Чаще всего интервью со звездами кино, режиссерами и продюсерами берут для СМИ журналисты или критики, которые могут блестяще говорить о предмете и разбираться в нем, но те, кто работает непосредственно в индустрии, знают большее количество деталей и подводных камней.
На Катерине: топ и юбка, Max Mara. На Ренате: жакет и брюки, Nissa (OZ Fashion); топ, Liu Jo
Фото: Александр Толстов
Генеральный продюсер проекта: Аниса Ашику
Стиль: Валерия Балюк
Благодарим отель «Балчуг Кемпински Москва»
за помощь в организации съемки.
Поэтому для интервью и репортажей в нашей рубрике «КиноБизнес изнутри» мы пригласили в качестве ведущей Ренату Пиотровски — профессионала индустрии. Сегодня ее собеседник — актриса Катерина Шпица.
Внутри лабрадор, а снаружи чихуахуа
Мне хотелось бы, чтобы было больше ролей для женщин с нестандартной внешностью, парадоксальных. Знаете, как трудно живется, когда внешне ты чихуахуа, а внутри — лабрадор? Хочется меньше привязки к типажам и меньше благоговения перед молодостью. Мне видится тенденция нашей индустрии: актрису в 22-23 года возносят на пьедестал, потом около 6-7 лет она очень активно работает, проект за проектом, но почему-то после 30, когда внешность еще далеко не подводит, а женщина как раз-таки расцветает в мудрости, обретя жизненный опыт, предложения сыграть интересных героинь резко сокращаются. Складывается ощущение, что в западных сериалах и кино у женщин самое интересное в жизни в 35 только начинается, а у нас в 31 как будто все уже позади. Молодость — очень переоцененный актив.
Платье, Sportmax
Психоанализ как режиссура жизни
Через 10 лет мне будет 43 года. Я надеюсь, что все данные себе обещания по отношению к своему организму я выполню, буду держать себя в хорошей форме, и здоровье не подведет. У меня точно будет еще ребенок. Я думаю, что я открою свой бизнес. Получу еще одно высшее образование — либо в области филологии, либо в психологии: психоанализ как режиссура жизни, причем не только своей — это еще и возможность помочь другому «исправить» его сценарий.
Я стану режиссером
Мне не нравится выражение «попробовать себя в режиссуре». В нем есть некая неуверенность. Режиссером надо стать. Я не исключаю для себя такой перспективы. Только чуть позже. Если родится материал для короткого метра — будет короткий метр, если объем высказывания потребует полнометражного кино — возьмусь сразу за него, минуя «шорт-тест». На данный момент я пока пишу в стол, вернее, записываю идеи, наблюдения, фиксирую образы. Но из них я пока не в состоянии ничего развить, не хватает душевных сил или, возможно, жизненного опыта или жгучей необходимости так выразить себя. Я уверена, что самое главное — это сценарий: хороший сценарий тяжело испортить даже маленьким бюджетом. Но пока высказывание не созрело, я даже не буду соваться. Я буду учиться, а формат обучения подскажет жизнь — частные уроки, консультации авторитетных в киноиндустрии людей или воркшопы.
Продать душу и не получить удовольствия
Пробы — это часть моей работы. Это увлекательно, если примеряешь на себя какой-то новый, нестандартный образ. И это скучно, когда ты пробуешься в проект, в который изначально легко, как по маслу, вливаешься по типажу, в котором делаешь то, что уже не раз делала раньше. И за такие проекты я, как правило, не берусь: не тратя ничье время, аккуратно и оперативно отказываюсь, так как время очень дорогой ресурс, и я уважаю как свое время жизни, так и чужое, не пускаю пыль в глаза и не обнадеживаю напрасно эфемерной перспективой сотворчества.
Соглашаться на проект исключительно из-за денег мне пока не приходилось, возможно, не предлагали пока таких денег, судьба меня еще не искушала! (Смеется.) А предварительно соглашаться и затем возвращать аванс приходилось: я не стала участвовать в крупном мероприятии, потому что, получив сценарий уже после заключения договора, ясно осознала, что согласиться для меня значило бы продать душевную энергию, заставить себя выступать в образе, который совсем не вязался бы с моей личностью. Эксперименты с образами в кино — другое дело, но как ведущая мероприятия актриса обязана перед самой собой блюсти свой имидж и отстаивать свои ценности в искусстве, сохранять вкус и стиль. И работа должна приносить удовольствие. Иначе это добровольное рабство.
БеспринцЫпные чтения
Сейчас у меня в работе сериал «Казанова» «Амедиа Продакшн» для Первого канала и «Полярный 17» для ТНТ. Все чаще я участвую в театральных и чтецких проектах. Это и «БеспринцЫпные чтения» с Цыпкиным, и «Уроки литературы» с Феликсом Михайловым, есть работы в театре: в МГТ под руководством Безрукова я как приглашенная артистка играю в спектакле «Калигула», а в Театре Булгакова — в спектакле «Ромео и Джульетта».
Блузка, Forel (OZ Fashion); юбка, Elisabetta Franchi; балетки, Escada
Против физиологичности
Одна из главных причин, по которой у меня в доме крайне редко включен телевизор — это беспощадная реклама. Раздражает засилье образов людей, у которых постоянно что-то болит: то изжога, то запор, то диарея, пучит живот, болит спина, не держатся во рту протезы, а пережить менструацию без обезболивающего ну совершенно для них невозможно… Попытки в любой рекламе, связанной с физиологией женщины, сделать научную терминологию более благозвучной и щадящей для, видимо, мужского уха, тоже раздражают. Менструация у нас называется критическими днями, «этими» днями, сложными днями, и такая компромиссность в том, что касается женской «атрибутики», меня удивляет. В целом, я против излишней физиологичности и в рекламе, и в кино, и в жизни. Быт и физиологизм уничтожают эротизм.
Живу в своей стране
От первой до последней буквы свой «Инстаграм* (*Meta Platforms Inc. (Facebook, Instagram) — организация, деятельность которой признана экстремистской, запрещена на территории Российской Федерации)» я веду сама. «Инстаграм* (*Meta Platforms Inc. (Facebook, Instagram) — организация, деятельность которой признана экстремистской, запрещена на территории Российской Федерации)» — это выражение собственной позиции — в основном, человеческой, гуманитарной. Политики я никогда не касаюсь: я не настолько сведуща, чтобы высказывать свое мнение. Когда у тебя нет доступа к объективной информации, тебе нечем обосновывать свое мнение, оно не может быть жизнеспособным. Кроме того, если ты ничего не можешь предпринять, кроме участия в выборах и референдумах, то какой смысл разводить ругань? А обсуждение политики — это, как правило, ругань, опасная еще и тем, что ты не знаешь, какова будет власть через несколько лет и что вообще будет со страной. Поэтому, пока нет реальной возможности что-то менять в нынешнем положении вещей, я предпочитаю жить в тех реалиях страны, которые есть сейчас, и делать свое дело в заданных государством условиях, будучи ответственным гражданином с хорошим правосознанием. А когда возможность действовать есть, людям вовсе не обязательно много об этом говорить.
Работаю лицом
Я поддерживаю благотворительные организации, «работаю лицом», помогая распространять информацию, привлекая внимание к акциям, которые они проводят. Но сама учреждать какой-то благотворительный фонд я пока не хочу.
Я очень люблю наряжаться
Я очень люблю наряжаться, мне очень нравится смотреть, как создается образ, как одна деталь прирастает к другой. Иногда создание образа начинается с выбора клатча или туфель: то есть маленькая вещица вдохновляет тебя и вдруг помогает понять, кем ты хочешь быть на этой красной дорожке. Впрочем, в наших условиях всегда свои коррективы может внести и погода: порой наряд приходится экстренно менять, думаю, все помнят, как пару лет назад на Московском кинофестивале просто залило дождем всю дорожку. К счастью, на мне было шикарное платье Юдашкина из очень тяжелой, крепкой ткани — оно все равно намокло, но выглядеть хуже от этого не стало. А в этом году для апрельского ММКФ я выбрала шерстяное белое платье — и молилась, чтобы не было какого-нибудь неожиданного снега с дождем.
Иди к Кате
Очень часто я делаю все в последний момент, и, я боюсь, это судьба, это мой фирменный знак. (Смеется.) Если ты хочешь понять, как сделать все в последний момент и при этом не сесть в лужу, иди к Кате. Но мне везет с людьми, видимо, я нашла таких, которые быстро соображают… Олег Панкин для меня, например, мог сшить вечернее платье за два дня, Оля Костерина «сажает» на меня уже готовые вещи, я всегда нахожу необходимое у Терехова. Украшения я тоже всегда быстро подбираю. У меня есть киноагент, есть PR-менеджер. И мне очень не хватает личного ассистента и личного водителя. Впрочем, за последний год я научилась все-таки думать чуть заранее: когда торопишься, не можешь быть достаточно уверен в себе и в результате.
Шок!
Когда мой любимый мужчина сделал мне предложение, я испытала шок, потому что это было очень неожиданно! (Смеется.) Я была погружена в работу: сложный срочный ввод в спектакль потребовал от меня предельной концентрации. А там непростой рисунок сцен, шесть танцев, шекспировский текст… И вот поклоны, мысли все еще о проделанной работе — и вдруг, ой, у меня же есть личная жизнь!
Искусство отказываться от ненужного
Я недавно начала читать книгу «Путь эссенциалиста» и, дочитав до главы про сон, решила: «Да, надо браться за ум и серьезно заняться сном!» Эссенциалист — это человек, который умеет выбирать и расставлять приоритеты. Искусство не столько в том, чтобы выбрать, искусство в том, чтобы отказаться от ненужного. И, согласно этой книге, человек, который не уделяет достаточно времени сну, крадет у самого себя самые дорогие активы. Поэтому моя нынешняя цель — ложиться в половине двенадцатого и вставать в 7:30. Получается. Но пока только раз в неделю. (Смеется.)
Не читай
Я перестала тратить нервы на отзывы. За исключением недавнего случая, когда с пеной у рта отстаивала гражданскую справедливость и необходимость инициативы проекта «Нужна помощь». Надеюсь, не напрасно! Но воистину, самое главное правило социальных сетей — не читай комментарии.