В ноябре в российский прокат выходит мистический триллер Луки Гуаданьино «Суспирия» — ремейк одноименного фильма 1977 года Дарио Ардженто. В главных ролях — Тильда Суинтон, Дакота Джонсон, Хлоя Грейс Морец, Миа Гот, а также исполнительница главной роли в «Суспирии» 1977 года Джессика Харпер.
Российская актриса Елена Фокина, также снявшаяся в картине, вошедшей в конкурсную программу 75-го Венецианского кинофестиваля, рассказала Posta-Magazine о работе с Лукой Гуаданьино и роли хореографии в «Суспирии».
Мистическая картина Луки Гуаданьино «Суспирия» увлекает зрителя загадками еще до премьеры: не так давно Тильда Суинтон призналась, что сыграла в фильме не только ведьму-танцовщицу, но и 82-летнего старика-психоаналитика, хотя в титрах исполнителем роли доктора Йозефа Клемперера значится несуществующий актер Лутц Эберсдорф, для которого Тильда даже завела фейковый аккаунт на сайте imdb.com. Но «разоблачение» Тильды — лишь капля в море: «разгадывать» историю о юной балерине, обнаружившей, что школа балета превратилась в место ведьминского шабаша, мы будем увлеченно кадр за кадром после премьеры. «Вы увидите, как танец, волшебство, заклятия и ужас переплетаются между собой», — пообещал еще в начале съемок Лука Гуаданьино.
Кадры из фильма «Суспирия»
А пока вместе с актрисой и танцовщицей Еленой Фокиной, снявшейся в картине, выясним, как режиссер воплощал свой замысел с помощью профессиональной хореографии.
Дмитрий Барченков: Первый вопрос будет в лоб: какая она, Тильда Суинтон?
Елена Фокина: Помимо того, что Тильда — гениальная и особенная актриса, она — очаровательный человек. С ней приятно и работать, и просто находиться рядом. Таких людей я очень мало встречала в жизни: являясь абсолютным профессионалом, она не потеряла человечность. В «Суспирии» у нас была одна общая сцена, и Тильда настолько поддерживала меня, что хотелось, чтобы день съемок длился вечно.
— Теперь по существу. В интернете не так много информации о вас: я знаю, что вы закончили МГИК и учились в ГИТИСе, а потом оказались в Европе. Расскажите вкратце о своем пути.
— Я родом из Московской области, а точнее из Серпухова. Я действительно закончила факультет хореографии Института культуры, после этого я поступила в ГИТИС, чтобы также учиться на хореографа. Через два года институт я бросила, потому что поняла, что программа та же, новому меня не научат, а оставаться просто ради престижа я не хотела. Не верю в «корочки», только в знания. Через какое-то время в Москве в рамках танцевального фестиваля гастролировала известная бельгийская труппа Ultima Vez с режиссером Вимом Вандекейбусом. Они проводили кастинг, на участие в котором меня сподвигли друзья. Признаюсь, я никогда не думала о переезде в Европу, однако, на кастинге выбрали именно меня и предложили контракт.
Фото: Danny Willems
— А много человек он взял тогда?
— Только меня. С небольшими перерывами я проработала с Вимом около 14 лет. Мы с труппой выступали по всему миру, пока в 2013 году я не родила сына. Сначала он гастролировал с нами, но, конечно, я понимала, что вскоре ему потребуется свой круг общения, своя детская жизнь. И в этот момент мне позвонили из шведской Королевской оперы и предложили контракт педагога и исполнителя современного танца. И в 2015 году мы с семьей обосновались в Стокгольме.
— Кажется, я не услышал в вашей истории имени Луки Гуаданьино?
— С Лукой меня познакомил хореограф «Суспирии» Дамьен Жале, которого я знаю уже много лет. Мы ни разу с ним не работали, но оба хотели попробовать что-то совместное. В августе 2016-го раздался звонок от Дамьена, и я услышала, что в большой кинопроект ищут актрису на роль русской танцовщицы. Нужны были не только актерские способности, но и танцевальные навыки, причем предполагалось что-то радикальное. Я прошла пробы, и Лука взял меня в проект.
Фото: Danny Willems
— Не было страшно? Это же был первый опыт не только в полном метре, но и сразу в фильме ужасов.
— Вы же знаете русскую пословицу «Волков бояться — в лес не ходить»? Я всегда за эксперименты и всегда пытаюсь пробовать что-то новое. Это мой стимул и мотивация к жизни. А когда узнаешь, как работает Лука, страх исчезает даже у самого боязливого.
Фото: Danny Willems
— Как он работает?
— Он знает, что делает, и поэтому каждая минута работы с ним — это энциклопедия, кладезь, из которого можно черпать вечно. Первый раз я встретила Луку на локации в итальянском городе Варезе, где, собственно, проходила большая часть съемок. Он детально продумал траекторию движения моего персонажа в сцене с зеркальной комнатой и с первого раза показал мне ее так, как в результате сцена вошла в фильм. Единственное, что мы добавили туда с Дамьяном, — это хореография.
— Версия Луки Гуаданьино, который очень не любит, когда его фильм называют ремейком, очень многим отличается от фильма Дарио Ардженто 1977 года, и хореографией в том числе. Много танца было на площадке?
— Я не много участвовала в общих массовых сценах. Мой персонаж с турбо-развитием: очень быстро приходит к кульминационной точке. Но главная сцена для моего персонажа Ольги — одна из самых сложных с точки зрения пластики. У Луки изначально была идея на основе сюжета картины Дарио Ардженто сделать фильм, наполненный движением. Лука использует движение как эмоциональное выражение персонажа, а потому с самого начала все персонажи прописывались с учетом именно текстуры движения. А воплощение этой самой текстуры и было основной работой моего друга Дамьяна.
— У нас в разговоре о фильме про ведьм уже звучала русская пословица, напоследок хотелось бы объединить эти темы и спросить про традиционную для русских веру в нечистую силу. Баба-яга, Кикимора и другие существуют?
— Я такая же русская, но верю не в то, что кто-то может превратить меня в лягушку, а во что-то большее. Верю в силу природы и в энергию людей, причем как разрушительную, так и созидательную.
Фото: Yang Chew Chen
— Так какой же энергией обладает «Суспирия» Луки Гуаданьино?
— И той, и другой. И поверьте, это в фильме очень ярко выражено, вы точно не будете разочарованы!