Персоны

Дети: раннее развитие как родительский тренд

Мы так не уверены в своей способности к родительству, что постоянно ищем примеры для подражания. Все новые и новые. Последним хитом в деле воспитания детей стала книга японца Масару Ибука «После трех уже поздно».

Ольга Спирина дотошно изучила бестселлер великого японца,

одного из основателей корпорации Sony и автора новаторской теории воспитания, и объяснила, почему «раннее развитие» уже «не в тренде».

Во-первых, Масару Ибука написал книжку, раскрученную в этом году издательством «Альпина нон-фикшн», больше 40 лет назад. И на самом деле, ее название — «Kindergarten is Too Late» — переводится как «В детском саду уже поздно», а не «После трех уже поздно», и недвусмысленно намекает, что дело не только в возрасте, но и в том, что недобросоветсно перекладывать ответственность за воспитание детей на детский сад. Эта идеологическая ошибка в переводе названия — единственная претензия к издательству «Альпина нон-фикшн», мастерски раскрутившему хит 40-летней давности так, что этим летом не найдется ни одного книжного, где бы он не лежал в пирамиде бестселлеров.

А вот про во-вторых и в-третьих придется чуть подробнее.

Во-вторых, многие тезисы Масару Ибука безнадежно устарели.

Например, господин Ибука еще не знал, что телевидение — это изощренный тайм-киллер и тяжелый наркотик, именуемый нынче «зомбоящиком», поэтому советовал учить малышей грамотной речи и распорядку дня, глядя в телевизор (в конце концов, Ибука — сооснователь Sony!).

Он не ведал, что мир захватят фастфуд и зависимость от сладкого. Поэтому его призыв: «Я бы давал ребенку самое вкусное, чтобы у него выработалось правильное отношение к еде, и пусть родители, если необходимо, доедают то, что невкусно», способен довести до обморока диетолога любой школы.

И наконец, сэнсей всерьез утверждает, что русские доказали возможность обучения во сне. Он не дожил до экспериментов Петрова и Васечкина, которые обосновали полное фиаско этой теории!

Впрочем, все это смешные частности. Главный тезис Масару Ибука таков: не существует врожденных способностей и наследственности, ключ к развитию ребенка — это его личный опыт познания в первые три года жизни. Поэтому эти годы надо по максимуму наполнить обучением самым разнообразным навыкам. Так на глазах удивленной публики стали появляться трехлетки, играющие на скрипке, и четырехлетние японские малыши, владеющие несколькими иностранными языками.

Если вкратце, то современная нейропсихология не имеет однозначного ответа на вопрос о наследуемости талантов. Зато психологи и педагоги сходятся на том, что развитие тех или иных способностей у детей облегчается, если он растет при активном участии родителей, одаренных в какой-то области. То есть развить слух ребенку, например, легче в семье музыкантов, когда при нем постоянно играют, поют и слушают качественную музыку.

Сегодня большинство детских психологов заклинают не пичкать никакими науками ребенка хотя бы до 4-5 лет — не учить читать, писать, не осваивать иностранный язык. Да, действительно, все эти процессы даются легче в раннем возрасте, но он природой отведен для совсем другой стадии развития мозга и нервной системы — для освоения социальных навыков, обучения общению, усвоения правил, навыков самостоятельности, социальной иерархии, творчества и самовыражения — и если не разобраться со всеми этими важными вещами до 5 лет, легко остаться социальным «инвалидом».

Кто не встречал уникальных способностей и знаний у малолеток? Среди моих знакомых есть дети, которые ныряли за игрушкой до года, в два узнавали все марки автомобилей по знаку на капоте, разбирались в устройстве атомного реактора на подлодке в три, а в четыре могли наизусть повторить сказку на страничку после единственного прочтения. Масару Ибука призывает выжать все возможное из этих потенциальных дарований. Сегодня детские психологи гораздо острожнее. Ни одна из вышеперечисленных способностей не сохранилась у моих знакомых детей, потому что все они реально востребованы гораздо позже. А пока служат развлечением для взрослых и отнимают время от положенных по возрасту игр, которые позволяют познать и прочувствовать мир.

Комическим выглядит пример с роликами, приведенный в книжке. Масару Ибука убежден в том, что если учить младенца кататься на роликах одновременно с освоением им ходьбы, то к двум он станет прекрасным фигуристом. Вопроса два. Зачем годовалому малышу кататься на роликах, если он лишен главного в роликах — компании сверстников? И где тренеры младенцев взяли такой маленький размер?! (комментарии ортопедов мы интеллигентно опустим).

А вот к этому утверждению автора я бы отнеслась с особым вниманием: «Повторение желательно не только потому, что ребенку оно не может наскучить, но главным образом ввиду того, что младенчество не знает скуки, это лучшее время для формирования правильных схем в мозгу ребенка, определяющих всю его последующую интеллектуальную жизнь». Ребенок может смотреть, слушать или делать то, что нравится, бесконечное количество раз, и пожалуй, стоит позаботиться о том, чтобы на репите крутилось что-то более полезное для души и ума, чем «Тачки-2».

В-третьих, если отбросить главное — необходимость «раннего развития», то многие частные советы Масару Ибука с тех пор стали классикой для современного родителя. А именно:
— Младенцу ни к чему уныло разглядывать потолок в одинокой детской, ему гораздо полезнее изучать жизнь при помощи сенсорных игрушек и хорошего наблюдательного пункта.
— Родителям нельзя игнорировать плач младенца, им не надо с ним сюсюкать, зато нужно чаще держать на руках.
— «Мозг ребенка не развивается отдельно от тела. Умственное развитие происходит параллельно с физическим и сенсорным». Иными словами, физически развитый ребенок более смышлен.
— Ребенок — великий имитатор. Благодаря сверстникам, за компанию он может перестать бояться собак и начать есть брокколи. И это не обезьянничание, это акт творчества! На этом базовом принципе построена, например, вся дошкольная вальдорфская педагогика.
— «Материнский» способ изучения иностранного языка, то есть когда с ребенком играют на иностранном языке, вводят его сразу в иную языковую среду, а не заучивают отдельные слова, куда эффективнее классической системы (у нас такой способ под названием «I love English» разработала Валерия Мещерякова).
— Ребенка эффективнее похвалить за хорошее, а не отругать за плохое, и ни в коем случае не высмеивать его недостатки на людях.
— Избыток игрушек вреден: «В воображении ребенка кусок дерева или сломанная крышка от чайника могут преобразиться в сказочный дом или чудесное озеро и будут куда интереснее, чем дорогая игрушка». И — полезнее для воображения и развития, потому что сделанная, придуманная игрушка несет в себе «радость достижения», которой лишен ребенок, имеющий только готовые игрушки.
— «Для ребенка работа и игра — это одно и то же. Как ни странно, многие родители забывают, что ребенок может вместе со взрослыми пропалывать огород, поливать, мыть полы, убирать дом». Те, кто обеспечивает жизнь детям на всем готовом, предлагают им губительный в будущем сценарий.

И мое самое любимое:
«Дети — это не собственность родителей. Приказания типа: „Сделай это!“, „Выучи это!
“ — в то время как сам отец сидит в кресле с газетой — это метод ленивого человека. Воспитывать ребенка — это значит все время воспитывать и самого себя».

Если решитесь на самовоспитание и вам понадобится пища для размышления, начните с этого:

Джон Грей, «Дети с небес»,

Эда Ле Шан, «Когда дети и взрослые сводят друг друга с ума».

 

 

 

09 июля 2012
Ольга Спирина для раздела Персоны