Культура

Дали в поисках четвертого измерения: интервью с куратором выставки в Музее Фаберже

1 апреля в Музее Фаберже в Санкт-Петербурге открывается масштабная выставка «Сальвадор Дали. Сюрреалист и классик» — более 150 живописных и графических работ из фонда «Гала — Сальвадор Дали» в Фигерасе и еще нескольких музеев и частных коллекций.

Почему Дали был одержим страхом смерти и в чем надеялся обрести бессмертие, какие загадки Вермеера стремился разгадать и что представляет собой его знаменитый «параноидально-критический метод» — об этом Posta-Magazine рассказала куратор выставки, директор Музеев Дали фонда «Гала — Сальвадор Дали» Монсе Агер.

Монсе Агер, директор Музеев Дали фонда «Гала — Сальвадор Дали», куратор выставки в Музее Фаберже

Монсе Агер, директор Музеев Дали фонда «Гала — Сальвадор Дали», куратор выставки в Музее Фаберже

Выставка охватывает почти полвека творчества художника, от ранних работ 1930-х, в числе которых «Пейзаж с загадочными элементами», где Дали ведет своеобразный сюрреалистический диалог с Вермеером, до серии 1980-х годов, созданной по мотивам произведений Микеланджело после смерти любимой жены Галы. Великий новатор и эксцентрик XX века, утверждавший в свойственной ему провокационной манере: «Сюрреализм — это я», Сальвадор Дали на протяжении всей жизни постоянно обращался к старым мастерам, переосмысливая их творчество и образы и рассматривая их сквозь собственную оптику, с помощью которой он пытался найти четвертое измерение, которое обеспечило бы ему бессмертие. В определенном смысле ему это удалось.

О параноидально-критическом методе

Параноидально-критический метод — альтернативный способ интерпретации реальности. Дали исследует то, что скрывается за первым, видимым планом картины мира. Он одержим идеей научить зрителя созерцанию и настоящему видению. Он создает двойной образ или образ невидимого, которые могут быть истолкованы по-разному, означать одно или другое, что заставляет зрителя постоянно сомневаться в том, что же на самом деле предстает перед его глазами.

Сальвадор Дали. В поисках четвертого измерения. 1979

Сальвадор Дали. В поисках четвертого измерения. 1979

О «Пейзаже с загадочными элементами»

Эта работа — яркий пример сюрреализма Дали. Здесь на фоне очень точного, гиперреалистичного пейзажа он помещает странные, энигматичные элементы, которые волнуют зрителя, приводят его в замешательство, вызывая беспокойство. Тем не менее это чувство заставляет еще внимательнее вглядываться в картину в поисках все новых скрытых в ней смыслов.

Сальвадор Дали. Пейзаж с загадочными элементами. 1934

Сальвадор Дали. Пейзаж с загадочными элементами. 1934

О Дали и Вермеере

Дали считал Вермеера одним из величайших мастеров, у которого блестящее владение живописной техникой сочетается со способностью улавливать и реалистично изображать самую суть жизни. Дали восхищался его оригинальностью, загадочностью и аутентичностью, о чем и пишет в своей книге «50 магических секретов мастерства»:

«Ван Гог был сумасшедшим и потому бессмысленно, великодушно и безоговорочно отрезал себе левое ухо бритвой. Я — отнюдь не сумасшедший, и все же я готов отрезать свою правую руку, однако совсем не бескорыстно: я согласен это сделать при условии, что мне дано будет увидеть Вермеера Дельфтского, который сидит за мольбертом и увлеченно работает. Я даже готов согласиться на большее — я тут же не колеблясь позволю отрезать себе правое ухо, и даже оба уха сразу, если мне удастся узнать секрет „волшебной смеси“, в которую тот же Вермеер, лучший из лучших — я не называю его „божественным“, ибо он самый человечный из всех художников, — обмакивал свою несравненную кисть».

Франсеск Катала-Рока. Сальвадор Дали с гиперкубическим крестом. 1953

Франсеск Катала-Рока. Сальвадор Дали с гиперкубическим крестом. 1953

О Дали и старых мастерах

Сальвадор Дали был убежден, что никто из современных ему художников по уровню мастерства не может сравниться со старыми мастерами, такими как Микеланджело, Рафаэль, Вермеер или Веласкес. Себя же он считал наименее заурядным из живых живописцев.

Сальвадор Дали. Без названия. По мотивам скульптуры «Джулиано Медичи» с надгробия Джулиано Медичи работы Микеланджело. 1982

Сальвадор Дали. Без названия. По мотивам скульптуры «Джулиано Медичи» с надгробия Джулиано Медичи работы Микеланджело. 1982

О Дали и сюрреалистах

«Разница между сюрреалистами и мной заключается в том, что сюрреалист — это я», — говорил Дали, пришедший в сюрреализм как раз в тот момент, когда этому направлению нужна была хорошая встряска. Его живопись и тексты стали свежей струей. Вообще Сальвадор Дали считал, что его творчество выходит далеко за пределы сюрреализма, особенно в том, что касается таких вещей, как свобода художественного выражения и провокация публики.

Сальвадор Дали. Без названия. По мотивам скульптуры «Моисей» с надгробия папы Юлия II работы Микеланджело. 1982

Сальвадор Дали. Без названия. По мотивам скульптуры «Моисей» с надгробия папы Юлия II работы Микеланджело. 1982

Об эксцентричности и новаторстве

Эксцентричное поведение Дали было не только проявлением его личности, но и неотъемлемой частью творчества. В этом смысле он был одним из основоположников хеппенинга и перформанса. По его убеждению, они подогревали интерес к созданному им персонажу, который сам по себе был произведением искусства. Став одной из центральных художественных концепций XX века, эта идея тотального искусства наряду с его живописным мастерством определила место Дали среди великих художников-новаторов.

О поисках бессмертия

В течение всей жизни Дали сопровождал страх смерти, отсюда сквозная тема его искусства — поиски бессмертия. Художник был назван именем своего старшего брата, умершего за девять месяцев до его рождения. Дали считал, что должен стать более совершенной версией брата, представлявшегося ему настоящим гением. Он был одержим этой идеей, определившей дуализм его работ.

Сальвадор Дали. Воин, или «Los Embozados. По мотивам скульптуры «Лоренцо Медичи» с надгробия Лоренцо Медичи работы Микеланджело. 1982

Сальвадор Дали. Воин, или «Los Embozados. По мотивам скульптуры «Лоренцо Медичи» с надгробия Лоренцо Медичи работы Микеланджело. 1982

О раннем и позднем Дали

Одержимость Дали обосновала повторяющиеся темы и сюжеты в его творчестве. Для этой выставки я отобрала работы, в которых он предстает более меланхоличным, медитативным художником, который с ностальгией оглядывается на великих предшественников, таких как Микеланджело и другие выдающиеся мастера итальянского Возрождения. Занятие живописью, творчеством было для него смыслом жизни, что особенно заметно в этих произведениях. В них также проявляется интерес Дали к науке, в которой он искал ответы на вопросы, которые не мог найти в религии.

Сальвадор Дали. Геологическое Эхо. Пьета. По мотивам скульптуры «Пьета» работы Микеланджело. 1982

Сальвадор Дали. Геологическое Эхо. Пьета. По мотивам скульптуры «Пьета» работы Микеланджело. 1982

О Фрейде

Зигмунд Фрейд оказал огромное влияние на Дали, который увлекался его учением в молодости. К трудам основоположника психоанализа, как и к трудам Юнга, он регулярно обращался на протяжении всей жизни, особенно интересуясь всем, что связано с природой сексуального влечения и паранойей.

О жене и музе

Гала была очень образованной, смелой и прагматичной женщиной, которая знала, как стать альтер эго своего мужа. Что и произошло — неслучайно Дали подписывал некоторые работы двумя именами: «Гала Сальвадор Дали». Таким образом, они превратились в единую художественную сущность.

Сальвадор Дали. Фигура и драпировка на фоне пейзажа. 1935

Сальвадор Дали. Фигура и драпировка на фоне пейзажа. 1935

 

 

 

24 марта 2017
Инна Логунова для раздела Культура