «Гараж» я написала материал, за который музейщики сердечно благодарили, а шеф-редактор издания решила, что я их размазала. А там не было никакой оценочности, просто факты. Для тех, кто любит современное искусство, — про замечательную выставку. Для тех, кто не любит, — про белую горячку наяву. Красота всегда в глазах смотрящего, 100% аудитории получили свое представление о том, нужно им идти в музей или нет, и представление это для них было абсолютно верным.

Рената Пиотровски и Евгения Смурыгина

Страшно повезло

В Каннах есть такой прекрасный жанр — «Кино на пляже». На одном из фестивалей я смотрела так на шезлонге марвеловскую «Черную Пантеру». Шум моря, чайки… Классный фильм! Но, когда я дома решила пересмотреть этот фильм с мужем, поняла, что больше всего он понравится десятилетним мальчикам и что мне он понравился так сильно только потому, что я смотрела его в определенных обстоятельствах. Поэтому объективная оценка просто невозможна.

Но заодно это означает, что работа становится твоим стилем жизни. Наверное, мало какую работу можно делать так — все время, да еще и получая от этого удовольствие. Мне в этом плане, конечно, страшно повезло.

Евгения Смурыгина
Евгения Смурыгина

Схема

У меня есть годами выработанная схема: нужно каждую неделю смотреть один фильм, читать одну книгу и успевать один раз ходить в театр. С первыми двумя пунктами здорово помогает бессонница.

Рената Пиотровски и Евгения Смурыгина

О культурном поле

Москвич — тот, кто ощущает себя здесь дома и относится к городу как к дому. И не важно, есть ли у него прописка и недвижимость. Наша аудитория — это люди, которые думают как мы. Наша команда — это те, кто умеет рассказывать о развлечениях в Москве. Проект «Сити» — это довольно большая структура, в которой есть не только программы на телеканале «Москва 24». Это и сайт, и социальные сети (микромедиа), это очень динамичный, большой, живой организм, который старается ответить на вопросы: куда пойти в Москве, чем заняться, что интересно, о чем говорят? Именно с точки зрения стиля жизни и досуга. Недавно в экосистеме «Сити» появился новый элемент — «Ночью.Сити», где мы говорим о культурном поле несколько шире. Почему вечеринки телеграм-каналов — это теперь главные светские события, на которые все хотят попасть? Что делать с бесконечными франшизами, когда выходит то «Джон Уик 4», то «Форсаж 10»? Ну и так далее. Мы стараемся охватить максимум аудитории и подобраться к ней с разных концов — и через экран телевизора, и через социальные сети, и через приемник с помощью радиостанций нашего медиахолдинга — «Москва FM» и Capital FM, потому что там тоже есть продукты под брендом «Сити».

Рената Пиотровски и Евгения Смурыгина

Смотри кино

Главные правила кодекса киножурналиста: смотри кино, о котором пишешь, и читай, что пишут другие, то есть копи бэкграунд.

Евгения Смурыгина

Другая энергия

Сейчас я сотрудничаю с ГИТИСом: театральный сценограф Мария Трегубова (а я ее фанат и считаю ее мировой величиной и одной из самых талантливых театральных сценографов нашего полушария) пригласила меня поработать со студентами своей магистратуры. Я занимаюсь с ними анализом спектаклей. Мне это дает очень много: это молодые сценографы, которые через несколько лет, возможно, изменят московский театральный ландшафт и сделают здесь что-нибудь необыкновенное. Здорово обсуждать театр с людьми, с которыми ты смотришь спектакли, это абсолютно другая энергия. Театр — это в некотором смысле как спорт: чем чаще ходишь, тем интереснее и продуктивнее.

Евгения Смурыгина

Что посоветовать таксисту

Как-то раз таксист, с которым мы разговорились, попросил посоветовать ему спектакль — он ни разу не был в театре. Я не смогла. Поездка была окончена, а я ничего ему не сказала! Я всегда думала, как важно рассказывать по той самой безоценочной схеме о том, что посмотреть, послушать, почитать конкретным людям, чтобы они смогли встроить в свою жизнь кино или книгу, которая пусть точечно, но сделает ее лучше, потому что им понравится. Но в тот момент я провалилась. Прошло много лет, но я до сих пор вспоминаю этот случай и у меня до сих пор нет ответа. Наверное, это должна быть простая и чистая история. И при этом очень понятная. Может быть, «Я — Сергей Образцов» с Евгением Цыгановым. Потрясающий спектакль, его можно всем рекомендовать.

Рената Пиотровски и Евгения Смурыгина

«Библиотека имени Смурыгиной»

В моем телеграм-канале всего 2 200 подписчиков — и это мало! Я такой человек: мне всегда хочется больше и лучше. За это я иногда себя подъедаю. Мне кажется, это интервью можно назвать «Всё везде и сразу», потому что я стараюсь успевать много, успевать больше, стараюсь не упускать. Это мой стиль жизни: я не могу не пойти, не могу не посмотреть, причем прямо сейчас. Ведь потом появится что-то новое — и ты уже не вернешься к упущенным возможностям. Есть еще один телеграм-канал, он называется «Дог-френдли все» и появился, когда я завела собаку. Его зовут Беня, это гибрид мальтийской болонки и бивер-йорка. Собака была куплена маме, но она не смогла ее забрать и пес остался у нас. Я очень этому счастлива. Собака украшает жизнь — заводите собак! И подписывайтесь на оба моих телеграм-канала!

Евгения Смурыгина

Своими руками

В этом году я загадала, что хочу вернуть путешествия в свою жизнь. Каждый год я формулирую в ежедневнике итоги года и свои планы. Бывает интересно потом отмотать на год-два назад и посмотреть, что сбылось. И это не про желания, а про цели, потому что в направлении мечты нужно как минимум лежать. А если что-то делать — придет обязательно.

Евгения Смурыгина

Генеральный продюсер проекта: Аниса Ашику
Фото: Иван Пономаренко

Выражаем благодарность ресторану Lou Lou за помощь в организации съемки.