Я не смогла удержаться: решилась поделиться своим секретом, своим уникальным знанием о волшебстве, которое украсит любую даму, поможет ей, станет ей другом.
Фото: Jan Coomans и фотобанки
Изысканный, женственный,
уникальный и так сейчас актуальный аксессуар
l’éventail (фр.). Он же — веер.
Началось все с моего уикенда в Париже в прекрасной компании Татьяны Сабуренковой и Яна Кооманса. Во время встречи с великой Мари-Франс Покна (признанный эксперт в области моды и тенденций в сфере люксовых брендов, автор книги Christian Dior — Прим. авт.) я ее попросила удивить нас Парижем, который я еще, может, не знаю. Мари-Франс, улыбнувшись, сказала: «Вызываем машину». Через 10 минут мы оказались в моем любимом районе Saint-Germain-des-Prés. Шел сильный дождь. И из-за зонта я не увидела вывески места, куда мы заходим. Я испытала те же эмоции, что переживает ребенок, оказавшийся в сказке, когда поняла, что передо мной
Мы с Мари-Франс Покна
Своим рождением дом вееров Duvelleroy, основанный в Париже в 1827 году Жан-Пьером Дювеллеруа, обязан мечте вернуть этот аксессуар в женские руки. Мечта сбылась благодаря роскошному балу у герцогини де Берри: веер снова вернулся в моду, и история дома начала свой отсчет.
Богатая отделка вееров Дювеллеруа, характерная для французской высокой моды, очень скоро принесла многочисленные медали на международных выставках. В XIX веке дом Duvelleroy открывает первый бутик вееров в Париже (улица де ла Пэ, 15) и филиал на Бонд-стрит в Лондоне. Хотя с тех пор дом неоднократно менял адреса, до 1980-х годов он неизменно оставался на правом берегу Сены, в средоточии моды и буржуазного шика.
Дом Duvelleroy — постоянный поставщик многих королев: начиная с королевы Виктории, он изготавливал веера, предназначавшиеся для подарка первым леди, сопровождающим своих супругов в официальных визитах во Францию. В их числе — императрица Австрийская, королева Швеции, королева Дании и королева Болгарии.
Мэр Парижа Анн Идальго
Дому также были заказаны веер для свадьбы графини Евгении Монтихо с Наполеоном III и белый веер из страусовых перьев, который держала в руках королева Египта на своей свадьбе в 1938 году.
Когда управление дома находилось в руках второго поколения семьи Дювеллеруа, произошла судьбоносная встреча с новым художественным направлением, с которым ему суждено было объединиться, — ар-нуво. В числе художников, постоянно сотрудничавших с домом, — Ги Жандро, Морис Лелуар, Жикар (Джованни Карьяти) и Луиза Аббема. Под влиянием ар-нуво веера меняются: на смену классике приходят изгибы линий, ядовитые цветы, сказочные существа — павлины, змеи и драконы.
В период творческого расцвета, начавшегося в Duvelleroy с приходом ар-нуво, зародились две эмблемы дома: веер «баллон», названный так по изящной форме его экрана, напоминающей воздушный шар, и маргаритка — символ, используемый в качестве подписи на головке каждого веера. Эти две эмблемы до сих пор можно встретить в коллекциях дома.
Duvelleroy создают несколько видов вееров:
«Птицы»
Дом Duvelleroy специализируется на «трофейных» веерах, особенность которых в том, что они полностью отделаны перьями одной и той же птицы, а иногда на ручке веера используется даже ее голова. Это идеальный натюрморт, переживающий вторую жизнь в руках красавицы. По сей день веера «птицы» составляют ядро коллекций дома.
Рекламные веера
Начиная с XIX века, параллельно с коллекциями вееров от кутюр, дом Duvelleroy выпускал рекламные веера, в создании которых принимали участие такие художники, как Поль Ириб. Эти веера использовались в качестве дополнительных элементов в рекламных кампаниях великих домов моды.
К Duvelleroy обращались многие парфюмеры, дома шампанских вин, гранд-отели и модные дома. И сегодня бренд пользуется доверием престижных марок, для которых он разрабатывает веера «для торжественных событий».
Duvelleroy предлагает две коллекции вееров: от кутюр и прет-а-порте. Веер от кутюр, полностью расшитый пайетками, называется «армюр» (буквально — «броня»). Философия дома заключается в том, чтобы каждое творение было поистине модным аксессуаром, и сплошное покрытие веера пайетками идеально воплощает собой дух от кутюр. Утонченная форма каждой детали вышивки разрабатывается специально для вееров, затем — сразу после натяжения экрана — они пришиваются вручную, чтобы избежать нарушения формы на складках. Кроме этого, дом создает на заказ эксклюзивные персонализированные веера для рекламы или торжественных событий. Чем я сейчас и занимаюсь для празднования своего дня рождения, чем я буду заниматься при подготовке к свадьбам моих дочерей.
В послевоенный период, когда веера были забыты, Duvelleroy удалось выжить только благодаря страсти наследника дома, сохранившего формы, старинные веера, лекала, чертежи оправ и экранов, и его вере в то, что «однажды это все еще пригодится». Дожидаясь пробуждения этой «спящей красавицы» — моды на веера, он участвовал в проведении ряда выставок, в том числе в Музее моды во дворце Гальера в 1985 году, а также занимался изданием многочисленных публикаций о доме Duvelleroy.
Когда Рафаэль де Панафье и Элоиза Жиль встретились, одна из них была влюблена в веера с детства, другая с десяти лет интересовалась наследием марки Duvelleroy, и у них появилась одна мечта на двоих: вернуть к жизни веер от кутюр, придать новый импульс истории одного из величайших парижских домов вееров.
В 2010 году, объединившись с наследником дома Duvelleroy, такие искренние Рафаэль и Элоиза задаются целью возродить марку, оживить ее современным креативом. Параллельно с новыми коллекциями Duvelleroy возобновляет традицию сотрудничества с великими домами моды. Сегодня среди клиентов дома Van Cleef & Arpels, Eres, Cartier, отель de Crillon, Jean Patou, Dior…
Веера создаются в соответствии с артизанальной традицией. Бережно оберегая высокие традиции французского веерного искусства, для создания каждого аксессуара Duvelleroy привлекает к работе мастеров ручной работы десятков разных специальностей: скульпторов, граверов, вышивальщиков, плиссировщиков, мастеров по облагораживанию ткани. Каждый из них участвует в разработке роскошного аксессуара, после чего веерный мастер, прошедший обучение у официально признанного лучшего мастера Франции, собирает каждый веер вручную. На каждом веере Duvelleroy стоит «подпись» — изображение маргаритки, эмблемы дома.
Разработка лекал для веерных экранов требует математической точности, ведь она определяет все последующие этапы работы: от производства пластин и экрана до вышивки и финальной сборки. Количество и ширина складок веера зависят от выбранной формы: «баллон», «полумесяц» или «носовой платок», а также от дизайна оправы. Рог, слоновая кость, перламутр используются в качестве сырья для изготовления каркаса веера — пластин толщиной 0,9 мм, которым потом придается форма в соответствии с дизайном оправы. Потери сырья при этом существенны, но это необходимое условие для получения легчайшего каркаса из 14 пластин.
Такая тонкая работа характерна для французского веерного искусства. Более двух веков назад изобретение плиссировочного станка во Франции привело к бурному росту производства вееров из ткани. С тех пор технология остается неизменной, ведь станок позволяет быстро и точно получить идеально симметричные складки. Облагораживанием ткани для экрана веера занимаются мастера ручной работы. Их пальцы, как у волшебной феи, терпеливо наносят краску с сусальным золотом или нашивают тонкой нитью мельчайшие пайетки. Они вкладывают в свою работу всю возможную строгость и страсть, поэтому из мастерских выходят только безупречные экраны. Для перьевых вееров используются страусовые или павлиньи перья, которые тщательно подготавливают, подбирают по длине и закрепляют на спицах, обтянутых шелком… Иногда перья подбирают буквально бородка к бородке.
Вырезанные детали оправы передаются веерному мастеру, который доводит их до совершенства: полирует каждую пластину, обтачивает кончики, делает инкрустацию из стразов или ручную гравировку по слоновой кости или перламутру. После этого пластины и гарды (боковые пластины, самые прочные и тщательно украшенные) собираются вместе при помощи специального штифта. По отдельности пластины веера очень хрупкие, но в собранном виде они могут пережить века.
На последнем этапе требуется исключительное мастерство веерного мастера: нужно навсегда соединить экран веера с оправой. Пластины по одной вклеиваются во внутренний сгиб каждой складки. Клея должно быть достаточно, чтобы веер пережил десятилетия, при этом он должен оставаться абсолютно невидимым. После того как веер собран, его край отделывается вручную. На этом работа закончена.
В 2012 году дом Duvelleroy получил товарный знак «Живое наследие». Обладатели этого знака входят в список предприятий, поддерживаемых Министерством экономики, финансов и промышленности Франции за сохранение артизанальных способов производства и высочайшее качество продукции.
Внимание, девушки! Надеюсь, все вы знаете о существовании языка веера? Предлагаю его изучить.
В XIX веке дом Duvelleroy издал брошюру, открывающую многовековую тайну языка веера, — жестов, с помощью которых женщины одним движением веера могут сказать: «Я вас люблю», «Следуйте за мной» или «Вы так жестоки ко мне».
Наслаждайтесь, создайте свой веер, интригуйте, любите, радуйтесь!
С пожеланием прекрасной весны,
ваша, Татьяна Шевченко.