В Москве на 92-м году жизни скончалась актриса Элина Быстрицкая, прославившаяся ролью Аксиньи в киноэпопее «Тихий Дон»: об этом сообщили в пресс-службе Малого театра, где Быстрицкая работала с 1958 года.
Вспоминаем самые яркие цитаты великой артистки.
«Мне мой отец объяснил жизнь в четыре акта: душу — Богу, сердце — женщине, жизнь — Отечеству, честь — никому. Мне кажется, это кредо подходит для каждого. Отец был очень хорошим специалистом — военный врач-инфекционист. И честь он понимал как главное достоинство".
«Никогда не могла определить, что талант, а что труд. Я не могла этого понять ни у себя, ни у других. Я думаю, что талант без труда пропадает, труд без таланта — никчемен».
«Убеждена: не следует говорить в адрес любви, даже если она давно ушла, нехорошие слова. От этого прошлое не изменится. А твое собственное будущее может осложниться. Не понимаю тех, кто не умеет достойно расстаться, посылает вслед тому, кого любил, скверные слова… Когда мне бывало особенно тяжело, я защищалась от своих бед… одиночеством. В моей жизни был период, когда я однажды просидела десять часов под дождем в лодке, решая, как мне дальше жить. Впрочем, разве это одиночество? Это передышка перед очередным рывком в жизни, состояние, когда ты остаешься наедине с собой и Богом. Актриса, не познавшая любовь и горькое одиночество, никогда не будет искренней на сцене».
«Знаете, есть такой диалог: „А откуда вы берете деньги? — Из тумбочки“. Так и я силы беру в тумбочке. У себя беру. Где их еще брать?.. Единственное, что нельзя делать, — добиваться своего за чужой счет. Этого Бог не прощает».
«История наша, если в нее заглянуть, должна нас научить: лучше, чем мир, ничего нет. Мир не в смысле обширного пространства, а в смысле взаимоотношений. И в семье, и с другими народами».
«На сцене совершенно иное пространство, мне все легко. Никогда ничего не болит, ничто не отягощает. Я из течения своих лет исключаю то время, что проживаю на сцене. Это сохранение мое. Во время работы все как будто цветное, а ведь жизнь-то обычно черно-белая. В ней происходит все то, что к нам приходит, нам дается. А в искусстве — то, что мы хотим, что сами создаем».