Персоны

Art&More: тайны династии Кранахов в Пушкинском музее

Государственный музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина впервые в России представляет масштабную выставку произведений представителей нескольких поколений прославленной династии Кранахов.

О великих художниках,

меж тем, известно не так много. Posta-Magazine пытается заполнить этот пробел и рассказать все, что знает.

Кажется, только «рассосалась» очередь ценителей живописи, вожделеющих собственными глазами увидеть творения импрессиониста Серова в Третьяковке, и вот уже Пушкинский музей привозит новую, не менее интересную, выставку. На которой представлены 48 живописных и более 50 графических произведений из собраний музеев Готы, Берлина, Мадрида, Праги, Будапешта, Москвы, Санкт-Петербурга, Нижнего Новгорода и нескольких российских частных коллекций.

Главное украшение экспозиции — знаменитые творения Лукаса Кранаха Старшего «Мистическое обручение святой Екатерины Александрийской, со святыми Доротеей, Маргаритой и Варварой», «Венера и Амур», «Плоды ревности. Серебряный век», «Юдифь, обезглавливающая Олоферна». А дополняют все это великолепие гравюры и рисунки отца и сына Кранахов из собраний музеев мира. За что же так ценили семейство Кранахов и почему увековечили в мировой истории?

Лукас Кранах Старший. «Моление о чаше»

Лукас Кранах Старший. «Моление о чаше»

Лукас Кранах Старший. «Юдифь, с головой Олоферна», «Венера и Амур»

Лукас Кранах Старший. «Юдифь, с головой Олоферна», «Венера и Амур»

Лукас Кранах Старший. «Турнир», Эрмитаж

Лукас Кранах Старший. «Турнир», Эрмитаж

Лукас Кранах Старший. «Алтарь святой Екатерины. Триптих»

Лукас Кранах Старший. «Алтарь святой Екатерины. Триптих»

Лукас Кранах Старший

Основателем династии считается вышеупомянутый Лукас Кранах Старший, живший в 1472-1553 годах. Он считался одним из самых зажиточных горожан средневекового Виттенберга, служил придворным живописцем саксонских курфюрстов и, как утверждают летописцы, немало преуспел в карьере и не только. Неоднократно избирался бургомистром, например. Кранах Старший, к слову, яркий пример того, что нищий и голодающий художник — большая глупость. Этот человек прославился как замечательный портретист и величайших мастер гармоничного синтеза человеческих фигур и пейзажа, и как основатель семейной художественной мастерской, процветавшей более сотни лет. Его труд, кстати, неплохо оплачивали. Одним из постоянных клиентов, например, был Мартин Лютер, портрет которого написал Кранах, так что благодаря ему мы знаем, как выглядел знаменитый деятель немецкой реформации. Кранах Старший считается родоначальником Саксонской школы живописи, процветавшей в 16-м веке, а также создателем маньеризма.

Но тут мы сильно забежали вперед. В самом начале своей творческой карьеры Кранах Старший — во время работы при дворе Фридриха Мудрого — создавал работы в станковой гравюре, и уже тогда проявил себя как разносторонний художник, умеющий удивить богатством тематических и стилистических решений. Но уже в начале 1520-х годов Кранах почти перестал работать в станковой гравюре и полностью переключился на живопись.

Лукас Кранах Старший.  «Адам и Ева», «Св. Христофор»

Лукас Кранах Старший. «Адам и Ева», «Св. Христофор»

После смерти отца-основателя руководство мастерской перешло к его сыну Лукасу Кранаху Младшему, а затем — внуку и правнуку. Сын продолжил деятельность отца в семейной мастерской, хотя и не был таким же плодовитым художником, как папенька. Зато был находчивым и, судя по всему, деньги любил сильно. Он копировал отцовские оригиналы, созданные в самых разных жанрах — от религиозных и мифологических сцен до аллегорий и серийных портретов. Копировал, копировал, а потом взял и решил, что у него тоже может быть талант.

Лукас Кранах Младший. «Юдифь, с головой Олоферна», «Венера и Амур»

Лукас Кранах Младший. «Юдифь, с головой Олоферна», «Венера и Амур»

Кранах Младший действовал осторожно — сначала привнес в художественное решение своих работ новые детали, по-иному расставил смысловые и стилистические акценты, показав, таким образом, не только собственную профессиональную зрелость, но и отразив определенные изменения в художественной моде при саксонском дворе. Так, одной из характерных черт его творчества было пристрастие к созданию произведений сравнительно крупных размеров — масштабы он любил. Его полотна-эпитафии очень ценили представители богатых патрицианских семей, исповедовавшие лютеранство.

Лукас Кранах Младший. «Святые Петр и Павел. Триптих»

Лукас Кранах Младший. «Святые Петр и Павел. Триптих»

Его младший брат, Ганс Кранах, также стал живописцем, и трудился в мастерской отца. Семейную традицию продолжили внук Август Кранах, сын Лукаса Кранаха Младшего (1554–1595), и правнук, Лукас Кранах III (1586–1645).

Детали от Posta-Magazine
Ул. Волхонка, 12
Выставка продлится до 15 мая 2016 года

 

 

 

10 марта 2016
Ника Кошар для раздела Персоны