Стиль жизни

Jewellery & Design: все по плечу или ода «эполетам»

В процессе изучения ювелирного дела меня всегда особенно впечатлял момент, который условно можно обозначить как back to the roots — так называемое изучение истории ювелирного искусства и произведений, сыгравших в ней ключевые роли.

Я нередко с удивлением обнаруживала,

как классические украшения средневековой Европы становились суперактуальными трендами современности, а мотивы ювелирных ценностей древней Азии неожиданно «прорастали» в облике концептуальных творений 21 века.

Одним из таких исторических ювелирных открытий для меня стал объект под названием «эполеты». Признаться, он покорил меня сразу. Это была любовь с первого взгляда.

Я пребывала в полной уверенности, что первоначальная и единственная цель этой вещи — подчеркнуть значимость военного титула. Но в действительности изначально эполеты были созданы как украшение для гражданского костюма, и только впоследствии стали использоваться у военных. Как правило, выполненные из драгоценных камней и металлов, они являлись знаком благосклонности Фортуны. Еще бы! Стоит только приблизительно предположить, сколько могли стоить эполеты, инкрустированные бриллиантами или настоящим жемчугом, чтобы по достоинству оценить, насколько судьба была благосклонна к их счастливым обладателям.

Истинное происхождение эполет связано с историей древнего Рима, если быть точнее — с историей древнеримских доспехов. На портрете самой богатой наследницы в России середины XVIII века Анны Шереметевой, одетой для «римской кадрили», наплечники образуют бриллиантовые банты с золотыми маскаронами в виде львиных морд. В то время в нашей стране эполеты присваивались только лейб-кампанцам — бывшим заговорщикам, посадившим на трон императрицу Елизавету Петровну. К той же эпохе относится первое упоминание бриллиантовых эполет: их получил фаворит императрицы граф Разумовский. Такой эполет мог быть пожалован вместе с высшим орденом Андрея Первозванного. Вообще же в России и Европе этот знак отличия не был связан никакими рамками — изготовленные не только из бриллиантов, но и других драгоценных камней, они дарились монархами в знак особого благоволения. Известно, что алмазными эполетами огромной стоимости владел князь Потемкин.

Князь Потемкин-Таврический

В европейском ювелирном искусстве название эполета закрепилось за брошами, которые носят на плече. В эпоху ар-деко они могли, подобно античным фибулам, соединять части костюма или удерживать складки драпированной ткани.

Портреты персидских шахов из династии Каджаров показывают, как восточные правители в колониальный период перерабатывали элементы европейского военного костюма согласно своим представлениям о царской роскоши. В наши дни султан Джохора решил возродить традиционное великолепие церемониального костюма, украсив свой мундир бриллиантами из числа коронных драгоценностей.

Столь многогранная история и мультифункциональная назначенность этого предмета ювелирного искусства сподвигла меня к тому, чтобы переосмыслить его в рамках нашего бренда. Не в силах оставаться равнодушной к истории эполет, я много думала о том, как возродить их традицию в современности (тем более, что пока никто из коллег похожего не делал). И увидела их как украшение костюма и некую альтернативу броши — в виде пера. Перья всегда были для ювелирного дома Missbach чем-то вроде iconic sign. Так, воплотившись в этой форме, эполеты в современном прочтении стали еще более содержательны — ведь что может быть утонченнее и изящнее, чем перышко, коснувшееся плеча.

Эполет-перо из коллекции Missbach

Новые украшения вошли в коллекцию Missbach by Nadia, они сделаны из более доступных материалов, в том числе серебра, и, как мне кажется, прекрасно подходят для любого случая и вполне вписываются в то, что сегодня мы называем affordable luxury.

 

 

 

02 декабря 2014
Надежда Мисбах для раздела Стиль жизни