Культура

КиноБизнес изнутри с Ренатой Пиотровски: интервью с Евгенией Добровольской

Рената Пиотровски и Евгения Добровольская

Эксклюзивно в онлайн-кинотеатрах Wink и «Кинопоиск» 30 марта состоялась премьера нового сериала Фёдора Бондарчука «Актрисы» по сценарию Паулины Андреевой. Ведущая рубрики «КиноБизнес изнутри» Рената Пиотровски поговорила с актрисой Евгенией Добровольской о любви к профессии, работе с Бондарчуком, о мечтах и… психотерапевтах.

Залпом!

Когда я прочитала сценарий «Актрис», сразу подумала: боже мой, прекрасная вещь! Прочитала залпом! Это прекрасное пособие, объясняющее молодым девушкам, почему не нужно идти в эту профессию. (Смеется.) Все настолько точно написано — и все правда. Я играю маму артиста — и я знаю это все и с точки зрения сцены, и с точки зрения семьи. Странно, но у меня все дети совсем не хотят в артисты. И это очень хорошо. Не надо сходить с ума по кино. Сойти с ума очень просто, а держать себя в руках — это большой труд. Поэтому мне кажется, иногда лучше держать себя в руках и найти себе какое-то другое занятие.

Евгения Добровольская

Так и было

Иногда мне кажется, что все те режиссеры, с которыми я хотела бы и могла работать… все умерли. А молодые — боятся. И поэтому, когда появляется кто-то молодой, неожиданный, он хочет со мной работать и мы находим общий язык, — для меня это счастье. Точно так же, как было счастьем встретиться с Кириллом Серебренниковым, который позвал меня в свою работу. Я просила: «А как мы будем работать?» И Кирилл ответил: «Будем работать классно!» И так и было. Кирилл всегда говорил: «Мы с тобой столько лет отработали, и мы ни разу не поссорились». И это удивительно, потому что сколько скандалов и недопониманий было, но все время нас сопровождало чувство юмора, чувство локтя — и поэтому мы так долго вместе. А с Сангаджиевым я просто играла на одной сцене много лет, поэтому мы давно знакомы, он знает меня очень хорошо. Я молодых режиссеров не боюсь и готова им доверять.

На воздух!

С Фёдором Сергеевичем мы знакомы с детства, снимались вместе не в одном фильме, партнерствовали как актеры. У него на площадке всегда такой порядок! Все работают слаженно, он ни на что не отвлекается и его ничего не раздражает… кроме замкнутого пространства: мои сцены снимали в квартире, и его это очень раздражало, он все время хотел выбежать на воздух! (Смеется.) И в сценах не было никаких особых замечаний по поводу того, что он как-то что-то диктовал и настаивал, а я не могла исполнить. Фёдор на площадке такой же, как и в жизни. Мне кажется, если человек на площадке меняется и вдруг превращается во властного монстра, он просто неорганично существует и в жизни, и в работе. Быть одним человеком в жизни и становиться другим, когда у тебя есть какая-то власть, на площадке, — это, скорее, признак неразумного человека.

Евгения Добровольская

Более смелые

Пока у меня мало проектов на онлайн-платформах, но мне очень нравится этот тренд, я сама смотрю именно платформы, когда есть время. У них очень хорошее качество, и зрителю не приходится смотреть «отписки», сделанные левой ногой. В проектах для онлайн-платформ другие сценарии — они более смелые, может быть, даже где-то нецензурные, но с интересным сюжетом. И они обычно отлично сняты. Платформы платят за хорошую картинку, а я очень люблю смотреть операторские работы, мне вообще нравится открывать операторов.

Одних и тех же

Приходят новые люди, молодые режиссеры, молодые продюсеры, которые не знают, не смотрели, не видели, не слышали, не интересовались, не ходят в театры. И что взрослые, что молодые артисты стоят перед одной и той же проблемой: снимают постоянно одних и тех же.

Рената Пиотровски и Евгения Добровольская

Никогда не буду

В моей профессиональной жизни были разные периоды, в том числе долгий и сложный период выгорания, когда я думала, что уже никогда не буду сниматься в кино. Если честно, очень сложно видеть себя на экране, когда ты с детства снимаешься. (Улыбается.) Ты видишь, как стареешь. Поэтому я больше люблю характерные драматические роли, как во «Время года зима» Светланы Устиновой, когда можно не смотреть за тем, как ты причесана, как у тебя бежит волосок, а быть в кадре какой-то не такой, естественной.

Быть готовой

Это работа, которую я люблю, мне интересно разгадывать роль, готовиться к ней, изучать для роли новые профессии, новые симптомы новых болезней. А суеверия — это не про меня. Мы все там будем. Кто бы думал, что с Брюсом Уиллисом такое случится? Никто не знает, где окажется завтра. И об этом нужно помнить и взрослым, и молодым, которые порой не хотят думать о том, какие проблемы их ждут впереди. Я всегда дружила с артистками старше меня — они гораздо мудрее и раньше меня прожили вот эти все этапы смены амплуа, смены занятости, взлета и падения востребованности — и я училась быть к этому готовой.

Евгения Добровольская

Им можно все

У нас и театр, и кино — это про мужчин, это мужские роли, у нас нет прекрасных женских сериалов вроде «Маленькой лжи» или фильмов вроде «Любовь по правилам и без», чтобы все артистки в таком красивом проекте вдруг как-то открылись по-новому. У нас такие проекты даже не рассматриваются. У нас очень мало картин про женщин, их внутренний мир никого не интересует, максимум интересуются подростками. Потому что мужчины живут в заблуждении и считают, что женщины хотят смотреть на них. Какой бы он ни был — лысый, толстый, волосатый, состарившийся, но почему-то на него надо смотреть, им можно все. А если женщина постарела, поправилась, то все — ты уже не снимаешься.

Евгения Добровольская

Легко забывают

Самый лучший возраст — 30–45 лет: ты уже встал на ноги, ни от кого не зависишь и уже можешь все смело делать в профессии, можешь творить, есть силы, есть желание, есть творческий задор. А дальше снова возвращается период зависимости (переход в новое амплуа, востребованность, помнят ли тебя, зовут ли тебя), с которым ты либо справляешься, либо нет. Потому что у нас очень легко забывают. Это тонкие материи, как в любви: ты почему-то любишь этого и не любишь другого актера.

Надо делать

Не люблю разговоры и мысли про мечты — ни сбывшиеся, ни несбывшиеся. Еще Раневская говорила: «Актер — это кладбище несыгранных ролей». И мне с детства казалось, что не надо этой фразе следовать, не надо. Не надо мечтать, надо делать то, что тебе дают. Не сыграл что-то — переживешь, это не стоит твоих нервов, иначе все актеры свихнутся. Делай то, что можешь, здесь и сейчас. Я, например, так отказывалась от «Чайки» Коршуноваса, вообще не хотела это играть — и до сих пор не хочу. Но играю. (Смеется.)

Евгения Добровольская

Это настоящее

Да, дети классно записывают ТикТоки, но может ли это перерасти в творчество? Искусство призвано переворачивать души зрителя. Будь это живопись, музыка, опера, балет, драматический спектакль — мы все работаем ради того, чтобы у зрителя с той стороны рампы произошел катарсис, вот этот маленький щелчок. Чтобы он подумал, поплакал, чтобы его тронуло, потому что если не трогает, то это не искусство, и это уйдет. А когда ты как актер пробиваешься куда-то туда, где человек сам даже не знал, что у него болит, — это настоящее. Потому что голос или скрипка заставляют нас плакать, задевая струны души. И это такая тонкая штука, которая, конечно, ни к какому ТикТоку не имеет отношения.

Евгения Добровольская

Каждый разумный человек

Я не люблю психологов. Во-первых, они не все Фрейды, и даже Фрейд, может быть, ошибался. И когда те, кто работает по Фрейду, что-то достают из твоего детства, оказывается, что это папа с мамой виноваты — и потом в этих людях, раскопавших эти тайны, я вижу агрессию. И хочется сказать: маме и папе тоже было по 25, и они тоже жили и как-то выросли. Мне кажется, что каждый разумный человек сам в состоянии быть себе психотерапевтом, вопрос в том, держишься ли ты или позволяешь себе не держаться. Потому что, повторюсь, сойти с ума легче, чем держать себя в руках, чем объяснять себе одно, другое, третье, объяснять себе, зачем и почему что-то происходит и не бояться задавать себе вопросы и честно отвечать на них себе самому. А все остальное — это шаманство и огромные деньги. Мне кажется, психологи должны спасать людей заблудших — алкоголиков, наркоманов, которые не видят своей жизни, потому что у них мозг затуманен. И если их можно вытащить — это хорошо. Хотя это не всегда возможно, потому что им часто уже слишком неинтересна эта жизнь. И никакой психолог тебя не вернет обратно в реальность, пока ты сам не захочешь. А как ты захочешь туда, если тебе тут хорошо? Там одни проблемы! И это слабость, которую я не принимаю.

Книга требует

В свободное время я стараюсь пересмотреть все сериалы, которые я не посмотрела. А читать все труднее и труднее, потому что книга требует сосредоточенности и погружения, когда тебя никто не дергает, а для этого надо отключить телефон и понимать, что тебе не должен позвонить ребенок, ты не должен срочно куда-то бежать, а такого не бывает. Сериал проще нажать на паузу.

Евгения Добровольская

Генеральный продюсер проекта: Аниса Ашику
Фото: Иван Пономаренко