Все мы помним те далекие времена, когда по рабочим вопросам все мы общались преимущественно в рабочее время, но стрессовая реальность вносит свои коррективы. Сейчас, когда бизнесу приходится буквально выживать, сражаться за каждого клиента и сотрудника, рамки трудового дня заметно расширились. График с 10 до 19 часов или «от звонка до звонка» стал анахронизмом, мы все чаще работаем по 10 часов в день, нередко и в выходные. А что говорит правила цифрового этикета по поводу звонков и переписки? Когда еще можно, а когда уже нельзя? Письма, в принципе, можно отправлять в любое время, как и отвечать на них, сообщения в мессенджерах уместны до 20:00, звонки также до 20:00. Если есть срочная необходимость обсудить что-то голосом в более позднее время, обязательно согласуйте это с собеседником путем сообщения. Голосовые сообщения используются по согласованию сторон, если вам отправили аудио, то и отвечать надо также — звуковым файлом. Но злоупотреблять таким форматом коммуникации все же не стоит.
Подавляющее большинство респондентов считает звуковые сообщения удобными исключительно для отправителя, что отчасти демонстрирует неуважение к получателю!
На письма старайтесь отвечать в течение суток, если ничего конкретного по теме письма сообщить не можете, хотя бы обозначьте временные рамки, когда вернетесь с ответом. Общение в мессенджерах подразумевает более оперативный ответ, но если собеседник молчит, можно напомнить о себе через час, конечно, если на дворе не ранее утро и не поздняя ночь.
Рабочие группы в WhatsApp — норма современной жизни, но и тут надо соблюдать правила делового общения, например, не отправлять личную информацию, тем более — через три часа по окончании рабочего дня. Флуд и эмоции не уместны!
Смайлы, цветочки, изображения котиков и мемы оставьте для общения с близкими и друзьями.
Не обольщайтесь, не убеждайте себя в том, что такой позитив в условиях всеобщего стресса всем только на пользу. Нет. Это почему-то раздражает. Важные документы, принципиальные договоренности фиксируйте в деловой переписке, не забывая при этом ставить в копию всех заинтересованных лиц.
Как показывает мой опыт, в условиях изоляции люди стали меньше смущаться на видеоконференциях, одеваются на такие встречи менее формально и не шарахаются при виде котов, попадающих в кадр. Но и в этом случае, конечно, есть свои нюансы. При проведении клиентских переговоров,в ходе официальных бесед использование видео просто необходимо. Если речь о рядовом совещании с коллегами, можно обойтись и без видео — берите пример с шефа. Если он не включил камеру, то и вы можете вполне последовать его примеру. Накануне переговоров, совещания подготовьте все необходимое — ручку, блокнот, переведите телефон в беззвучный режим. По время Zoom-конференции сидите на месте, не передвигайтесь с телефоном или ноутбуком по квартире. Посторонние звуки и помехи будут вносить ненужную неформальную ноту в переговоры.