Новая картина поляка Павла Павликовского завоевала на Каннском фестивале награду за лучшую режиссуру.
«Холодная война» — фильм о любви, от которой не убежать.
Виктор (высокий статный брюнет Томаш Кот) — интеллектуал, одаренный музыкант, который вместе со своей коллегой Иреной (Агата Кулеша) ездит по деревням Польши конца 1940-х в поисках незаурядных исполнителей народной музыки. В итоге герои устраивают для свезенных в некое бывшее дворянское поместье вокалистов и танцоров подобие современного шоу талантов вроде X-Factor. Те, кто пройдет прослушивание, попадут в ансамбль «Мазурек» — их ждут гастроли по всему Восточному блоку. Томаша сразу покоряет эффектная блондинка с темным прошлым Зула (Иоанна Кулиг), исполняющая по-русски песню «Сердце» из кинофильма «Веселые ребята». Говорят, у Зулы условный срок за то, что она чуть ли не убила своего отца, который ее «перепутал с матерью». Своевольная девушка станет солисткой ансамбля, а с Виктором ее свяжут незримые нити на долгие пятнадцать лет. Их ждут встречи и расставания, действие картины будет метаться между Польшей, Германией, Францией и Югославией, но ничто не сможет разлучить Виктора и Зулу, которые неспособны быть вместе, но и не в состоянии быть порознь.
Павел Павликовский — режиссер с интересной кинобиографией, по-настоящему оцененный в мире всего несколько лет назад. Режиссурой Павликовский, в четырнадцать лет вместе с семьей эмигрировавший в Великобританию, занялся только после тридцати. Удивительным образом его первые документальные картины непосредственно связаны с Россией: его дебютом стал неигровой ТВ-фильм «Москва-Петушки», за ним последовали «Путешествие Достоевского» о последнем потомке великого писателя и — внезапно — «Путешествие с Жириновским». Действие первой игровой картины Павликовского под названием «Стрингер» также разворачивается в России — главные роли в ней исполнили Сергей Бодров-младший и Владимир Ильин. Вот и в «Холодной войне» очень заметен «русский след»: речь не только о песнях, но и, разумеется, о коммунистическом плене, в который попала послевоенная Польша. Кстати, говорят, что польские зрители «Холодной войны» видят непосредственные рифмы между происходящим в фильме и современной ситуацией в их стране, где растут консервативные и антизападные настроения.
В какой-то момент Павликовский все же временно отошел от русской темы: «Мое лето любви» 2004 года — чувственная картина о взаимоотношениях двух юных британских девушек. Фактически первую действительно крупную кинороль в фильме сыграла нынешняя звезда Эмили Блант. Но настоящим триумфом Павла Павликовского стала, конечно же, «Ида», получившая «Оскара» как лучший фильм на иностранном языке и целый букет премий Европейской киноакадемии. «Ида» — строгая черно-белая работа о том, как собирающаяся принять монашеский постриг польская девушка узнает о своих еврейских корнях и отправляется вместе с тетей на поиски останков своих родителей. Выводы, которые Павликовский делает о поступках некоторых представителей польского общества времен Второй мировой войны, весьма неутешительны, но «Ида», тем не менее, оставляет светлое, импрессионистическое впечатление.
«Холодная война» стилистически наследует «Иде» — тот же ч/б и почти квадратный, так называемый «академический» формат экрана 1:1.33. Cразу после показа на Каннском фестивале «Холодную войну» критики назвали классикой, и в данном случае у этого термина два значения. Этот фильм не только, весьма вероятно, будут смотреть долгие годы. Он, не являясь эпигонским, выглядит так, будто был снят в середине XX века. Кстати, о классике начала 1960-х: джазовый парижский клуб, в котором выступает Зула, называется L’Eclisse, то бишь «Затмение». Герои одноименной ленты Микеланджело Антониони подверглись затмению чувств: ничто их не трогало, а любовь превратилась в скуку. В «Холодной войне» все ровно наоборот: несмотря на строгость черно-белого изображения, страсти героев охватывают нешуточные. Холодная война в фильме в первую очередь — это даже не состояние послевоенного мира, а определение отношений между главными героями. Такие сильные чувства в реальности встречаются редко, и оттого влюбленным из «Холодной войны» начинаешь завидовать, будто они — не выдуманные персонажи. В некотором роде так и есть, ведь Павликовский посвятил картину своим родителям: биографические данные не совпадают, но они, так же, как и Зула с Виктором, бесконечно встречались и расставались, не в силах вырваться из этого мучительного, но и упоительного замкнутого круга.
В «Холодной войне» много слепых пятен: иногда пропущены целые года и оттого далеко не всегда понятны мотивации героев. Но это придает происходящему долю обаятельной загадочности. Основное, тем не менее, ясно. Разница между биографиями Виктора и Зулы приводит к их тотальной несовместимости: для него, диссидента, невыносимо существование в несвободной, задыхающейся от пропаганды Польше, где героине живется очень даже неплохо; он любит джаз, который она не понимает, хотя и неплохо исполняет — фольклорная музыка Зуле ближе. Не стоит забывать и о разнице характеров: темпераментная Зула — полная противоположность сдержанному Виктору. Они подобны инь и ян, но гармония между ними невозможна — так же, как между Востоком и Западом.