Конец месяца определенно задался — первая часть «Нимфоманки» Ларса фон Триера, ночь Хаяо Миядзаки в Доме кино, «Лед» по Владимиру Сорокину в постановке скандального Константина Богомолова.
Но «Трудно быть Богом»
Германа-старшего определенно стоит особняком.
В концертном зале «Барвиха Luxury Village» прошел второй в России предпремьерный показ фильма Алексея Юрьевича Германа «Трудно быть Богом» по повести братьев Стругацких. Сюжет в данном случае пересказывать бессмысленно. Он не четко прослеживается в фильме, впрочем, это и не важно.
В машине на обратном пути с друзьями мы спорили, что лучше: «читать и смотреть» или «смотреть и читать». И достаточно быстро пришли к выводу, что, как бы то ни было, перерыв между «смотреть и читать» должен быть небольшой, чтобы «картинка сохранялась в памяти». Откровенно говоря, эту самую картинку будет очень сложно забыть. Она по-германовски хороша, отточена и выверена, независимо от того, что сейчас на экране, она даже поэтична в те моменты, когда о поэзии не думаешь совсем.
Не думаю, что это — фильм для домашнего просмотра. Оказавшись в кинотеатре, не смущайтесь от того, что половина зала уйдет. И будьте готовы — это однозначно «кино не для всех», и его просто противопоказано рекомендовать широкой публике. Это даже не фильм — это культурологическое явление, произведение, шедевр, медитация, то, что люди будут пересматривать, обсуждать, о чем будут спорить. И как правильно заметил перед фильмом исполнитель главной роли Леонид Ярмольник: «Мы все с вами умрем, и наши дети и внуки — тоже, а этот фильм будет жить. Мы, возможно, многого не догоняем, но спросить нам уже не у кого».
Итак, к чему готовиться: на экране то ли фантастическое будущее, то ли средневековое прошлое, красивая монотонная картинка, а вместе с тем — грязь, мерзость, гниющая еда, какое-то месиво из крови, рыбьей чешуи. Все мутно, но через некоторое время отвращение становится не таким омерзительным, почти привычным… серость, скука, трупы… «Тоска!» — говорит главный герой, и я в этот момент почему-то думаю о нашей московской жизни, о том, что трудно быть современным человеком, вечно спешащим потребителем, почти разучившимся размышлять, рефлексировать, созерцать. А фильм потребует от вас пожертвовать временем, ведь нужно погрузиться на три с лишним часа в то, что потом еще долго не отпускает. К этому однозначно не каждый готов. Но, несмотря на все происходящее, у меня не возникло желания встать и уйти, и я безмерно благодарна человеку, который познакомил меня с этим произведением.
Леонид Ярмольник, исполнитель роли Руматы
Егор Кончаловский
Любовь Толкалина
Олеся Судзиловская
Леонид Ярмольник
Детали от Posta-Magazine:
Фильм в прокате с 27 февраля