Сегодня в крупных магазинах найти можно все необходимое — от постельного белья до спортивных кроссовок, и поход за покупками кажется делом вполне рутинным. Сложно представить, что всего двести лет назад визит в один из немногочисленных универмагов был настоящим социальных событием.
От викторианского Лондона до советской Москвы:
мы взглянули на историю появления знаменитых универсальных магазинов и выяснили, какое влияние они оказали на экономику, моду и социальную жизнь в разных странах.
Ровные ряды вешалок с жакетами и платьями из последних коллекций, яркие витрины, пакеты с узнаваемым логотипом — кто из нас хотя бы пару раз в год не отправляется в любимый универмаг за сезонными обновками, косметикой и подарками? Прогуливаясь между стендами с дизайнерскими аксессуарами или останавливаясь в отделе парфюмерии, чтобы послушать аромат из лимитированной линии, мы вряд ли понимаем, насколько радикально появление подобных магазинов повлияло на ход развития современного общества.
И это не преувеличение: так, благодаря универмагам женщины смогли впервые в истории отправиться за покупками в одиночестве. Впрочем, если говорить о самой культуре шопинга, то она тоже зародилась с появлением первых универсальных магазинов — именно они подарили миру сезонные распродажи, доставку на дом и возможность приобретать разные товары в одном месте.
В истории часто одно явление вытекает из другого: сама идея создания универмага не была бы возможной без всеобщей индустриализации. Промышленная революция повлекла за собой бум торгового развития, и замещение узкоспециализированных лавочек большими компаниями стало всего лишь вопросом времени и финансовых влияний. Один из первых прообразов современных универмагов появился в Лондоне в начале восемнадцатого века: в Harding Howell and Company’s Grand Fashionable можно было приобрети изделия из меха, ткани, парфюмерию, ювелирные украшения, дамские головные уборы и мелкие галантерейные изделия. В то время появление девушки из хорошей семьи в одиночестве могло породить ненужные разговоры и общественное порицание, однако открытие магазина позволило женщинам впервые совершать покупки без обязательного мужского сопровождения — гулять по магазину Harding Howell and Company считалось вполне благопристойным.
Расширение торгового бизнеса в Англии привело к основанию уже настоящих первых универмагов — таких, какими мы их знаем сегодня. Среди них можно выделить знаменитый John Lewis и блистательный Whiteleys: впрочем, название универсального магазина последний получил не сразу. История Whiteleys началась в 1863 году, когда Уильям Уайтли открыл магазин тканей на улице Уэстборн-гроув. Спустя всего четыре года предприятие расширилось, и Whiteleуs объединял уже семнадцать различных отделов, а к девяностым годам девятнадцатого века в числе работников бизнеса числилось более шести тысяч человек. Правда, подобный успех не смог уберечь Уильяма Уайтли от грядущей личной катастрофы: предприниматель был убит своим незаконнорожденным сыном Сесилом. После такой драматичной истории правление Whiteleys решило представить предприятие в новом свете. Так и появился знаменитый универмаг, торжественно открытый мэром Лондона в 1911 году: магазины переехали в роскошное здание на Квинсвей, созданное по проекту Джона Белчера и Джона Джеймса Джоасса.
John Lewis
John Lewis
Whiteleys
Золотые годы Whiteleys пришлись на начало и средину двадцатого века, что нашло отражение в том числе и в литературе: так, в пьесе Джорджа Бернарда Шоу «Пигмалион» Хигинс велит сорвать с Элизы Дулитл всю ее одежду, «позвонить к „Уайтли“ и велеть прислать все новое». Однако в 50-х годах у универмага начались финансовые проблемы, что привело к его продаже в 1961 году и закрытию в 1981. Впрочем, Whiteleys существует и сегодня, правда от былой роскоши не осталось и следа. Сейчас здесь представлены бренды массового сегмента (H&M, Zara, GAP), сетевые рестораны и кофейни, маникюрные салоны, цветочная лавка и даже большой продуктовый магазин. Еще более печальная участь ожидала другие знаменитые универмаги: так, Marshall & Snelgrove на Оксфорд-стрит исчез после слияния с Debenhams в 1919 году. А Swan & Edgar на Пикадилли, переживший восстание суфражисток и взрыв во время Первой мировой войны, прекратил существование в 1982 году из-за плохого положения дел.
Debenhams
Тем не менее, некоторые большие универмаги вполне успешно пережили и войны, и экономические проблемы. Как, например, Selfridges. Основанный легендой предпринимательского дела Гарри Гордоном Селфриджем, знаменитый магазин за свое вековое существование пережил множество взлетов и падений. Фигура Селфриджа по сей день не оставляет равнодушными биографов и документалистов, а британский телеканал ITV даже создал увлекательный драматический сериал, в основу которого легли события из жизни Селфриджа и первые годы развития его универмага. Сегодня Selfridges and Co. — это обширная сеть, которой помимо одноименных филиалов в Манчестере и Бирмингеме также принадлежат магазины de Bijenkorf (Голландия), Brown Thomas (Ирландия) и Holt Renfrew (Канада). Однако известное своими яркими витринами центральное здание в Лондоне по-прежнему остается самым главным: именно оно является одним из самых лучших в мире мест для шоппинга, магнитом для туристов и настоящей Меккой для поклонников моды.
Сериал «Мистер Селфридж»
Говоря о лондонских универмагах, нельзя обойти вниманием и других крупных ритейлеров. Например, Harvey Nichols — любимый магазин Кейт Мосс, Гвинет Пэлтроу, Эммы Уотсон, Рианны, принцессы Дианы и герцогини Кембриджской — и Harrods. Harrods, основанный в 1834 году, является одним из самых старейших универсальных магазинов — и одним из самых успешных. На сегодняшний день ежегодный оборот Harrods достигает около 700 миллионов фунтов стерлингов. Когда-то здесь продавали экзотических животных (например, диких кошек), сегодня же универмаг разделен на 330 отделов, в которых представлены товары ведущих мировых производителей одежды, аксессуаров, косметики и электроники. В день Harrods посещает до трехсот тысяч человек и зачастую среди них можно увидеть знаменитостей и представителей королевских семей со всех концов света.
Harvey Nichols
Harrods
Harrods
Harrods
Индустриальная революция повлияла и на торговые структуры континентальной Европы: старейший в мире универсальный магазин Au Bon Marché (теперь — Le Bon Marché) был основан в Париже в 1852 году и до сих пор является одним из самых уважаемых универмагов в мире. Таким успехом ритейлер обязан своему создателю Аристиду Бусико. Его новаторские идеи (именно он придумал распродажи и впервые предложил покупателям возможность обмена и возврата товаров) позволили универмагу существенно расшириться всего за несколько лет. И если в 19 веке его площадь занимала всего около ста квадратных метров, то сегодня Le Bon Marché сложно обойти и за день. Сейчас универмаг входит в концерн LVMH — группу, объединяющую ведущие люксовые бренды.
Le Bon Marché
Au Bon Marché, 1929
Le Bon Marché
Название основного конкурента Le Bon Marché — Galeries Lafayette — знакомо, пожалуй, каждому. Основанный в 1912 году универмаг сегодня превратился в огромную сеть: представительства «Галери Лафайет» можно найти в Ницце, Берлине, Дубае, Милане и Пекине, а в 2009 году парижский магазин побил все рекорды, заработав за год более миллиарда евро. Правда, не все парижские истории также успешны: знаменитый La Samaritaine начал приходить в упадок начиная с 70-х годов: малый оборот и неоправданные финансовые влияния на поддержание состояния знаменитого архитектурного сооружения в стиле ар-деко привели к закрытию магазина в 2005 году. В 2010 году японская компания, которая приобрела здание у группы LVMH, объявила о том, что планируют перестроить бывший всемирно известный магазин под квартиры и офисы.
Galeries Lafayette
Galeries Lafayette
La Samaritain
В России старейшими универмагами считаются ГУМ и ЦУМ. История первого уходит корнями к эпохе Екатерины II — именно тогда были приняты первые попытки спроектировать новое торговое предприятие. В 1815 году под руководством архитектора Осипа Бове наконец-то были сооружены Верхние торговые ряды, в которых разместились владельцы частных магазинов. Очень скоро здание, за которым не велся надлежащий уход, стало разрушаться и московская Дума решила его снести. В 1888 был объявлен конкурс на новый проект Верхних торговых рядов, в 1890 году состоялась закладка фундамента, а к концу 19 века торговый пассаж — прототип современного универмага — стал одним из самых популярных мест Москвы. Изменила все революция: в 1917 году торговля была остановлена, в Верхних рядах разместились конторы, хозяйственные помещения и даже типография. Впрочем, в 1921 году было принято решение вновь использовать здание по назначению: именно тогда был открыт «Государственный универсальный магазин», и с тех пор ГУМ является любимым местом москвичей и одной из самых притягательных туристических точек на карте столицы. Современный ГУМ, конечно, сильно отличается от советского: сегодня здесь располагаются бутики ведущих брендов и старинных модных домов, включая Hermès, Dior, Louis Vuitton, Paul Smith и Sonia Rykiel. Летом мы заходим в прохладные галереи, чтобы насладиться любимым с детства мороженым или посмотреть на очередную арт-инсталляцию, зимой с удовольствием отправляемся на знаменитый ГУМ-каток, пожалуй, самый красивый в городе.
ГУМ
ГУМ
Появлению ЦУМа мы обязаны Эндрю Мюру и Арчибальду Мерилизу. В 1885 году партнеры открыли магазин дамских шляп и галантерейных товаров, который впоследствии постоянно трансформировался и расширялся. После того, как в ассортимент торгового дома были добавлены модная одежда, мебель и посуда, предприятие «Мюръ и Мерилизъ» получило звание первого в России универсального магазина. 24 ноября 1900 года в универмаге начался сильный пожар, который уничтожил почти все помещения. Проект нового здания в готическом стиле был разработан архитектором Романом Клейном: на Рождество 1908 года двери знаменитого торгового дома, теперь одного из самых современных в Европе, вновь были открыты для публики. После революции 1917 года работа торгового дома была ненадолго прекращена, пока, наконец, Мосгосторг не присвоил ему статус Центрального универсального магазина — торжественное открытие ЦУМа состоялось 10 марта 1922 года. После конца советской эпохи универмаг переживал упадок, однако в 2002 году торговый дом под свое покровительство взяла компания Mercury, которой удалось вывести ЦУМ на совершенно новый уровень. Сейчас магазин известен далеко за пределами Европы не только как уникальный памятник архитектуры, но и как одна из самых модных точек в России: именно сюда it-girls отправляются за вещами из новых коллекций Lanvin и Balenciaga, Stella McCartney и Saint Laurent, Proenza Schouler и Rochas. Сегодня в ЦУМе представлены самые разнообразные люксовые товары: от аксессуаров до ювелирных украшений и от нишевой парфюмерии до технических новинок.
ЦУМ
ЦУМ
Индустриализация изменила ход истории и по другую сторону океана. В 1858 году в Нью-Йорке Роланд Хасси Мэйси основал знаменитый Macy’s, который вскоре превратился в национальную сеть. В 1861 появился не менее известный Bloomingdale’s. 1929 стал годом рождения Bergdorf Goodman, а в середине двадцатого века открыл двери один из самых лучших торговых домов Большого Яблока — Saks Fifth Avenue. Его отделения теперь можно найти во всем мире, от Мексики до Казахстана. Сегодня без этой «манхэттенской четверки» совершенно невозможно представить себе Нью-Йорк: коренные жители и туристы с удовольствием посещают эти универмаги в поисках новых коллекций от ведущих модных домов и творений независимых талантливых дизайнеров.
Macy’s
Bloomingdale’s
Saks Fifth Avenue
На самом деле, феномен такого успеха торговых домов заключается не только в их высокой экономической эффективности: дело в том, что появление универмагов во много изменило то, как именно мы покупаем вещи. Эта социальная трансформация позволила превратить рутинный процесс в развлечение. Мы наслаждаемся шоппингом и с большим удовольствием прогуливаемся по просторным залам Stockmann в Хельсинки, La Rinascente в Милане, KaDeWe в Берлине, Takashimaya Shinjuku в Токио или El Corte Inglés в Мадриде. Мы с интересом рассматриваем украшенные витрины на Рождество и День святого Валентина и, не задумываясь, назначаем встречу с друзьями в одном из многочисленных кафе. Во время посещения универмагов мы не просто получаем возможность купить пару туфель, галстук, игрушечный барабан или бутылку вина — мы приобретаем некий социальный опыт, получить который было невозможно еще всего несколько веков назад.