Все, что связано с техникой, — для Яна Кооманса и профессия, и хобби: от создания систем охлаждения для самых быстрых компьютеров в мире до изучения самых опасных поворотов на знаменитой гоночной трассе Нюрбургринг. Главный критерий — гарантия качества, от которой, в случае с механизмами, иногда зависит очень многое.
Некоторые собеседники
в нашем автомире — на вес золота. Мой недавний герой господин Детлев фон Платен из компании Porsche — один из таких людей.
Говорят, что начальники есть у каждого из нас, просто у некоторых их не так много. Так вот, будучи членом исполнительного правления Porsche, господин фон Платен имеет значительно меньше людей «над собой», чем — под своим руководством. Ранее он руководил брендом Porsche во Франции, затем в США, а теперь именно он — глава отдела продаж и маркетинга компании на глобальном уровне.
Стоит ли удивляться, что «добравшись» до такого big boss, я не упустил случая задать все волнующие меня и тысячи фанатов Porsche в России и по всему миру вопросы. Я даже набрался храбрости и спросил о том, как же компания умудрились расстроить часть своих самых преданных поклонников… новой моделью 911R. Надеясь, что из-за этой последней темы меня не внесут в черный список. Но сначала мы поговорили о новой Panamera.
Ян Кооманс: Выход Panamera 4 E-Hybrid — довольно крупное событие для автолюбителей, и мне, конечно же, интересно, как Porsche видит развитие своих гибридных моделей в будущем? Займут ли они прочное место в нашей жизни или станут лишь промежуточным шагом на пути к полностью электрическим автомобилям наподобие Mission E?
Детлев фон Платен: Эти гибриды однозначно занимают очень важное место в нашей стратегии. Как вы знаете, мы довольно рано, почти первыми приступили к разработке гибридных моделей. Сначала Cayenne, затем Panamera, и сегодня мы весьма успешны с этими автомобилями. В среднем мировые продажи гибридных моделей составляют 15% в линейке Cayenne и 10% в линейке Panamera. На некоторых рынках эта доля выше. И я убежден, что вот эта новая гибридная модель Panamera второго поколения еще больше повысит доверие к нашим гибридам.
Это и есть последняя модель Panamera 4 E-Hybrid
— Считаете ли вы, что, со временем, электрическая часть разовьется и станет мощнее, а двигатель внутреннего сгорания, наоборот, уменьшится в размерах? Проложив дорогу для полностью электрических Porsche?
— Подключаемый гибридный автомобиль и в дальнейшем будет иметь потенциал, уверен в этом и готов объяснить, почему. Мы уже продемонстрировали, что сделать автомобиль подключаемым необязательно означает пожертвовать его мощностью. Мы видим отличные показатели в гоночной гибридной технологии. Мы адаптировали некоторые из этих технологий для наших дорожных моделей. Гибридную технологию можно использовать, чтобы получить больше мощности, когда требуется. Конечно же, мы начали и разработки полностью электрического автомобиля. Уже принято решение, что производство будет в Штутгарте. Выход на рынок намечен с 2019 года, но очень важно, чтобы к этому моменту уже существовала инфраструктура для подзарядки автомобилей — мы прикладываем к этому очень много усилий. Само собой, мы не надеемся, что все появится сразу, так что модели E-Hybrid вроде новой Panamera — хорошее начало.
— Вероятно, рано или поздно гибридная технология дойдет и до высокоскоростных машин? Можно представить, что таким автомобилям, как 911 Turbo очень пригодятся электромоторы, чтобы восполнить те пробелы, где турбокомпрессоры пока еще отстают?
— Именно на это мы и надеемся, правда, не так быстро. Однако, говоря о высоких динамических характеристиках, стоит говорить о самой концепции. Большой двигатель необязательно нужен, если вы не можете перенести его мощность на дорогу. Поэтому для нас большим шагом стал и полный привод — впервые используемый на гибридном автомобиле. Без него эффективно перенести мощность на дорогу физически не получается.
Концепткар полностью электрического Porsche под названием Mission E
— Поговорим о российском рынке. Наверняка вы уже бывали в Москве?
— Да, недавно, и даже с удовольствием прокатился по ночной Москве. Никаких пробок, ребята из московского отделения Porsche отлично подгадали со временем, и мы прекрасно провели время.
— Если взять цифры по российскому рынку, бьюсь об заклад, что вы продаете немало моделей SUV — Cayenne, Macan. На нынешних дорогах большинство Porsche — это уже не спортивные автомобили. Насколько вас лично устраивает эта тенденция?
— Я смотрю на это по-другому. Все машины, которые мы продаем — спортивные. У нас есть и двухдверные и четырехдверные спортивные автомобили. Что касается вашего вопроса, мы очень довольны рыночной долей, которую в России занимают наши двухдверные спортивные автомобили. Porsche очень хорошо представлена в России и продает более 5 000 автомобилей в год. При этом, мы продолжаем расти на неактивном рынке. Конечно, четырехдверные спортивные автомобили, такие, как Cayenne и Panamera, помогли нам увеличить присутствие и объемы на рынке, и, с другой стороны, способствовали востребованности бренда, а это важно. Не имея Cayenne или Macan в нашей линейке, мы бы не смогли набрать таких оборотов с двухдверными спортивными автомобилями.
— Я лишь пытался понять эволюцию вашего восприятия бренда. В детстве при слове Porsche я сразу представлял себе маленький двухдверный спорткар. Теперь же марка сменила профиль: если раньше в продаже были исключительно маленькие спортивные автомобили, то теперь большинство составляют семейные машины. Само собой, у Porsche даже такие машины — куда спортивнее других брендов, но спорткарами в обычном смысле слова их не назовешь?
— Именно этим Porsche выделяется. Мы остаемся эксклюзивной маркой и имеем признание в качестве очень спортивного бренда. Для нас это крайне важно и в этом направлении мы и продолжаем формирование. Наши инвестиции в автогонки тоже важны — по этой же причине. Например, Ле-Ман или гонки GT по всему миру. В то же время, мы считаемся и брендом, который можно использовать в повседневной жизни. Не только Cayenne, но даже сегодняшние 911 уже сильно отличаются от 911 моделей 25-летней давности в плане пространства и комфорта.
Porsche 911 Carrera 2S
На 911 модели по-прежнему можно выехать на трассу и отлично провести время. Но на ней же можно и вернуться домой после заезда: в обоих сценариях вы не будете чувствовать себя не в своей тарелке. Я считаю, это и делает бренд таким выдающимся, не утрачивая его эксклюзивности. Меня часто об этом спрашивают, и я говорю: понимаете, мы не гонимся за объемом, мы стремимся к желанности наших продуктов. В результате мы разработали стратегию, определяющую, как именно мы хотим формировать будущее спортивного автомобиля. Поэтому мы и дальше будем выпускать неподдельные чистокровные спортивные автомобили Porsche, с ручной коробкой передач, со звуком и норовом 911R или GT.
— Я как раз хотел упомянуть эти автомобили в своем последнем вопросе об эксклюзивности и дефиците специальных моделей, таких как 911R и GT3 или GT4. Это, по сути, роскошная проблема, всем бы маркам иметь такую. Но она все же существует и волнует: когда спрос настолько превышает предложение, что в результате мы получаем стоимость, сильно превосходящую официальные номинальные цены от Porsche. Получается ситуация, когда многие из нас, поклонников Porsche, просто не могу приобрести автомобиль, даже если готовы заплатить за него немалые деньги. Как вы к этому относитесь?
— Я скажу так. Porsche был и будет эксклюзивным брендом. Я не хочу, чтобы автомобиль Porsche стоял в гараже и ждал своего покупателя полгода. Как только такое случается, желанность наших продуктов потеряна. Другой момент: мы всегда делали специальные серии, которые оказывают сильное влияние на бренд. 911R с самого начала рассматривалась как специальная серия с ограниченным количеством автомобилей, которое мы хотели оставить ограниченным, не впадая в элитарность. Мы — доступный бренд. Но некоторые специальные серии ограничены по объему, поскольку мы хотели, чтобы эти автомобили оставались особенными. Возможно, даже более особенными, чем 911. Конечно, мы сделали это, чтобы создать спрос, но мы не пытаемся исключить кого-то и оставить за бортом нашего бренда.
— Думаю, некоторые могут с вами в этом не согласиться, особенно активные посетители посвященных Porsche интернет-форумов. Многие были несколько раздосадованы, что такие машины, как 911R распродали еще до официального выпуска в свет. Было похоже на то, что каких-то VIP-клиентов Porsche сильно заранее оповестили о предложении и дали право первого выбора. И такой закрытый процесс не был доступен обычным энтузиастам. Вслед за этим, вдруг кто-то начал выставлять свою 911R на интернет-аукционе Ebay за три четверти миллиона евро, еще даже физически не получив ее в реальности!
— Честно скажу, это неправильно. Но, конечно, это сложный вопрос, поскольку очень важные клиенты у бренда есть и они получают какую-то информацию и возможности самыми первыми. Это факт.
Porsche 911R
— Получается, что проблема сейчас в том, что если у тебя есть деньги и Porsche предлагает тебе автомобиль из лимитированной серии, такой как 911R… Ты можешь быть абсолютно уверен, что, приняв это предложение, заработаешь на данной покупке. Вы сделали эти авто настолько желанными, что, как только машину доставляют, стоит она намного больше, чем та цена, которую просит за нее Porsche. Было бы глупо отказываться от сделки, даже если ты не планируешь оставлять этот автомобил себе. Ты продаешь его и это, скажем так, довольно «легкие» деньги…
— Этот аспект нам не нравится, и мы постараемся в будущем избежать такого рода спекуляций. Мы хотим доставлять такие особые автомобили нашим реальным клиентам. Porsche можно приписывать все что угодно, но не высокомерие. Однако, если верить всему, что говорят, создастся впечатление, будто мы могли продать тысяч двадцать этих автомобилей. Нет, никогда. Это разрушило бы всю магию подобных автомобилей. Это связано еще и с тем, как развивается линейка продукции, поскольку Carrera теперь выходит с турбонаддувом. Некоторым клиентам хочется иметь исключительно ручную коробку передач и большой безнаддувный двигатель. Раньше можно было купить Carrera S, это не 911R, но, пожалуй, ближе к 911R, чем новые модели. И предложение на машины такого типа уменьшается. Минус в том, что мы рассердили некоторых истинных клиентов, которые действительно были верны бренду. Это мне лично не нравится. Плюс же в том, что мы четко и ясно заявили, что Porsche остается особенным брендом с очень востребованными продуктами.
— Очень рады это слышать, спасибо большое за ваши прямые ответы, мистер фон Платен.