Культура

КиноБизнес изнутри с Ренатой Пиотровски: эксклюзивное интервью с Денисом Баглаем — генеральным директором компании «Арт Пикчерс Студия»

Чаще всего интервью со звездами кино, режиссерами и продюсерами берут для СМИ журналисты или критики, которые могут блестяще говорить о предмете и разбираться в нем, но те, кто работает непосредственно в индустрии, знают большее количество деталей и подводных камней.

Фото: Ян Кооманс
Генеральный продюсер проекта: Аниса Ашику

Поэтому для интервью и репортажей в нашей рубрике «КиноБизнес изнутри» мы пригласили в качестве ведущей Ренату Пиотровски — профессионала индустрии. Сегодня ее собеседник — Денис Баглай, генеральный директор «Арт Пикчерс Студии», одной из самых успешных кинокомпаний современной России.

Самый рискованный бизнес

Кино и вообще кинобизнес является самым рискованным бизнесом — с непредсказуемым будущим любого проекта. Но при этом работа с Бондарчуком — это постоянный выход на новый уровень. К сожалению, есть довольно много примеров режиссеров одного фильма, когда после определенного успеха нет никакого творческого продолжения. А здесь абсолютно противоположная история: проработав пять лет с Федором, я понял, что для него новый проект — это всегда новая планка. И это вовсе не амбиции, это борьба за качество, это какие-то придумки, новшества — от способа съемки фильма, работы с актерами на площадке и качества компьютерной графики до любой мелочи в продвижении и выходе фильма на экран. Все, что есть передового на сегодняшний день, он использует и в своих фильмах, и во всем кинопроизводстве.

Каждый день что-то новое

Мы только что закончили съемки «Притяжения-2». Фильм выйдет на экраны в декабре 2019 года. Дистрибьютором выступит наш давний партнер «Сони Пикчерс». Параллельно уже сейчас готовимся к съемкам нового проекта «Повелитель ветра». Это история кругосветного путешествия Федора Конюхова на воздушном шаре. Надеюсь, что этот фильм выйдет в прокат не только в России, и мы договоримся со всеми нашими зарубежными партнерами и попытаемся сделать мировую премьеру. Через две недели начинаем съемки с компанией «Водород 2011» фантастического фильма «Спутник». Одновременно есть еще с компанией «Айрис фильм» проект под рабочим названием «Он и Она», где «Арт Пикчерс» выступает сопродюсером. В общем, каждый день что-то новое.

Я абсолютно не творческий человек

Образование, которое было мною получено более 20 лет назад, связано с организацией теле- кино- и видеопроцесса. В 1993 году я начал работать в качестве администратора программы на Первом канале и именно тогда, наверное, понял, что творчество — это не ко мне. Вот если что-то организовать, с кем-то договориться, просчитать сценарий, собрать группу для съемок — это да. Писать сценарии или снимать кино меня никогда не тянуло. Я абсолютно не творческий человек. И могу принести пользу людям творческим, потому что должен быть, знаете, трезвый человек, который абсолютно четко понимает с организационной и коммерческой стороны, что вот эту историю можно продать, а вот эту задумку на 100% реализовать не удастся. Лучше заниматься тем, чем ты умеешь заниматься, чем пытаться проникнуть в то, в чем ты ничего не понимаешь.

Административная магия кино

После работы на телевидении я пришел на проект студии «Три Тэ», которая в 1994 году вместе с «Уорнер Бразерс» делала в России фильм режиссера Филлипа Нойса «Святой». Мне посчастливилось попасть на съемочную площадку ассистентом второго режиссера с нашей стороны, именно тогда «магия кино», хоть и административная, меня увлекла. А затем, оставшись в самом «Три Тэ», я много лет проработал с Никитой Сергеевичем Михалковым на его проектах на съемочной площадке в качестве второго режиссера, опять же по полученной специальности — организация съемочного процесса. Это огромнейший опыт, который не каждому посчастливиться получить. А затем Федор Сергеевич Бондарчук, с которым мы на тот момент уже были знакомы, наверное, лет 10, предложил мне должность в «Арт Пикчерс Студии». Я пришел в компанию 5 лет назад, как раз за месяц до выхода суперуспешного фильма «Сталинград» в качестве исполнительного директора. У нас состоялся с Федором абсолютно честный разговор: он хотел что-то менять на студии, а я знал, что прежде чем на что-то соглашаться и что-то обещать, мне нужно как минимум два года на то, чтобы понять историю компании, которой в прошлом году исполнилось 25 лет. Нельзя согласиться на столь ответственную должность, не будучи уверенным, что справишься. Нельзя работать в компании, если тебе не очень нравится, но ты просто обещал. Поэтому прежде чем занять должность генерального директора, я должен был точно понять, справлюсь или нет.

Финансовый прогноз — не решающий фактор

Интересен ли сценарий с творческой точки зрения, решают Федор (Бондарчук. — Прим. ред.) и Дмитрий Олегович (Рудовский. — Прим. ред.). Дальше мы вместе считаем, окупится ли проект с точки зрения вложений, на сколько он может быть успешным в прокате, просчитываем продажи на иностранной территории и другие факторы. За мной — 50-60% решения с точки зрения денег и целесообразности запуска этого проекта. Но денежный прогноз — не обязательно решающий фактор. Если проект действительно интересен, если есть потенциал, что он может попасть в кинотеатры и привлечь зрителя, он скорее всего будет запущен. А денежный вопрос будет решаться иначе: есть какие-то механизмы привлечения соинвесторов, можно подать на питчинг в Фонд кино и попытаться получить государственную поддержку. Хотя за последние 5 лет было штук пять проектов, которые мы по разным причинам не смогли запустить. Например, смущал режиссер-дебютант, не срасталась совсем финансовая формула, у компании не было своих свободных средств или что-то еще. Или просто — шестое чувство, оно нам кстати помогло с проектом «Лёд». Олег Трофим — режиссер-дебютант, не было собственных средств и компания вкладывала кредитные. И результат превзошел самые наши смелые ожидания в прокате – 1,5 млрд рублей. Поэтому, наверное все же, в «Арт Пикчерс» невозможно единоличное решение с точки зрения финансовой окупаемости, всегда учитывается целый комплекс факторов.

Безвозмездно, то есть даром

Большинство людей считает, что государство всегда безвозмездно дает деньги на съемки кино. Но это не так. Возвратных и безвозвратных денег в проектах «Арт Пикчерс Студии», например, — поровну. Существует экспертный совет Фонда кино, который дает свои рекомендации Попечительскому совету — поддержать или нет тот или иной проект. И уже Попсовет в свою очередь принимает решение о господдержке и выделении средств на производство. И это действительно непредсказуемо. На сегодняшний день немного изменился Устав Фонда кино и появился еще и Совет фонда. В экспертном, попечительском и в совете фонда — очень разносторонние люди. Это не только кинопродюсеры, но и представители дистрибуционных компаний, телеканалов, министерств… На сегодняшний день огромное количество компаний претендует на государственную поддержку. И для экспертов фонда абсолютно неважно, кто подал заявку — компания-мейджор или небольшая независимая компания. На проект всегда смотрят как на продукт, который может и должен в конечном итоге выйти на экраны. Также заявитель обязан предоставить в Фонд кино определенный пакет документов и контрактов, чтобы претендовать на получение государственных денег: заявить режиссера, оператора-постановщика, актеров, приложить сценарий фильма. Дальше есть защита этого проекта на питчинге Фонда кино: нужно доказать, что этот проект имеет право на существование и будет интересен не только пяти людям, которые его придумали, а огромному количеству зрителей, которые в конечном итоге придут в кинотеатры, заплатят деньги, и таким образом помогут вернуть деньги государству в том случае, если продюсеры получили господдержку в виде возвратных средств. И только в случае, если все мнения «сошлись», проект может претендовать на поддержку. Но если честно, и это факт, без поддержки кинопроизводства со стороны государства огромное количество фильмов не вышли бы на экраны кинотеатров, а то и не были просто произведены.

Где молодому дарованию найти деньги?

Чтобы подать заявку в Министерство культуры или в Фонд кино, нужно внести обеспечительный платеж не меньше миллиона рублей. Где молодому дарованию с хорошим сценарием найти эти деньги? Такому молодому дарованию в первую очередь нужно понимать, что ни Фонд кино, ни Министерство культуры не дают стопроцентного финансирования на производство. Максимальная доля участия Фонда кино и Министерства культуры в вашем проекте — 70 %. Соответственно, 30 % коммерческих денег вы должны найти самостоятельно. Часть этих денег вы и можете использовать как обеспечительный платеж. Если вы не прошли питчинг и не получили финансирование, обеспечительный платеж вы получите обратно.

Понятно только им

Если бы вы жили не в России, то фестиваль класса А, где бы вы взяли приз, например, в Каннах, стал бы очень большим подспорьем для проката в вашей стране. В той же Франции огромное количество людей посмотрело бы фильм, который победил. У нас, к сожалению, победа на каком-то фестивале, на мой взгляд, никак не влияет на коммерческий успех фильма, тем более его не гарантирует. Даже наоборот: существует мнение, что фестивальное кино не надо идти смотреть, потому что это авторское видение трех людей — режиссера, оператора и художника-постановщика, которое понятно только им. В итоге многие просто отказываются сначала везти свое кино на фестиваль, а потом прокатывать его здесь, в стране. А если сначала выпустить фильм в прокат, то путь на фестиваль класса А, требующий премьер, уже закрыт.

Плачу рублем

Если взять статистику за последние 10 лет, а она действительно существует, количество «киноходящей» аудитории, несмотря на появление «Нетфликса» или «Эппл ТВ», не изменилось. Что 10 лет назад, что сегодня — это одно и то же количество людей. А людей, которые смотрят кино на «Эппл ТВ», а не в кинотеатре, заманить в кинозал практически нереально. Либо ты ходишь в кино «принципиально», либо нет. Я хожу. Плачу рублем. Потому что я хочу увидеть, как это сделано, на большом экране.

С удовольствием пересматриваю

В 70-е и 80-е годы фильмы засматривали до дыр, разбирая их на афоризмы. Сегодня намного больше фильмов-однодневок. Но это не значит, что в наше время не снимают ничего стоящего. Я с удовольствием пересматриваю оба фильма «Духлless», «Батальон», «Сибирский цирюльник», который в прокате в Питере шел целый год! «9 роту» можно смотреть не один раз, потому что каждый раз ты видишь в ней что-то новое, «Легенду 17»… Качественный продукт на нашем рынке есть. Но все-таки обычно его могут позволить себе сделать только компании, располагающие серьезными средствами.

Первое в моей жизни

Сегодняшнее интервью — первое в моей жизни. Но в этом нет ничего удивительного. Я всегда принимал участие в работе над фильмом из офиса. Огромное количество людей трудятся ежедневно над тем, чтобы фильм вышел на экран, но на постере все эти имена не напишешь.

Просто потому что человек уехал в отпуск

Я абсолютный трудоголик. В отпуске в последний раз был два года назад. Люблю рыбачить, но и на это времени не хватает. Отдыхать не умею. Потому что постоянно одни проекты накладываются на другие. Можно иногда выкроить три-пять дней и уехать на море, чтобы отдохнуть и отключиться, можно предупредить трех-четырех человек из команды, которые постараются не засыпать тебя письмами. Но в почту, в вотсап все равно сыпятся сообщения, ты все равно стоишь в копии всех писем. Согласитесь, это раздражает: ты решаешь какой-то срочный вопрос, и вдруг тебе приходит автоматический ответ: «Я буду находиться в отпуске с 1 по 15, меня не будет». Ты вчера писал, писал, писал до ночи, переписывался с кем-то, и вдруг тебе приходит такой автоматический ответ, потому что человек просто уехал в отпуск? Нет, так нельзя. Сегодня, если вы занимаете руководящую должность в какой-то большой компании — в любой отрасли, мне кажется, нужно работать 24/7.

21 ноября 2018
Рената Пиотровски для раздела Культура