Очень жаль, что Моника вот уже несколько лет не общается со СМИ и никак не комментирует свои работы. Что ж, пусть каждый составит свое собственное мнение по поводу ее инсталляции «Упражнения на конструкцию. Сгибание» без подсказок и «давления» автора.
И слово давление тут справедливо во всех смыслах. Инсталляция Моники, расположившаяся в атриуме «Гаража» слева от входа, только кажется ажурной и хрупкой. Согнутая металлическая конструкция — гиперболоид Шуховской башни — хоть и состоит сплошь из ячеек-прорех, но весит несколько тонн! И почувствовать на себе весь груз этого художественного произведения могут все желающие — достаточно шагнуть в пространство инсталляции, надежно закрепленной под потолком. Приложите руку к скульптуре, почувствуйте энергетику и вибрации согнутого, напряженного металла, посмотрите вперед сквозь ячейки-окошки и представьте, как перемещаетесь в будущее на большом космическом корабле. Что ж, у каждого свои ассоциации — на то оно и искусство, чтобы вызывать эмоции, так что же, собственно, хотел сказать автор? Но сначала о самой Монике. Сосновская — автор инсталляций и скульптурных объектов, в основе которых — интерес к мировой архитектуре ХХ века. Ее Моника воспринимает как языковую систему, где есть место материалу, форме, конструкции. По словам куратора проекта Анастасии Митюшиной, переход Сосновской от живописи и архитектурных энвайронментов к объектам из металла сродни пути русского авангарда. Скульптурная инсталляция «Упражнения на конструкцию. Сгибание» — результат исследовательской поездки художницы в Россию, где помимо других памятников архитектуры 1920-1930-х годов, ее больше всего заинтересовали инженерная виртуозность и визуальная простота сетчатых гиперболоидных конструкций Владимира Шухова. В момент своего появления в конце XIX века именно такие конструкции были образцом технологичности, прочности и экономичности. Объект Сосновской — 24-метровая сетчатая конструкция весом около семи тонн — лишена функциональности: она согнута, опрокинута и втиснута в атриум Музея. Согнуть гиперболоид — задача сложнейшая. Для ее реализации понадобились тестирование прототипа, а затем медленное (больше недели) «истязание» конструкции силой экскаваторов-семидесятитонников. В этом жесте есть и отголосок исторической правды (например, башня на Шаболовке обрушилась на первом этапе строительства), и ироничное наблюдение за тем, как меняется во времени восприятие архитектурных форм. В атриуме «Гаража» искореженной башне как будто не по себе — тесно. А каково зрителям? Разобраться со своими эмоциями и лучше понять идею автора поможет public talk куратора проекта Анастасии Митюшиной и профессора Цюрихского университета и практикующего архитектора бюро 6a architecs Тома Эмерсона. Следите за расписанием на сайте музея.