Все, что связано с техникой, — для Яна Кооманса и профессия, и хобби: от создания систем охлаждения для самых быстрых компьютеров в мире до изучения самых опасных поворотов на знаменитой гоночной трассе Нюрбургринг. Главный критерий — гарантия качества, от которой, в случае с механизмами, иногда зависит очень многое.
Двигатель внутреннего сгорания
правил миром последние 150 с лишним лет. Но сегодня в борьбе за спасение планеты правительства на всем земном шаре строят заговоры, чтобы силой свергнуть его с престола. Некоторые страны даже планируют полностью запретить автомобили на ископаемом топливе в ближайшие десять лет. И вот я задумался: реально ли одно из величайших изобретений человечества ожидает настолько плохой конец?
Еще когда я был маленьким, а это было давно, листая автомобильные журналы, я изредка натыкался на электрический автомобиль. Правда, обычно это был того или иного рода футуристический концепт. В любом случае, идея приводить автомобили в движение посредством электромоторов не особо новая, и даже достаточно древняя, но применение их в обычных автомобилях серийного выпуска и впрямь началось относительно недавно. Когда Toyota запустила в массовое производство первый гибридный электромобиль Prius, он стал большой сенсацией. Сложно поверить, что прошло уже почти 20 лет. В наше время Tesla Motors производит фурор и дает громкие заголовки своими полностью электрическими транспортными средствами, которые не только экологичны, но реально быстро ездят и довольно стильно смотрятся.
Первая волна гибридных гиперкаров тоже оказалась удачным попаданием. McLaren P1, Ferrari LaFerrari и Porsche 918 Spyder — у всех у них внутри стоят батареи и электрические моторы. Да, бок о бок с крайне мощным двигателем внутреннего сгорания, но это, пожалуй, был самый недвусмысленный знак того, что времена и вправду меняются. Однако не все еще потеряно для тех из нас, кто любит движение вперед за счет контролируемого взрыва древних водорослей и планктона. Топливо на основе нефтепродуктов небезосновательно сдает позиции, но технологии для полного их вытеснения пока не существует.
Взглянуть хотя бы на Tesla, детище энтузиаста-провидца Илона Маска. Он похож на тех людей, которые сперва выпрыгивают из самолета, а затем думают о том, как же раскрыть парашют. Его подход по меньшей мере гарантирует наличие достаточной для успеха мотивации. Громадный бюджет на разработки и исследования R&D пока что привел к умопомрачительной убыточности компании Tesla. Но в то же время они поистине переломили ход игры и заставили авторитетных автопроизводителей выглядеть малость староватыми и медленными. Если через сто лет еще будут существовать учебники по истории технического прогресса, я уверен, что Илону Маску будет посвящена отдельная глава. А вот насколько счастливы будут в итоге его инвесторы — это пока вопрос без ответа.
Основатель Tesla Motors Илон Маск
Tesla и их рискованный подход вне всякого сомнения доказали, что концепция полностью электрических автомобилей может функционировать. В то же время они также доказали, что технология просто еще не готова заменить традиционные машины. В настоящее время они работают лишь в том случае, если вам не надо ехать слишком далеко. Пока же миру остается ждать настоящего прорыва в технологии батарей, который на порядок увеличит энергоемкость. Где-то раз в месяц появляются новые многообещающие перспективные химические соединения для батарей, но пригодных для массового производства так и не появилось. Ждем дальше. На сегодняшний день аккумуляторный комплект в автомобиле Tesla по сути состоит из огромного количества батарей как для ноутбука, соединенных между собой различными способами. Ничего экстра-инновационного.
Аккумуляторный комплект в Tesla
Как всегда, не обходится и без маркетингового тумана. Tesla, например, представила невероятно новаторскую штуку под названием «автопилот». Уверен, что вы об этом слышали? По сути это означает, что машина сама едет, то есть управляет сама собой. Но это работает лишь при соблюдении строгого набора условий (например, автострада), и водитель должен быть начеку и все время держать руки на руле, чтобы свести к минимуму риск гибели в аварии в случае ошибки программного обеспечения. Это завышенные требования к среднестатистическому гражданину, как только он привыкнет по утрам просто ставить машину на «автопилот» на шоссе по дороге на работу. Первый смертельный случай с машиной Tesla попал во все заголовки, хотя, возможно, это и несправедливо с точки зрения статистики. Однако само название «автопилот» еще сильнее вводит людей в заблуждение относительно того, что он должен делать и что делает на самом деле. Это всего лишь вспомогательное подспорье для ленивого водителя, а вовсе не полностью автономная система, способная взять на себя все задачи по вождению. Конечно, при всем при этом я по-прежнему убежден, что даже очень несовершенный пилот водит машину лучше, чем множество людей с водительскими правами. Автопилот уж точно не станет вести смс-переписку во время движения, также как он не станет красить губы или читать газету. Просто не стоит забывать, что, включая автопилот, вы доверяете свою жизнь недоработанной программе, которая все еще «в процессе отладки». Tesla как будто не испытывает угрызений совести, перекладывая на потребителей задачу бета-тестирования новых функций. На мой взгляд, это признак слишком высокой веры в человечество, но кто я такой, чтобы судить.
Пожалуй, заметнее всего влияние Tesla на автомобильный рынок проявляется в рабочих характеристиках их машин. В части ускорения из полной остановки. Получаются довольно забавные видео на YouTube, когда крупная комфортабельная электрическая машина уделывает Lamborghini в гонке без малейших усилий. Это возможно благодаря тому, что электромоторы идеально пригодны для разгона автомобиля из стоячего положения. Они могут создавать максимальный крутящий момент уже с нуля оборотов в минуту, в то время как традиционный двигатель просто не в состоянии выдавать мощность, не набрав значительное число оборотов. Скорость конкретной машины Tesla зависит только от количества доступных вольт и ампер, посылаемых на моторы. Самая последняя модель S с самой большой батареей и с полным приводом от двух двигателей может разогнаться до 100 км/ч всего за две с половиной секунды. Они в самом буквальном смысле нелепо скоростные. Дополнительные баллы Tesla приносит название «нелепый режим» для супер-ускорения — по мотивам культового фильма «Космические яйца», который по сути представляет собой пародию Мела Брукса на «Звездные войны». Стоит посмотреть, если вы еще не видели.
Так или иначе, машины Tesla очень быстрые. Однако конкретная скорость зависит от заряда батареи. Самый быстрый разгон доступен только при максимальном уровне. Показатели падают сразу, как только батарея начинает истощаться. К тому же батареи и моторы не в состоянии держать такое сногсшибательное ускорение очень долго, поскольку очень скоро начинают перегреваться. Их хватает на разгон с 0 до 100 км/ч или даже на полкилометра гонки, но не на много дольше. Так что для старого доброго двигателя остается еще много-много применений. Я в курсе, что еще существует такая вещь как водородные топливные ячейки, но они отстают еще сильнее, чем батареи. Технология водородного топлива по-прежнему требует использования очень дорогих редких металлов, а обустройство сети водородных заправочных станций — богатый материал для ночных кошмаров. Плюс несколько настораживает тот факт, что любимое занятие водорода — как следует бабахнуть.
Так что мы возвращаемся к гибридам. Многие люди рассматривают гибридные автомобили как своего рода временный, промежуточный этап, пока мы эволюционируем и перейдем от использования топлива на основе нефти к чистому электричеству, но, по-моему, это не совсем справедливо. Гибридные электроавтомобили действительно дают лучшее из обоих миров во многих отношениях. Для начала, у них неограниченная дальность пробега. Можете ехать до тех пор, пока есть заправочные станции. Они также могут использовать преимущество электромоторов, «заполняя» пробелы двигателя внутреннего сгорания в рабочих характеристиках, таких как крутящий момент на низких оборотах или провал тяги. Для всего этого требуется не слишком уж много батарей, что позволяет экономить в весе. Самое главное: они действительно хорошо работают в реальном мире. Так что вряд ли, что скоро (если вообще когда-нибудь) чисто электрические автомобили смогут превзойти то, что гибриды дают нам прямо сейчас.
BMW i8 — прекрасный пример того, каким может быть спортивный гибридный автомобиль
По чистой случайности я недавно поездил несколько дней на гибридном прокатном автомобиле. Поскольку речь о прокатном гибриде Toyota, я не могу сказать, что это были самые головокружительные поездки в моей жизни. Однако у меня было время оценить, насколько хорошо эта система работает. Использование батарей для хранения возвращенной энергии, которая обычно теряется при торможении, и расходование ее в электромоторе для экономии топлива или повышения скорости — весьма элегантная и эффективная концепция, у которой очень мало недостатков. Рекуперация энергии — важная часть будущего, и современные автомобили Formula 1 демонстрируют, что результаты могут быть весьма впечатляющие. Избавиться от двигателя внутреннего сгорания совсем — это перебор, все равно что выплеснуть котенка из ванны вместе с водой. Пока мы не найдем магический способ создавать более энергоемкие и экологичные в производстве батареи, а также получать электроэнергию на чистых генераторных станциях, гибриды в целом будут превосходить чисто электрические автомобили.
Нельзя отрицать, что у нас, энтузиастов, не задалось первое знакомство с гибридными автомобилями. Prius не был особо вдохновляющим примером. Как и пример всех тех голливудских знаменитостей, которым внезапно позарез надо было завести себе такую тачку и сообщить нам об этом. Но это все дела давно минувших дней. Все забыли и все простили с появлением 918 Spyder, LaFerrari и P1. Какой из всего этого можно сделать вывод? Не так давно — в лице BMW i8 — мы уже видели более доступную версию гибридного спорткара. После этого пора гибридным рабочим лошадкам становиться настоящим мейнстримом. И все же — мое мнение — 21 век мы проживем вместе с двигателем внутреннего сгорания. Пока без него никуда!