Мода

Детский праздник: почему несерьезные игрушки становятся важной темой серьезного ювелирного искусства

Некоторые украшения с одинаковой уместностью можно представить на платьице ученицы младшей школы и на жакете взрослой женщины. В наше время «детская» тема лишается возрастных ограничений и приобретает значимость для индустрии потребления в целом.

Семиотическая составляющая одежды и украшений постепенно теряет свои позиции: теперь чупа-чупс может стать хоть украшением со смыслом для интеллектуальной девушки, хоть просто забавным аксессуаром без всякого подтекста.

Одним из последних заметных ювелирных запусков этого года стала коллекция Lucky Animals Van Cleef & Arpels. Это девять милых брошей из поделочных материалов: «Сова», «Белочка», «Ежик», «Голубь», «Колибри», «Кот», «Щенок», «Львенок» (почти прямая цитата собственного знаменитого Lion Ébouriffé 1954 года) и «Кролик» с трогательным перламутровым хвостиком на фоне остального тела из тигрового глаза. Они лаконичны и в то же время элегантны и выразительны. В формате украшений на каждый день Van Cleef & Arpels каждый раз создает настолько простые вещи, что они становятся бестселлерами, а заодно вдохновляют тысячи подражателей.

Van Cleef & Arpels, коллекция Lucky Animals

Van Cleef & Arpels, коллекция Lucky Animals

Эти милые броши по своему настроению весьма далеки от сказочных зверей из «высокой» коллекции «Ноев ковчег» той же марки, где все серьезно: звери, как им и положено по сюжету, по-библейски торжественны и сосредоточенны.

Van Cleef & Arpels, коллекция L’Arche de Noé («Ноев ковчег»)

Van Cleef & Arpels, коллекция L’Arche de Noé («Ноев ковчег»)

Lucky Animals, что очевидно из названия, — зверушки для удовольствия и для простой детской радости. В них и самих есть что-то детское. Не только материалы, но скорее общее настроение и эстетика делают их объектами «без возраста». Точнее, расширяют возрастной диапазон владелицы от 8 до 80 лет. С одинаковой уместностью их можно представить на платьице ученицы младшей школы и на жакете Chanel взрослой женщины.

Van Cleef & Arpels, коллекция Lucky Animals

Van Cleef & Arpels, коллекция Lucky Animals

Если бы Lucky Animals сегодня была единственной ювелирной коллекцией с «детской» темой, можно было объяснить ее появление работой дома Van Cleef & Arpels с архивами и актуализацией собственной истории: ее можно было бы рассматривать как переиздание и переосмысление коллекции La Boutique, выходившей с 1954 до 1964 года и ставшей знаковой для этого десятилетия — брошь «Львенок» носила даже Грейс Келли.

Van Cleef & Arpels, коллекция La Boutique 1950–1960-х годов

Van Cleef & Arpels, коллекция La Boutique 1950–1960-х годов

Однако увлечение «детской» тематикой гораздо масштабнее и значительнее. Подтверждение тому — коллекция Bulgari Festa 2017 года, где, помимо грандиозного «серьезного» ожерелья с сапфировым 180-каратным кабошоном, есть кольца в виде торта с фисташками, лимонного и малинового пирога, подвески и броши в виде мороженого. И обязательные декорации детского праздника — воздушные шары, паровозики, корзинки с подарками, колье и серьги в виде леденцов. Все это — из золота с бриллиантами и другими драгоценными камнями.

Bulgari Festa, серьги-леденцы и кольцо-бант с разноцветным «драже»

Bulgari Festa, серьги-леденцы и кольцо-бант с разноцветным «драже»

Bulgari Festa, брошь-мороженое

Bulgari Festa, брошь-мороженое

Bulgari Festa, колье-паровозик, колье и серьги в виде елочных гирлянд, брошь в виде подарочной коробки

Bulgari Festa, колье-паровозик, колье и серьги в виде елочных гирлянд, брошь в виде подарочной коробки

Антикризисные меры

Тренд этот не так прост, как кажется, — об этом говорит тот факт, что «простая радость родом из детства» добралась до самых высоких слоев ювелирной жизни. И родом этот тренд из 1950-х.

Специалисты аукционных домов, на которых свалились все эти «мультяшные» броши из золота с минимумом камней, связывают такую тенденцию с дефицитом материалов: после войны драгоценные камни были редки, и, действительно, отрасль перешла на изготовление форм с преобладанием металла и минимальными вкраплениями бриллиантов, сапфиров и изумрудов (вечных в каком-то смысле камней, которые никогда не выходят из моды, потому что к ней не относятся). Чаще всего это были цветы, листья, банты (идеи барокко будут жить вечно) и животные разных мастей и форм. Прямо скажем — не новая для ювелирного искусства тема. Всяческие собачки и фламинго уже встречались, а некоторые представители семейства кошачьих даже успели к этому моменту возглавить зоологический ювелирный пантеон.

Тренд на забавные «мультяшные» украшения зародился в кризисные 1950-е и с тех пор не покидает ювелирный мир

Тренд на забавные «мультяшные» украшения зародился в кризисные 1950-е и с тех пор не покидает ювелирный мир

И тут вдруг появляются броши-мультяшки. Смешные, нелепые, без грамма пафоса и претензий на мировое господство. Идею большие ювелирные дома подсмотрели у американской марки бижутерии Trifari, которая всю первую половину ХХ века прилежно копировала то, что делают великие, зато в начале второй стала вполне признанным законодателем мод. Trifari одними из первых перенесли в ювелирный жанр диснеевских персонажей — животных, наделенных человеческими чертами, с яркими характерами и эмоциями. «Бэмби» и «Дамбо» стали классикой и вошли в код не только американской, но и мировой культуры.

Слоненок Дамбо, перенесенный компанией Trifari из диснеевского мультика в мир драгоценностей

Слоненок Дамбо, перенесенный компанией Trifari из диснеевского мультика в мир драгоценностей

Буквально сразу после La Boutique Van Cleef & Arpels, в середине 1950-х, появляются кролики, коалы и мальтийские болонки у Cartier, разнообразный выводок собак Boucheron, бульдоги в беретах у Tiffany & Co. Вся эта мультипликационная феерия продолжалась около двух десятилетий с разной степенью накала и постепенно утихла к 1970-м, чтобы затем возродиться в 2000-х. Теперь коллекции с чувством юмора и иронией можно встретить и у больших марок.

Триумф мультипликации

Кстати, начало 2000-х и далее — новая фаза триумфа мультипликации, только уже в более широком смысле, давно признанная киноакадемиками и массовой публикой, обеспеченная слиянием независимой передовой студии Pixar и гиганта Disney. В наше время «детская» тема лишается возрастных ограничений и приобретает значимость для индустрии потребления в целом. Люксовые марки одежды экспериментируют с детскими принтами, ювелирные — с персонажами из мультфильмов и классическими атрибутами детства.

Да, это можно назвать китчем, заигрыванием с поп-культурой и дефицитом идей. Но при всем том это важный маркер изменения общественных процессов: теперь чупа-чупс может стать хоть украшением со смыслом для интеллектуальной девушки, хоть просто забавным аксессуаром без всякого подтекста. Собственно, самым главным изменением можно назвать именно эту потерю контекстов. Семиотическая (знаковая) составляющая одежды и украшений постепенно теряет свои позиции. И банан становится просто бананом.

Одна из самых честных марок ювелирного масс-маркета, которая, единожды придумав отличную сентиментальную идею в качестве бренд-платформы, эксплуатирует ее с умом и осторожностью, не забывая о качестве изделий, — Tous. Компания честно, без маркетинговых уловок и ухищрений, работает с полудрагоценными камнями, не пытаясь их выдать за нечто большее. И при этом главным остается трогательный мишка — ностальгический привет из детства, в котором нет ничего стыдного для «взрослых девочек».

Испанская марка Tous сделала своей фирменной «фишкой» украшения, ностальгически напоминающие о детстве

Испанская марка Tous сделала своей фирменной «фишкой» украшения, ностальгически напоминающие о детстве

 

 

 

18 декабря 2017
Наталья Филатова для раздела Мода