19 апреля Puma представила кроссовки Puma Suede с Зайцем и Волком из «Ну, погоди!», а также Винни Пухом и Пятачком. Для марки это первый случай коллаборации с «Союзмультфильмом», и состоялась она в сезон, когда тема детства и ностальгии для моды особенно актуальна.
Кроссовки Puma Suede с героями «Ну, погоди!». Кроссовки Puma Suede с Винни Пухом и Пятачком
Разбираемся, почему дизайнерам нравятся бабочки, сердечки и герои мультфильмов.
Одним из лозунгов сезона весна-лето — 2018 могла бы стать фраза: «Я девочка, я не хочу ничего решать. Я хочу платье». Радужные пони и герои мультфильмов выглядят альтернативой и образу женщины-вамп в стиле 1930-х, и черному платью, ставшему символом борьбы за равноправие. Таким образом, сегодняшние модные тенденции кажутся полярно противоположными.
Граница между детским и взрослым мирами размыта. Это было заметно даже по отнюдь не наивным с точки зрения стилистики показам мужской линии Balenciaga и коллекции haute couture от Jean Paul Gaultier: тогда на подиум модели выходили с детьми.
Люди дольше хотят оставаться молодыми и жить для себя. Хотят праздника, спектакля, игры. Если посмотреть светскую хронику, замечаешь, как часто у детей бывает серьезный взгляд маленьких взрослых. И как часто сами взрослые примеряют перед камерами наивно-восторженное или капризное, но неизменно детское выражение лица. Культ молодости превращается в культ детства, и этот тренд родился не вчера.
Balenciaga, Jean Paul Gaultier
Новый сезон цитирует 2013 и 2014 годы. Риккардо Тиши, в то время креативный директор Givenchy, произвел настоящий фурор свитшотом и клатчем с диснеевским олененком Бэмби. К лету 2014-го Раф Симонс одел мужчин в короткие комбинезоны, что должно было передать «свободу и непосредственность ребенка». Коллекцию осень-зима — 2014/2015 еще только набиравший обороты Симон Порт Жакмю назвал «Женщина-дитя», у Opening Ceremony вышла капсульная коллекция в честь Микки Мауса, а Джереми Скотт придумал для Moschino платье и туфли с принтом Губки Боба.
Особенность нынешней весны заключается в том, что детство теперь означает еще и эскапизм. Когда каждый день читаешь в новостной ленте об угрозе мировой войны, хочется надеть майку с розовым пони, странные кроссовки со смайликами и очки в виде сердечек и убежать в солнечный мир детства, укрывшись в нем от взрослых проблем. Когда все время спешишь куда-то по работе, когда нужно быть жесткой и рациональной, к тебе практически неизбежно приходит желание остановиться и помечтать о сказке.
2013–2014: Raf Simons, весна-лето — 2014; клатч и свитшот с Бэмби, Givenchy, осень-зима — 2013/2014
В сентябре 2017 года во время показа весенних коллекций в Нью-Йорке работала выставка Snoopy & Belle in Fashion. Дрис Ван Нотен, Диана фон Фюрстенберг, Кейт и Лора Малливи (Rodarte) и другие дизайнеры с мировыми именами одели Снупи и Белль. Рассказывая об этом событии, The New York Times привела статистику авторитетной компании-аналитика Edited: с 2015-го по первое полугодие 2017-го продажи продукции с диснеевскими героями выросли в полтора раза, а с изображениями эмодзи — в пять раз. Причины Edited видит как раз в эскапизме и желании вернуться в детство.
Dries Van Noten к выставке Snoopy & Belle in Fashion
Идея экспозиции Snoopy & Belle in Fashion не была новой. Она также несла большой заряд ностальгии по восьмидесятым и представляла собой ремейк аналогичной выставки в Лувре, когда наряды для мультяшных биглей придумывали Карл Лагерфельд, Оскар де ла Рента, Джорджо Армани и Жан-Поль Готье. Та выставка проходила в 1984 году, как раз на очередном витке противостояния Востока и Запада: многие вспоминали роман Джорджа Оруэлла «1984», в Европе стояли ракеты «Першинг-2», а СССР выполнял интернациональный долг в Афганистане.
Кроссовки, Vetements
Сегодня дизайнеры вновь зовут нас обратно в детство. Они уверены, что «наивные» принты выглядят мило и романтично. Основные черты этого тренда таковы:
Бабочки
В коллекциях много цветочных принтов, так что куда же без бабочек! Чем больше их будет на одежде и аксессуарах, тем лучше. Это может быть принт фотографической точности или всего лишь крылатый силуэт из пайеток или бисера, выложенный стразами абрис на пятке туфель, брошь или металлическая фигурка на ремешке часов. Бабочек можно встретить в коллекциях не только прет-а-порте, но и высокой моды. Впрочем, у Dior и Maison Schiaparelli они смотрятся не наивно, а скорее по-набоковски загадочно.
Andrew Gn; Maison Schiaparelli; Dior Couture
Сумка, Totem Gucci; лонгслив, Valentino; туфли, René Caovilla; босоножки, Sophia Webster; часы, Furla; зонт, Moschino; очки, Matthew Williamson; платок, Faliero Sarti
Сердца
Очки со стеклами в форме сердец — один из хитов среди аксессуаров. Они встречаются, например, у Gucci и Christopher Kane. Два глаза — два сердца. Так сказать, смотри на мир с любовью: такая трактовка считывается сразу и четко. Разноцветные сердца — популярный принт на платьях и аксессуарах. Правда, у кого-то сердце разбитое: допустим, в коллекции Ashish. Кстати, увлечение этим символом можно проследить еще с 2016 года, когда фото Рианны в красном манто в форме сердца от Saint Laurent получило 920 тысяч сердечек в «Инстаграм* (*Meta Platforms Inc. (Facebook, Instagram) — организация, деятельность которой признана экстремистской, запрещена на территории Российской Федерации)».
Aigner; Viva Vox; Ashish; очки, Gucci; очки, Christopher Kane
Герои мультфильмов
Для Puma совместный проект с «Союзмультфильмом» стал первой коллаборацией с российской компанией, что вполне укладывается в русло тренда на сотрудничество мировых спортивных марок с нашими дизайнерами. Reebok работает с Walk of Shame, а adidas — с Гошей Рубчинским. К слову, харизматичный злодей из «Ну, погоди!» еще одиннадцать лет назад вдохновлял моду: у Дениса Симачева в коллекции весна-лето — 2007 были майки-алкоголички с Волком в космическом шлеме и футболки с Волком-доминошником.
Moschino в руках Джереми Скотта — та марка, которая из сезона в сезон обращается к мультфильмам. После Губки Боба внимание Скотта переключилось на Багза Банни и других персонажей Looney Tunes (осень-зима — 2015/2016), в 2012 году он использовал образ Барта Симпсона, а Бетти Буп появилась в женской резорт-коллекции 2018 года и в лимитированной серии, приуроченной к китайскому Новому году. В сезонной весенне-летней коллекции дошла очередь до «Моего маленького пони».
Филиппу Плейну сентиментальность оказалась чужда, и он над мультимодой посмеялся: в его коллекции с фетишистскими мотивами есть и принтованные розовые птички со стразами, и Белоснежка. Только вот во рту у последней — кляп.
Moschino x Betty Boop resort, весна-лето — 2018; Denis Simachev, весна-лето — 2007; Moschino; Philipp Plein; Comme des Garçons
Сумка, Levi’s; чехол для iPhone, Moschino; сумка, Metropolis Furla; часы, Chopard Happy Mickey Collection (с 2011 г.)
Наив с двойным дном
Тем, кто хочет выглядеть интеллектуалом, скрывающим свой изощренный ум за обманчивой простотой, по вкусу придутся модели с «детскими» рисунками, на самом деле заимствованными у современных художников. Так, монстры у Dior взяты с картин Ники де Сен-Фалль, принт с разноцветными человечками Akris цитирует серию скульптур «Деревянные куклы» классика модернистского дизайна Александра Жирара, а сердца у Coach — один из знаковых мотивов Кита Харинга.
Akris; Coach; Dior