Культура

КиноБизнес изнутри с Ренатой Пиотровски: интервью с актером Денисом Шведовым

Рената Пиотровски и Денис Шведов

Ведущая рубрики «КиноБизнес изнутри» Рената Пиотровски поговорила с актером театра и кино Денисом Шведовым о театральной магии, работе «по дружбе», соцсетях и йоге.

Тревожное ощущение

Помню, мы с ребятами любили приезжать в центр погулять, побродить, поискать приключений и как-то случайно, проходя мимо тогда еще строящегося «Хайята», узнали, что здесь, оказывается, расположено Театральное училище имени Щепкина. Как будто 200 лет назад это было — какой-то космос. Я помню свое какое-то очень волнительное и тревожное ощущение: очень хотелось узнать, как там внутри, в этом театральном… Для меня это всегда было каким-то запредельным заведением, закрытым, туда попадали только какие-то сверхталантливые люди. Сверхталантливые и очень удачливые.

Непацанские вещи

Несмотря на то, что круг моего подросткового общения был достаточно неагрессивный, но все же «дерзкий», мне при всем при этом очень нравилась классическая музыка, в частности, оперное пение, меня тянуло к каким-то совершенно «непацанским» вещам по тем временам и соображениям. Я даже не знал точно, может быть, никто бы и не осудил, просто в моем варианте реальности мне казалось, что это как-то несерьезно. В то же время у меня не было папы — и было сложно самоопределиться, быть уверенным в себе и следовать зову сердца.

Денис Шведов

Лучшие помидоры

Актеров выбирают — но вопрос выбора проходит через всю нашу жизнь, везде выбирают лучших. Бухгалтеров на собеседовании тоже выбирают. А я прихожу в овощной и выбираю лучшие помидоры. (Смеется.)

Прочесть сценарий

Самое главное перед пробами, как это ни странно, — прочесть сценарий. В нынешние времена я, бывает, встречаю в Facebook* (*Meta Platforms Inc. (Facebook, Instagram* (*Meta Platforms Inc. (Facebook, Instagram) — организация, деятельность которой признана экстремистской, запрещена на территории Российской Федерации)) — организация, деятельность которой признана экстремистской, запрещена на территории Российской Федерации) какие-то эмоциональные отзывы разных кастинг-директоров о том, что артисты приезжают, не очень в принципе понимая, куда они приехали. Важно прочитать в том числе и для того, чтоб понять, хочешь ли ты сам посмотреть эту историю: интересно ли, цепляет ли сам сюжет. Я сейчас не говорю про сложность персонажа, невероятные истории, связанные с его перевоплощениями — только про то, интересна ли сама история тебе как зрителю, как читателю. Это самое главное.

Рената Пиотровски и Денис Шведов

Даю, что могу

Когда я еду на пробы, стараюсь взять с собой или одеться уже изначально приближенно к тому, как был бы одет персонаж. Лучше даже привезти с собой несколько вариантов одежды. Сейчас пробы с гримом и костюмами (и даже партнерами!) бывают нечасто. Обычно камера, никого нет: ну, давай. И я даю, что могу. Привожу с собой одежду, мы пробуем — ведь невозможно приехать в мотоциклетных ботинках и играть что-нибудь из Уайльда. Смотря в каком прочтении, конечно. Тем самым, во-первых, я показываю свою заинтересованность, показываю, что я в материале — и режиссеру сразу проще. Ведь он, хоть и назначен на это место, сам бывает еще не особо в курсе, что делать, он сам в поиске, он не знает ответов на все вопросы. И тут приходит артист, который говорит: «Слушай, смотри, я подумал, может, так?» — и предлагает несколько вариантов.

Что смотреть

Скоро должен выйти проект «Доктор Преображенский», где у меня первая возрастная роль. Его снимали Люба Львова и мой любимый Сережа Тарамаев. И когда они мне предложили роль взрослого профессора пластической хирургии, я был в замешательстве — но в итоге это оказалось крайне интересно. Не так давно вышли два сезона сериала «Налет», скоро выйдут проекты «Иванько», «Фантом» и «Каменный мост».

Денис Шведов и Рената Пиотровски

Никто не виноват

Раньше я очень злился на людей, когда они были не такими, как я хотел, я считал, что знаю, какими они должны быть. Сейчас в этом смысле мое мнение изменилось: у меня тоже непростой характер. Раньше конфликты с коллегами меня коробили, злили, я долго их переживал, а теперь я все воспринимаю как какой-то опыт, как некое узнавание себя, а не как чью-то вину. Никто не виноват.

Рената Пиотровски

Мой тыл

У меня замечательный агент Галина Алекперовна — это мой тыл. Она прощупывает на 18 ходов вперед любые неожиданности, повороты, косяки, защищает меня везде договором, и одновременно защищает компанию, которая с нами работает, то есть действует не в одностороннем порядке.

Странно, да?

«Не жрать три дня и снимать искусство» — мне кажется, такое осталось только в России и в Украине. Меня всегда интересовало, когда тебе звонят и говорят: «Слушай, снимись по дружбе бесплатно». Но если по дружбе, то почему бесплатно, а не наоборот — мне гонорар побольше по дружбе? Ты же мне друг, ты же мне хочешь добра. Никогда никто не сказал: «А давай ты по дружбе снимешься за тройную ставку?» Странно, да? Это неправильная, токсичная формулировка. Ты берешь камеру, ты платишь группе, а почему я должен делать это бесплатно? Планируй заранее и не берись за то, что не осилишь.

Денис Шведов

Кто-то работает ассенизатором

Согласился на проект — не ной. Решил сниматься — все. А все разговоры про то, что кто-то снялся в слабом проекте и испортил репутацию — это полный бред в нашей стране и при нашей конкуренции. Это работа и все. Кто-то работает ассенизатором — но он же работает. У меня был проект, от которого я не ждал какого-то творческого выхлопа, но согласился — так как в тот момент пил воду из-под крана. Я понимал, что это средний сценарий, среднее все, но вменяемые деньги — и я пошел, проверить себя, испытать себя, так как никогда ранее с этим вопросом не сталкивался. Мучился — но в итоге понял: изначально понимая, куда и зачем я иду, я отрезаю себе возможность рефлексировать — и так проще. И ни в коем случае я не осуждаю тех, кому приходится это делать — сниматься в таких вещах. Тем более что результат никогда заранее неизвестен.

Денис Шведов
Денис Шведов

Грань профессии

На днях ездил озвучивать Момоа в ремейке «Дюны». Вот Сережа Бурунов озвучивает только Ди Каприо (хотя в закадре бывают и другие артисты), Сева Кузнецов — Тома Круза, а уже на несколько фильмов, где есть Момоа, позвали меня. Не могу сказать, что я активно занимаюсь дубляжом: это достаточно редкая история. Для меня это еще одна грань профессии, которую пока, как мне кажется, я до конца не освоил. И эта профессия достойно оплачивается — по сравнению, например, с театром, вполне можно жить с семьей.

15 лет, как я тут

Всем говорят: после института ты должен показываться в театры — и слава Богу, если тебя возьмут куда-нибудь. Мне повезло, меня взяли в труппу моего родного Молодежного театра — и я до сих пор продолжаю служить. 15 лет, как я тут. Благо Алексей Владимирович Бородин, художественный руководитель, понимает мое положение и идет навстречу. Я постепенно лишился этих вот маленьких ролей, где нужно играть, ходить, приезжать. У меня есть несколько ролей: спектакль «Нюрнберг» про Нюрнбергский процесс, где я играю главного обвинителя всех этих плохих людей, и «Свадьба» Чехова, там я играю Нюнина, который привозит свадебного генерала, и оказывается, что он мошенник. Пока все. Сейчас меня огорошил наш главный режиссер: хочет задействовать меня в новом спектакле, с ноября будем репетировать.

Денис Шведов

Театр — это душа

Большая глупость, мне кажется, со стороны художественных руководителей, особенно средних и малых театров, отказывать актерам, которые снимаются в кино: если человек снимается, если он популярен, он приводит зрителей. Для меня театр — это душа. Это то, что поддерживает актерский какой-то дух, актерскую магию. Потому что кино — это все равно техника: стоп — снято. Даже не то что нет длительности повествования, а просто механика такая. А в театре есть что-то магическое.

Говорить громко и по очереди

Фильм Юры Быкова «Завод». Юра Быков сам все написал и сам режиссер. И я предложил Юре взять мне коуча Женю Шевченко. Почему? Помню, как пришел на спектакль в Щепкинском, увидел ее и подумал: какая талантливая, как она этих ребят, которые еще ничего не умеют, умудряется заставить играть сложнейшие произведения, которые взрослые артисты не могут потянуть, как она это все придумывает! Договорились, что она никуда лезть не будет — но будет со мной «проходить» то, что Юре нужно. Она мне невероятно помогла — а потом в нашем мире пошла такая молва: «Так все плохо, что юродивому пришлось коуча нанимать». (Смеется.) Вот такое в нашей стране отношение к коучам, к курсам повышения квалификации.


Брэд Питт работает с коучем — а нам некомильфо.


А мне вот захотелось попробовать, узнать, что о моей работе скажет профессионал со стороны — несмотря на весь скепсис, даже со стороны моего агента. В предлагаемых обстоятельствах у нас актеры все везде одинаковые, на перевоплощение нет времени, как говорят в театре, достаточно «говорить громко и по очереди».

Рената Пиотровски и Денис Шведов

Завышенные требования к людям

Социальные сети — это отдельная профессия, и у меня пока недостаточно навыков и привычек, чтобы вести тот же Instagram* (*Meta Platforms Inc. (Facebook, Instagram) — организация, деятельность которой признана экстремистской, запрещена на территории Российской Федерации) профессионально, бартер — новое для меня слово. (Смеется.) И заработок мой Instagram* (*Meta Platforms Inc. (Facebook, Instagram) — организация, деятельность которой признана экстремистской, запрещена на территории Российской Федерации) приносит достаточно редко. Когда вижу такие «продающие» аккаунты, я всегда вижу в этом чужую руку — слог помощника, или чувствую в этом какую-то искусственность — как будто человек, которого ты знаешь в жизни, на самом деле какой-то другой. В этом нет никакой жизни. Возможно, у меня завышенные требования к людям.

Плавают одни

На «Кинотавр» меня одевает Сергей Лунин из Bosco — и спасибо ему огромное. На мероприятиях я всегда странно себя чувствую, как и многие, впрочем, как будто не чувствую себя частью этого целого. Не то что я чувствую себя белой вороной, просто это будто бы энергетически не мое пространство, не моя история. Киты общаются на определенных частотах, говорят, есть киты, у которых что-то нарушено — и они просто не слышат звук своих собратьев, поэтому плавают одни. Вот это я.

Денис Шведов

Я просто еду

Спорт, отдых, секс, компьютерные игры, еда — есть масса способов отдохнуть и расслабиться без алкоголя. Алкоголь мне не приносит счастья и удовольствия. Самый кайф для меня — это лететь на мотоцикле. У меня большой мотоцикл, но я не гоняю, как гоняют ребята на спортбайках. Я просто еду. Просто куда-то ехать — это самое крутое. Если есть возможность приехать на смену на мотоцикле — это удача. Я плотно общаюсь с одним серьезным байкерским клубом, но этой культуре и жизни тоже нужно посвящать время. А у меня с этим тяжело, я из-за своей профессии много времени уделить этому не могу.

Рената Пиотровски и Денис Шведов

Продаю палки!

В пандемию я посвятил много времени изучению и узнаванию себя, каких-то своих лимитов, эмоциональных и духовных — и того, что происходит у меня в семье. Я накупил много ненужных вещей: могу продать палки для скандинавской ходьбы. Берите, новые! (Смеется.) Много времени провел с детьми, поэтому со спокойной душой могу сейчас включаться в работу. А еще во время пандемии я стал заниматься йогой — по три раза в неделю «фигачу», похудел на 14 килограммов — с 106 до 92. Заниматься силовыми нагрузками не хотелось, скандинавская ходьба не увлекла, а йога — безобидная и незатратная — захватила.

Генеральный продюсер проекта: Аниса Ашику
Фото: Вова Поло
Благодарим ресторан О2 Lounge за помощь в организации съемки