В Пскове, в Пушкинском заповеднике, прошёл первый фестиваль имени Сергея Довлатова.
На «Заповеднике»
вспоминали писателя, обсуждали его произведения,
читали стихи и смотрели посвящённые ему фильмы.
На фестивале не только активно вспоминали и обсуждали Довлатова — еще громче говорили и писали об оговорке министра культуры Владимира Мединского о том, что «Довлатов — выдающийся писатель второй половины XIX века». И о полемике Дмитрия Быкова, заявившем, что, мол, Довлатов — никакой не писатель вовсе. Кто-то ругал за это Быкова, кто-то соглашался. Жизнь шла своим чередом — она мало изменилась с тех самых пор, как Сергея Донатовича не стало 25 лет назад.
Меж тем, что бы там ни говорили злые языки — Первый фестиваль Сергея Довлатова «Заповедник», год назад задуманный неутомимым продюсером Алексеем Боковым и поддержанный министерством культуры, а также интеллектуальным клубом 418, в минувшие выходные состоялся. И не где-нибудь, а в Пушкинском заповеднике, куда на два летних сезона — в 1976-77 годах, приезжал писатель, чтобы поработать экскурсоводом. Позже, по мотивам своих приключений здесь, он напишет свой знаменитый «Заповедник».
Всего за три дня, с 17 по 19 сентября, здесь, на псковской земле, прошло сразу несколько культурных мероприятий. Исландский режиссер Фридрик Торр Фридрикссон показал на фестивале две своих ленты «Ангелы Вселенной» и «Мама Гого». Софико Шеварднадзе во время public talk в Псковском драматическом театре поговорила с ним об особенностях северных характеров исландского и русского народов. Друг Довлатова, писатель Андрей Арьев прочитал лекцию «Сергей Довлатов: из века в век», за которой последовала панельная дискуссия «Довлатов и кино. Притяжение и отталкивание», проведенная с участием Андрея Плахова, Алексея Германа-младшего, Виктора Ерофеева и Никиты Карцева.
Public talk с режиссером Фридриком Торром Фридрикссоном, вела который Софико Шеварнадзе
Андрей Плахов и Алексей Герман-мл.
«Довлатова нельзя поставить в кино. Мы делаем автобиографию, но с допущениями, мы не экранизируем, — признался Герман-младший, который в данный момент как раз снимает кино про писателя. — Довлатова мог бы поставить Феллини. Я не верю, что дарования меньшего размера могут это поставить. С другой стороны, в прозе Довлатова есть такая же ловушка, как в прозе Лермонтова. Проза Довлатова — не про Довлатова, она про лирического героя. Он очень близок к настоящему, но он выдуман. Он ускользает. Мне кажется, такую роль почти невозможно принести в кино. Наверное, Феллини бы мог. Чаплин бы мог».
Алексей Герман-мл.
Первый день завершился моноспектаклем Александра Филиппенко «Демарш энтузиастов», где прозвучали отрывки из произведений Довлатова, Аксенова, Высоцкого, Жванецкого и др. Следующий день был посвящен поэзии, и прошел он непосредственно в Михайловском. Свои стихи читали поэты Вера Полозкова и Михаил Чевега. Тем временем, со-продюсер фестиваля, театральный художник к Павел Каплевич, влюбленный в пушкинские места и приезжающий в Михайловское уже в 39 раз, провел экскурсию гостям. Затем все устремились в дом-музей Сергея Довлатова, в деревню Березино, где жил писатель. Вечером того же дня у стен Псковского Кремля была открыта инсталляция «Россия» куратора художественной программы фестиваля Айдан Салаховой, а также прошла премьера фильма Станислава Говорухина «Конец прекрасной эпохи», снятого по мотивам произведения Довлатова «Компромисс».
Моноспектакль Александра Филиппенко «Демарш энтузиастов»
Владимир Мединский размышляет о судьбах великих писателей второй половины 19 века
Станислав Говорухин рассказывает о своем новом фильме «Конец прекрасной эпохи» по мотивам «Компромисса» Довлатова
Один из продюсеров фестиваля Павел Каплевич
Вера Полозкова с сыном
Софико Шеварнадзе и генеральный продюсер фестиваля Алексей Боков
Экскурсия по «пушкинским местам» от Павлом Каплевичем
Вера Полозкова за чтением своих стихов
Виктор Ерофеев и Владимир Мединский
У стен Псковского Кремля была открыта инсталляция «Россия» куратора художественной программы фестиваля Айдан Салаховой
«Фигура Довлатова превращается в наш карманный справочник — как жить дальше, — очень тонко подметил писатель Виктор Ерофеев. — И надо сказать ему спасибо, что он не стучит пальцами, не командует, а дает возможность каждому выбрать свой компромисс».
Третий день фестиваля был посвящен театру. Павел Каплевич представил спектакль «Горье», поставленный Юрием Квятковским по пьесе Валерия Печейкина. В центре действия — история человека, которого можно легко встретить на страницах книг Довлатова. «Для меня Довлатов — „скрепы“, — признается Каплевич. — Он продолжает линию обороны русской литературы — это раз, и линию русского чудо-богатыря — от Петра Первого, Ломоносова, Пушкина, Дягилева, Шаляпина…» А под конец зрителям дали возможность насладиться музыкой — на одной сцене выступили композитор Владимир Мартынов, скрипач—виртуоз Татьяна Гринденко и лидер группы «АукцЫон» Леонид Федоров.
Спектакль «Горье»
Дом в Березовке, в котором жил Сергей Довлатов