Стиль жизни

#PostaБизнес: Ирина Баранова, хэдхантер, руководитель рекрутинговой компании — о цифровом этикете в условиях коронавируса

#PostaБизнес: Ирина Баранова, хэдхантер, руководитель рекрутинговой компании — о цифровом этикете в условиях коронавируса

Если правила поведения и морали зародились примерно семь веков назад в Италии, то нормы цифрового общения появились совсем недавно и продолжают формироваться прямо у нас на глазах. Пожалуй, одной из первых о нетикете заговорила американка Вирджиния Ши, книга которой с одноименным названием вышла в 1994 году в Сан-Франциско. Какие-то правила, например, касающиеся запрета на чтение чужой переписки, остались неизменными, какие-то исчезли или вовсе изменились. Тем более — в условиях коронавируса, когда подавляющая часть организаций перешла на удаленку. Изучаем новые правила цифрового общения: что уместно, а что категорически запрещено.

В сети все чаще появляются комментарии сотрудников о том, что с переходом на домашний офис, боссы стали жестче контролировать все рабочие процессы, чаще звонить и писать на почту и в WhatsApp за несколько часов до и после рабочего дня. И чисто теоретически, конечно, на такие «вызовы» можно не реагировать — время ведь неурочное, но все это добавляет стресса в это непростое время. Как быть? Отвечать на звонки и сообщения молниеносно или все же дождаться начала нового дня? А как вести себя на Zoom-переговорах?

Цифровой этикет в условиях коронавируса

Главный гуманистический принцип нетикета в том, что он ставит во главу угла человека и его комфорт, хотя общение и происходит в виртуальном пространстве.


Каналы коммуникации

Согласно многочисленным исследованиям, все больше людей не приемлют телефонные разговоры, предпочитая переписку по e-mail и общение в мессенджерах. Да, звонков становится все меньше, WhatsApp рулит и обгоняет Viber и Telegram. Прежде чем кому-то звонить — даже в рабочее время! — согласуйте время телефонных переговоров с помощью сообщения, ведь в наши дни звонки все чаще воспринимаются негативно, буквально как вторжение в личное пространство. Так, в Великобритании, например, четверть владельцев смартфонов использует их исключительно для переписки!


В случае делового контакта с незнакомым человеком предпочтительно использовать e-mail с указанием темы письма, обязательным приветствием и подписью-визиткой.


Если телефон человека есть в открытом доступе — указан на его страничке в какой-то из соцсетей — это все равно не повод сразу звонить. Сначала — сообщение в мессенджер, потом — звонок. Сейчас, когда уровень стресса буквально зашкаливает, думаю, это особенно важно. Сразу обсудите удобный канал и формат общения, соблюдайте правила в процессе коммуникации. Не используйте соцсети для делового общения — это не очень корректно. И даже если в аккаунте человека указана его должность, место работы — завел он его в меньшей степени для решения деловых вопросов. Конечно, бывают и исключения — например, странички тренеров личностного роста, коучей.

Цифровой этикет в условиях коронавируса

Время для звонков, писем и сообщений

Все мы помним те далекие времена, когда по рабочим вопросам все мы общались преимущественно в рабочее время, но стрессовая реальность вносит свои коррективы. Сейчас, когда бизнесу приходится буквально выживать, сражаться за каждого клиента и сотрудника, рамки трудового дня заметно расширились. График с 10 до 19 часов или «от звонка до звонка» стал анахронизмом, мы все чаще работаем по 10 часов в день, нередко и в выходные. А что говорит правила цифрового этикета по поводу звонков и переписки? Когда еще можно, а когда уже нельзя? Письма, в принципе, можно отправлять в любое время, как и отвечать на них, сообщения в мессенджерах уместны до 20:00, звонки также до 20:00. Если есть срочная необходимость обсудить что-то голосом в более позднее время, обязательно согласуйте это с собеседником путем сообщения. Голосовые сообщения используются по согласованию сторон, если вам отправили аудио, то и отвечать надо также — звуковым файлом. Но злоупотреблять таким форматом коммуникации все же не стоит.


Подавляющее большинство респондентов считает звуковые сообщения удобными исключительно для отправителя, что отчасти демонстрирует неуважение к получателю!


На письма старайтесь отвечать в течение суток, если ничего конкретного по теме письма сообщить не можете, хотя бы обозначьте временные рамки, когда вернетесь с ответом. Общение в мессенджерах подразумевает более оперативный ответ, но если собеседник молчит, можно напомнить о себе через час, конечно, если на дворе не ранее утро и не поздняя ночь.

Цифровой этикет в условиях коронавируса

Использование мессенджеров для делового общения

Рабочие группы в WhatsApp — норма современной жизни, но и тут надо соблюдать правила делового общения, например, не отправлять личную информацию, тем более — через три часа по окончании рабочего дня. Флуд и эмоции не уместны!


Смайлы, цветочки, изображения котиков и мемы оставьте для общения с близкими и друзьями.


Не обольщайтесь, не убеждайте себя в том, что такой позитив в условиях всеобщего стресса всем только на пользу. Нет. Это почему-то раздражает. Важные документы, принципиальные договоренности фиксируйте в деловой переписке, не забывая при этом ставить в копию всех заинтересованных лиц.

Цифровой этикет в условиях коронавируса

Правила Zoom-этикета

Как показывает мой опыт, в условиях изоляции люди стали меньше смущаться на видеоконференциях, одеваются на такие встречи менее формально и не шарахаются при виде котов, попадающих в кадр. Но и в этом случае, конечно, есть свои нюансы. При проведении клиентских переговоров,в ходе официальных бесед использование видео просто необходимо. Если речь о рядовом совещании с коллегами, можно обойтись и без видео — берите пример с шефа. Если он не включил камеру, то и вы можете вполне последовать его примеру. Накануне переговоров, совещания подготовьте все необходимое — ручку, блокнот, переведите телефон в беззвучный режим. По время Zoom-конференции сидите на месте, не передвигайтесь с телефоном или ноутбуком по квартире. Посторонние звуки и помехи будут вносить ненужную неформальную ноту в переговоры.

Цифровой этикет в условиях коронавируса

Чек-лист для участников Zoom-конференции

✅ Наденьте однотонную блузку, рубашку или футболку. Если вы решили отказаться от нижней части костюма, помните об этом, когда решите встать при включенной камере.

✅ Причешитесь, сделайте легкий макияж (касается женщин).

✅ В формате видео не забывайте смотреть в камеру и на собеседников. Гаджет при этом поставьте так, чтобы не было лишних теней, а на заднем плане был нейтральный фон.

✅ Название вашего аккаунта в идеале должно совпадать с вашим ФИО. Никнейм «krasavitca» или «thebestlover» оставьте для неформального общения. Коллеги и партнеры по бизнесу могут вас не понять.

✅ Будьте пунктуальны и включайтесь вовремя. Вряд ли вы сейчас вы сможете оправдаться пробками.

✅ Если вы случайно зашли в чужую конференцию, выйдите без объяснений.

✅ В конференции есть чат, куда можно отправлять свои замечания и соображения во время дискуссии, чтобы не перебивать собеседников. Если вы хотите вести запись конференции или сделать скриншот, не забудьте спросить разрешения у собеседников.