PostaБизнес

#PostaБизнес: как справляться с дискриминацией по национальному или гендерному признакам при приеме на работу?

#PostaБизнес: как справляться с дискриминацией по национальному или гендерному признакам при приеме на работу?

У меня большой профессиональный нетворкинг — с людьми разных национальностей и религий. Путешествия по миру научили меня с интересом знакомиться и с уважением относиться к культурным особенностям каждой страны. И при общении со своими партнерами из таких мультинациональных бизнес-хабов, как Гонконг, Нью-Йорк и Лондон, особенно ясно осознаешь нетолерантность российского общества. И нет, я не говорю, что общество там само по себе терпимее: скорее, оно вынуждено быть таким, потому что ограничено требованиями и рамками бизнес-этики и законов.

В мире

В 2018 году, когда я была на предпартнерском собрании в штаб-квартире executive search корпорации, на которую тогда работала, один из трех дней был полностью посвящен бизнес-этике и «комплаенсу», то есть предупреждению противоречащих закону действий сотрудников. По международным стандартам executive search мы не имели право обсуждать, а тем более поднимать темы религии, национальностей, меньшинств и т.д. Потому что малейший неправильный разговор в США или в Европе может привести к искам на многие миллионы. В то же время у нас в стране по-прежнему есть возможность заявить, что мы рассматриваем кандидатов только с российским паспортом или определенного гендера.

#PostaБизнес: как справляться с дискриминацией по национальным или гендерным признакам при приеме на работу?

В России

К счастью, на практике какие-то стереотипы все же уходят в прошлое. Например, сейчас как никогда ранее в России много женщин-руководителей. Есть отрасли, где их не меньше, чем мужчин. И женщины показывают себя действительно талантливыми лидерами. Хороший пример — фармацевтическая отрасль. Впрочем, нам есть куда расти. По последнему отчету исследования компании Deloitte за 2020 год, в целом, женщины представлены на рынке труда в России лишь чуть меньше, чем мужчины (48,6% от общей численности занятого населения). Но в должности СЕО женщин всего 20% от общей численности — это в 4,5 раза выше, чем среднемировые показатели.

#PostaБизнес: как справляться с дискриминацией по национальным или гендерным признакам при приеме на работу?

Согласно статистике, чем крупнее компания (годовая выручка от 800 млн. руб), тем больше на должности СЕО мужчин. Женщин-лидеров больше всего в социально значимых отраслях (образование, гостиничный и ресторанный бизнес, здравоохранение).

У бедности женское лицо

В исследовании компании PWC за 2019 год также говорится, что Россия — лидер по числу женщин-предпринимателей. И что хотя бы одна женщина входит в совет директоров 57% крупных компаний. Отмечу, что в том же отчете PWC «бедность в РФ имеет женское лицо»: средняя зарплата женщин в России составляет 65-72% от зарплаты мужчин. В то время как в Европе этот показатель — 75-95%.

#PostaБизнес: как справляться с дискриминацией по национальным или гендерным признакам при приеме на работу?

Как справляться с дискриминацией при приеме на работу?

Работая в executive search и консультируя топ-менеджеров по вопросам карьеры, я продолжаю сталкиваться с тем, что компании могут отдавать предпочтение по национальному или гендерному признаку. Но и в этих случаях есть «обходные пути». Вот некоторые из них.

  • Своим клиентам иностранцам (без российского паспорта) я рекомендую самим позаботиться о «разрешении на работу» или иных документах, которые облегчат HR оформление в штат иностранного сотрудника.
  • Наиболее простой путь при поиске работы иностранцу — коммуницировать с иностранными компаниями. Еще лучше, если эти компании — того же происхождения, что и соискатель. Не секрет, что французские, турецкие, итальянские компании любят брать своих соотечественников.
  • Если такой возможности нет или круг потенциальных работодателей сильно сужается, то я рекомендую на уровне top executives выстраивать отношения не только с российской стороной, но и с представителями штаб-квартир. Очень часто поиск СЕО или С-level ведется не из России. Если вы иностранец, который знает российский рынок и его специфику, то ваши шансы на успешное получение оффера повышаются кратно.
  • Если вы сталкиваетесь с дискриминацией по гендерному признаку при поиске работы, сначала честно ответьте себе на вопрос, готовы ли вы тратить свою энергию в будущем на работу в компании, которая на входе проявляет себя так. Если да, мой совет такой: фокусируйте работодателя на вашем уникальном профессиональном опыте и компетенции. Смена фокуса внимания — это самый работающий инструмент. Помните, нанимают за достижения — а они не зависят от гендера.
03 июля 2020
Ирина Обухова для раздела PostaБизнес