Культура

КиноБизнес изнутри с Ренатой Пиотровски: интервью с Даниилом Воробьевым

Даниил Воробьев и Рената Пиотровски

Ведущая рубрики «КиноБизнес изнутри» Рената Пиотровски поговорила с актером Даниилом Воробьевым о съемках в картине «Повелитель ветра», собственном методе работы над персонажем и… Дагестане.

Подвиг совершит не он

Мой герой в картине «Повелитель ветра» — это участник всех экспедиций Фёдора Конюхова, который в силу обстоятельств становится руководителем штаба. Реальный ли это персонаж? Не совсем, хотя прототип у него есть. Но в создании экранного образа я ни на кого не ссылался. «Повелитель ветра» — это история о внутреннем подвиге, о том, как обуздать свое эго, справиться с жаждой быть собой. И эта история очень круто ложится в человека, который руководит штабом, хотя мечтает быть совсем не там. Именно в этом смысле сразу возникла вертикаль: я буду делать человека, который стремится быть ближе к подвигу. Потому что подвиг окрыляет. При этом подвиг совершит не он. Ему не хватает уверенности. Он вместо того, чтобы восхищаться и быть в команде, завидует. Он хочет быть лидером. Но в конце путешествия эта пыль слетает с него — и он становится частью общей победы, когда шар с Фёдором приземляется. Он вдруг осознает, что можно восхищаться и не завидовать, понимает, что лидерство здесь ни при чем — и можно быть повелителем собственного ветра, а не ждать, куда тебя унесет… Главный вектор картины — экранизация духовного подвига.

Даниил Воробьев

Magic

На съемочной площадке «Повелителя ветра» мгновенно прошла синхронизация: все были настолько заняты общим делом, что «звездный флер» был исключен. Это был настоящий magic! Плюс я давно мечтал поработать с Фёдором Сергеевичем — а когда он «зашел» в этот грим, он стал другим человеком, произошло какое-то удивительное смещение энергии. С остальными коллегами я работал не раз, и мы хорошо друг друга знаем — и с Бурковским, и с Аней Михалковой, а с Женей Ткачуком мы вообще крепко дружим. А Бондарчук был для меня открытием. И это была действительно слаженная работа — настоящий актерский ансамбль.

Даниил Воробьев

Документальный фон

Я придумал своему герою стаккато в голосе: он не уверен в себе, а потому в самых эмоциональных моментах у него немножко сбивается голос, настолько он внутри себя несобран. И потому представить его в шаре нереально — и он чувствует это несоответствие. Поэтому он в штабе, он рядом с подвигом. После 20-й минуты зритель попадет в настоящий эмоциональный блокбастер, где мой герой руководит полетом Конюхова, они общаются по рации, проходя невероятные критические моменты путешествия вместе. Мой герой еле сдерживает свои эмоции, они у него «гуляют». Я анализировал технические разговоры пилотов — и понял, что разговор по рации вообще должен быть с дефектами, это привнесет натурализм в картину.


Голос — некий документальный фон всей этой истории.


Я дома

Съемки «Повелителя ветра» проходили в Дагестане. До этого я бывал там только в возрасте 10 лет — бабушка возила меня в Кизилюрт. Каспийское море — воспоминание детства. А потом мне стало казаться, что Дагестан — это какая-то чуждая мне территория. И эти съемки мое представление об этих местах перевернули. У меня был молчаливый водитель-мусульманин, у которого был счетчик на пальце, и через три дня молчания я спросил его, что он считает. Оказалось — молитвы. 20 молитв до съемочной площадки и 20 молитв после. Вот как-то так я и представлял Дагестан. Но шло время, мы общались — и я вдруг понял, что этот ортодоксальный мусульманин — вполне современный «перец»! И так там во всем… А в Махачкале классные кофейни, просто невероятный кофе… Удивительно, но там у меня было ощущение, что я дома. И после съемок это странное ощущение не покидало меня еще, наверное, месяц.

Даниил Воробьев и Рената Пиотровски

Чтобы был поток

У меня нет мечты переплыть океан или пройти пешком пол-России, но у меня есть большая творческая мечта — сделать в своем кинографике сознательную паузу на четыре-шесть месяцев и написать и опубликовать уже готовые вещи в поэзии и в прозе. Чтобы мне никто не мешал, чтобы я не дергался, чтобы это был поток.

Сразу же оправдываю

К своим отрицательным героям не отношусь как к отрицательным, я не строю образ антагониста или человека, который работает на теневую сторону, я отношусь к нему как к полноценной личности. Я иду от внутренней проблемы — и я в любом случае его сразу же оправдываю. Потому что вся внешняя негативная сторона всегда имеет под собой очень трогательную и болезненную историю. Причина может быть в детстве, причина может быть в контексте, в котором находится человек, но он не плохой, он просто не знает, как по-другому. И моя задача всегда — привести эту темную энергию к свету и прощению. То есть это не просто мое путешествие в виде этого героя по сценарию, это еще и постановка вертикали для зрителя. И герои, которые мне попадаются, которых я выбираю, так или иначе становятся и для меня терапевтическим явлением, в них я упаковываю свою личную проблему.

Даниил Воробьев

Обжегся и понял

В «Жить жизнь» я тоже придумал своему герою необычный голос. Витиеватый декаданс. (Смеется). А еще для этого фильма пришлось изучить тему манипуляций — захотелось понять и поднять планку. Еще одному сезону быть — и герою тоже быть, можно, думаю, раскрыть этот секрет. В конце первого сезона мы понимаем, что это маска — и что мой герой нормальный, без странной прически, с детьми, он обычно говорящий человек — и то, что мы видели, это всего лишь образ. И ко второму сезону я подготовил новую маску. Этот человек — это машина, которая может менять свою структуру, и он это делает на высоком уровне. Такого уровня манипуляцию я пару раз использовал в жизни, но обжегся и понял: нельзя артисту играть перед тем, кто не знает, что он зритель. Можно «зайти» в очень-очень темную энергию.

Даниил Воробьев

Она не работает

Как распознать, что человек тобой манипулирует? Зависит от того, какой манипулятор перед тобой. Точно могу сказать, что опора на язык тела — патовая, она не работает. Вот эти канонические вещи — скрестил руки — значит, закрылся, смотрит влево — значит врет — на это нельзя ориентироваться. Мало-мальски опытный манипулятор эту тему сыграет против вас, ведь с физикой тела можно справиться. И в итоге манипулятор твои знания использует против тебя.

Кидает хаотично

До недавнего времени я считал, что у меня все нормально с выходом из роли, что я могу взять энергию, протащить ее в процесс и скинуть. Но в моей жизни случился проект «В клетке», где я сыграл дилера, я свою темную сторону туда интегрировал полностью — и она… прижилась. И у меня закралась странная мысль, что этот герой тащится со мной так или иначе дальше, он не выветривается. Кажется, и Бог с ним, осталось и осталось? Но в какой-то момент за многочисленными ролями я вдруг начал задавать вопрос себе: кто я? Я и так могу, и так, я могу мимикрировать, вливаюсь в разные компании, я вдруг влюбляюсь, хотя нахожусь в отношениях, — меня кидает хаотично. Мне понадобилось время, чтобы понять, что мне нужен центр, опора. И со специалистом мы эту опору нашли.

Рената Пиотровски и Даниил Воробьев

Через социум

В сериале «Кошка» у меня не отрицательный герой, потому что мы ему придумали детали, которые сто процентов зрителя убедят, что у него есть положительная сторона, и она очень крепкая. Подготовка к этому персонажу шла через социум: я не только в застольном периоде разобрал сценарий и придумал ходы, я пошел пробовать это в жизнь с камерой. Это был магазин, это был поезд, это был клуб, это был концерт, это была просто улица. Ходил один, со скрытой камерой. Ходил лысый, говорил с акцентом — и друзья мои делали вид, что они ничего не замечают. (Смеется.)

Полное погружение

Следующему проекту я решил отдаться полностью, ничем параллельно не занимаясь. Я хочу духовное путешествие — и я чувствую ресурс для этого. Это значит, что у меня не будет никаких внешних контактов до съемок, никаких дел, которые так или иначе не касаются этого кино. Месяц в качестве подготовки к роли я буду находиться на закрытой территории, без связи. Ничего внешнего, ничего из моей прошлой жизни. Ни семьи, ни друзей. Потому что у этого человека нет этих друзей. Полное погружение. Мои близкие в курсе происходящего и будут всячески помогать, ведь это эксперимент, который заинтересовал не только меня. И сейчас я меньше всего думаю о выходе из роли и турбулентности, связанной с этим. Я думаю исключительно о входе.

Даниил Воробьев
Даниил Воробьев

Сыграть мудрость

Наблюдение за жизнью и людьми — «питание» для артиста. Вот до недавнего времени моим постоянным источником идей была моя мать: ее эмоциональный ряд «заходил» во многие персонажи. Кстати, помните, как в сериале «Мотель Бейтс» главный герой круто играет женщину?


Я не знаю почему, но у меня есть это стремление сыграть женщину — точнее, сыграть мудрость и энергию женскую, не обязательно в женском обличии.


Трансформация тела

В фильме «Осьминог» мой герой наконец не псих — он просто нормальный и хороший. (Смеется.) В этой роли мне… непривычно. И как человек, который привык выстраивать отрицательных персонажей, я и ему придумал «аттракцион»: у него как у психолога есть возможность разобраться в проблемах четырех женщин, которых он пригласил, и я же играю их мужчин — вернее, представление моего героя о мужьях и партнерах этих женщин. Но в этом проекте меня больше затянула трансформация тела: я заходил намеренно дряблый, надо было сильно похудеть, подсушиться для одного из персонажей — и я это делал в течение съемок. Причем съемок довольно скоростных — всего 25 смен. И вот, у нас ночная смена, и пришлось ночью поехать в зал, сделать мощную тренировку, вернуться на площадку и сыграть сцену. У меня подскочило давление и не опускалось. Пришлось вызывать скорую и спасаться. (Смеется.) Вот такое кино!

Даниил Воробьев и Рената Пиотровски

Огромный ажиотаж

Меня как зрителя в кино интересуют не правила, а отход от них — отсюда и интерес к кино про психов и психотерапевтов. Интересует асимметрия. Любая девиация сама по себе — это какая-то непознанная и непроговоренная вещь. О девиации и отклонении обычное общество не разговаривает. И когда каким-то образом эта вещь выносится на обсуждение, это вызывает огромный ажиотаж у зрителя, потому что он чувствует сопричастность. И это круто. Происходит психологическое проживание проблем общества.


Все проекты про маньяков, про психотерапию и отклонения все равно направлены на одну мысль: проживайте максимально аутентично свою жизнь.


Скачки

Отдых для меня — это тишина и природа. У меня есть удивительное место, где я сижу в деревянном доме — и ничего не делаю. Но если отдых длится меньше недели, он не работает, потому что еще какое-то количество времени я по инерции пытаюсь, находясь на отдыхе, что-то делать, что-то решать. И в Москву я поэтому все еще не переехал, живу в отелях. Калининград — Питер — Новороссийск… и Москва на несколько дней съемок. Скачки. И все постоянно меняется. Я очень хотел попасть на фестиваль онлайн-кинотеатров «Новый Сезон», где будут представлена работы с моим участием «Секс. До и после» Даши Мороз и «Лада Голд» Никиты Власова, но вынужден просто пожелать им удачи и лететь в Петербург на съемки. Вот такой спорт и динамическая йога. (Смеется.)

Даниил Воробьев

Шаг в свободу

Мои стихи и авторский проект THESITTER — это первый шаг в свободу. У меня нет продюсеров, нет никого, кто стоит надо мной. Я сам определяю и сам реализовываю. Есть команда единомышленников, которые верят, что это круто! Проект появился, потому что было написано огромное количество стихов, и я все порывался собрать и напечатать книгу. Но потом, чтобы не тянуть время, просто взял и скомпилировал прозу и поэзию. Бах — и первый отрывок записал. Бах — и сделали раскадровочку. Бах — и придумали хороший арт. Задача — сделать 12 отрывков и в итоге выйти в моноспектакль, хотя бы подойти к этой форме. Вообще театр — это моя территория, и когда-то она была открыта, я был в Театре.doc, в Моссовете. А потом мне стало скучно, плюс случился глобальный неудачный опыт с Гоголь-центром. Театр на долгое время ушел из моей жизни: были неплохие предложения — но возник какой-то страх сцены. И я начал задавать себе вопрос: я выйду на сцену — зачем? Что я могу сказать? Почему люди должны меня слушать? Сейчас ответил себе на эти вопросы и мне есть что сказать. Так что планирую диджитал-шоу в форме моноспектакля: 12 персонажей. Это мечта и ориентир.

Даниил Воробьев

Генеральный продюсер проекта: Аниса Ашику
Фото: Иван Пономаренко
Благодарим ресторан «Облако 53» за помощь в организации съемки

13 сентября 2023
Рената Пиотровски для раздела Культура