Культура

Как отмечали Пасху в дореволюционной России

Как отмечали Пасху в дореволюционной России

В России Пасха, Светлое Христово Воскресенье, Велик день, всегда была особенным событием, к которому готовились заранее. По своим масштабам этот праздник для русских людей был равен Рождеству. Именно в России появился и продолжает существовать жанр пасхальных рассказов, наравне с мировой традицией святочных, рождественских историй. Николай Гоголь писал в своем рассказе «Светлое воскресенье»: «В русском человеке есть особенное участие к празднику Светлого Воскресенья. Он это чувствует живей, если ему случится быть в чужой земле. Видя, как повсюду в других странах день этот почти не отличен от других дней, — те же всегдашние занятия, та же вседневная жизнь, то же будничное выраженье на лицах, — он чувствует грусть и обращается невольно к России.


Ему кажется, что там как-то лучше празднуется этот день, и сам человек радостней и лучше, нежели в другие дни, и самая жизнь какая-то другая, а не вседневная.


Ему вдруг представятся — эта торжественная полночь, этот повсеместный колокольный звон, который как всю землю сливает в один гул, это восклицанье „Христос Воскрес!“, которое заменяет в этот день все другие приветствия, этот поцелуй, который только раздается у нас, — и он готов почти воскликнуть: „Только в одной России празднуется этот день так, как ему следует праздноваться!“»

Мы решили изучить, как же именно праздновалась Пасха в дореволюционной России, ведь чтобы следовать традициям, нужно их знать.

Как отмечали Пасху в дореволюционной России

Пост

Одним из ключевых условий празднования Пасхи являлось соблюдение Великого поста. Именно в Светлое воскресенье люди могли разговеться — то есть перестать соблюдать пост и насладиться всеми возможными угощениями. Пост делал пасхальную трапезу особенно радостной, хотя, конечно, это был и повод сильно переесть. В пост не только было запрещено «вкушать скоромное», то есть жирную и мясную пищу, но и в принципе воздерживаться от ругательств, скабрезных анекдотов, дурных поступков, а еще, конечно, верующие должны были молиться, исповедоваться, причащаться и искупать свои грехи, подавая бедным и занимаясь благотворительностью.


Очевидно, пост соблюдали более строго в деревнях.


Помимо большей набожности деревенских жителей, в сельской местности говение было оправдано и тем, что к весне запасы еды подходили к концу — мясо, масло, сало, рыба и так становились редким угощением. В городе пост нарушали чаще, ведь сюда продукты поставляли не только из деревень, но и с юга и из-за границы. Но обычно горожане все-таки стыдились нарушать его открыто. Были и те, кто хотя бы для проформы начинал соблюдать пост в последнюю, Страстную неделю, которая, кстати, вместе с первой неделей предписывает наиболее строгое воздержание. Дети также должны были придерживаться поста, насколько это было возможно.

Как отмечали Пасху в дореволюционной России

Приготовления в доме

К Пасхе обычно устраивали «генеральную» уборку, украшали дом и иконы. «С половины шестой недели начались уже и приготовления к празднику. В церкви очищались от пыли иконы, киоты, мылись стены и пол, наводился блеск на золотые вещи, на сосуды, приготовлялись лампадки и фонари для иллюминации, пересматривалась ризница, псаломщик в церковной школе устраивал спевки к празднику […] Со Страстной недели начались приготовления и в самом доме о. Петра.


Здесь тоже чистили, мыли, скоблили, рубили.


Все в доме было в движении, все шумело, суетилось, воскрикивало, восклицало, скрипело, стучало, звенело». Так описывал приготовления к Пасхе в своем рассказе «Не может быть!» священник, богослов и публицист Николай Колосов.

На Страстной неделе уборку часто устраивали в Чистый четверг, он же Великий и Страстной. Все домочадцы в этот день ходили в баню, умывались, стирали одежду. Тогда же было принято красить яйца и печь куличи.

Пасхальное богослужение

В сам Велик день рано утром принято было присутствовать на Пасхальной службе в церкви, как и сегодня. Службу также называли всенощная, утреня или заутреня. Многие оставались с ночи — богослужение традиционно начинается в полночь. Там можно было увидеть всех соседей, знакомых, друзей, сослуживцев, ощутить единение с другими верующими. На Литургии все причащались, а после было принято освящать куличи, яйца и любую другую еду, в отличие от сегодняшнего дня, когда куличи и яйца несут святить в Великую Субботу. После заутрени прихожане шли домой разговляться, а по дороге христосовались со знакомыми.

Как отмечали Пасху в дореволюционной России

Христосование

В России на Пасху приветствуют друг друга словами «Христос воскресе!» и «Воистину воскресе!» и обмениваются троекратным поцелуем. Таким образом верующие вновь переживают радость апостолов, которые передавали друг другу весть о воскресении Христа и славили его.

Как отмечали Пасху в дореволюционной России

В царской России похвально было похристосоваться с теми, кто был ниже по социальной лестнице, например, барин с барыней могли поздравить таким образом прислугу, или начальник — подчиненных. И даже царь показывал пример «христосования с мужиками»: эта традиция началась при Николае I и продолжалась почти до самого конца правления Николая II. Таким образом подчеркивалось триединство «Православие — самодержавие — народность». Николай II отводил на христосование от двух до четырех дней и за это время успевал поздравить со светлым праздником тысячи людей. А каждому, с кем царь похристосовался, также дарили расписное яйцо.

Как отмечали Пасху в дореволюционной России

Подарки

На Пасху было принято дарить что-либо близким, так же, как и на Рождество. Маленький мальчик, главный герой романа Ивана Шмелева «Лето Господне» радуется своим подаркам после Светлого воскресенья: «На столике у постели — пасхальные подарки. Серебряное портмоне-яичко на золотой цепочке, а внутри радостное-пунцовое, и светится золото и серебрецо, — подарил мне вчера отец. Еще — большое сахарное яйцо, с золотыми большими буквами — Х. и В., а за стеклышком в золотом овале, за цветами бессмертника, над мохом, — радостная картинка Христова Воскресения. И еще — золотисто-хрустальное яичко, граненое все, чудесное! если в него смотреть, светится все, как в солнце, — веселое все, пасхальное. Смотрю через яичко, — ну, до чего чудесно!»

Как отмечали Пасху в дореволюционной России

Самым распространенным подарком были, конечно, яйца. Их делали из разных материалов — из дерева, из папье-маше, из фарфора, из стекла. Они могли быть как цельными, так и состоять из двух половинок или содержать «секрет» — картинку внутри или еще один подарок, поменьше. Яйцо традиционно символизировало гроб Христа и воскресение — в твердой оболочке заключен зародыш жизни. Часто яйца красили красной краской, что символизировало кровь Христову, пролитую за грехи мира. Подаренные яйца можно было поставить на стол в качестве украшения. А можно было подвесить в углу, где находились иконы.

Стол

Пасхальные угощения состояли прежде всего из кулича, крашеных яиц и творожной пасхи — все это носили освящать. В качестве блюда для яиц часто использовали корзиночки с проросшим овсом или пшеницей, словно они лежат на травке. А в кулич и пасху втыкали бумажные цветы. Также часто к столу подавали ветчину, нарезанную ломтями, или целый окорок, колбасу, другие мясные деликатесы — потроха, почки, жаркое, буженину, а еще запеченную и начиненную, например, рисом курицу, утку, гуся или индейку — то есть все, что нельзя в пост. Любили разговляться и рыбными блюдами — заливным из рыбы, икрой, молоками. Пекли много сдобы — пряники, бисквитные бабы, сладкие пироги. Часто ставили на стол и вино, обычно сладкое — мадеру, херес, портвейн. К Пасхе всегда готовили очень много разных блюд и напитков, поскольку есть и пить их предполагалось всю следующую за Пасхой неделю. К тому же ждали визитов, а гостей тоже угощали.

Как отмечали Пасху в дореволюционной России

Игры

Любимой пасхальной забавой в России были покатушки или каточки: раскладывали «призы» — игрушки, сладости или те же расписные или крашеные яйца, устанавливали желоб под наклоном, чтобы он одним концом выходил на «полянку» с призами, и каждый скатывал по этому желобу свое яйцо. Чего оно касалось, то игрок и забирал. Если яйцо не касалось никакого предмета, то оно оставалось на площадке в качестве еще одного приза. Яйцами можно было и христосоваться — зажать в кулаке, чтобы торчал только «носок» — острый конец, или «пятка» — тупой конец, и стукаться ими с яйцами других игроков. Если скорлупа трескалась, яйцо переходило к тому, у кого она осталась целой. Также была популярна еще одна игра с яйцом: его клали на пол, игроку завязывали глаза и уводили подальше. Затем ему предстояло найти то место, где осталось лежать яйцо. Когда игрок останавливался, уверенный, что нашел то самое место, повязку с его глаз снимали, и, если он оказывался близко от яйца, то мог его поднять и оставить себе, а если далеко, то мог попробовать дотянуться.

Как отмечали Пасху в дореволюционной России

Развлечения

Светлое воскресенье хоть формально и заканчивало Страстную неделю, но фактически открывало другую — Светлую, Святую, Радостную, Пасочную. В течение всей этой недели проходили ярмарки, люди наносили друг другу визиты, прогуливались по улицам нарядно одетые, а в деревнях иногда даже колядовали, как на Рождество — ходили по домам, поздравляли, пели песни и получали за это угощения. В деревнях также вся эта неделя считалась началом весеннего возрождения жизни после зимы. В том числе в это время часто совершали сватовство, проводили смотрины, а уже через неделю-другую, на Красную горку, могли и свадьбы играть.

16 апреля 2020
Posta-Magazine для раздела Культура