Несколько часов на «Мосфильме», десяток интервью, сотни отсмотренных фотографий… Posta da VIP рассказывает о том, как раздавали «золотых орлов».
Юбилейная десятая церемония вручения премии «Золотой орел»
завершилась на «Мосфильме» абсолютным триумфом режиссера Андрея Звягинцева.
Давно уже принятый и обласканный европейскими кинокритиками, на родине режиссер получил три статуэтки — за лучшую режиссуру, лучший фильм и за лучшую операторскую работу. За картину «Елена». Сам Звягинцев не скрывал своего удовольствия. Оно и понятно: многократно оцененная мировым сообществом, картина Звягинцева наконец-то была приняла на «ура» и российскими кинематографистами. «Мне это особенно приятно, ведь известно, как редко ценят на родине. От этого крылья вырастают!» — признался Андрей Петрович сразу после завершения церемонии.
А сам вечер и награждение текли по строгому распорядку, который установил крестный отец «Золотого орла» Никита Михалков. В этот раз обошлось без сюрпризов: все лаконично, строго и со вкусом. Хотя, недобрые люди тут же заметили, что в партере-то много свободных мест, а в качестве финального аккорда на сцене — только сам Звягинцев и сотоварищи Роднянский и Мелькумов в обнимку с тяжелыми «Орлами» — творениями испанского дома Carrera Y Carrera.
От временного регламента в тот вечер отклонился разве что великолепный Валентин Гафт, который произнес искрометную речь, вспоминая, как жизнь его то и дело сводила с семьей Михалковых. «Сергей Михалков, услышав в 1962 году мои стихи, сказал мне: читай их тихо, чтобы люди вслушивались и, желательно, чтобы стихи твои были короткие и с юмором. Потом мне довелось поработать с Никитой на картине «12» — это было счастье находиться в таком созвездии актеров и с таким режиссером», — признался актер. После благодарственной речи Гафт, на радость публики и к ужасу регламентеров церемонии, принялся читать свои новые стихи, а затем и эпиграммы. Зал аплодировал стоя.
К сожалению, мы не увидели в тот вечер на сцене еще одного победителя: Евгений Миронов не смог приехать на «Мосфильм» из-за спектакля, и потому приз в номинации «лучшая мужская роль на телевидении» получала его мама. «Мне Женя говорил, не выходи на сцену, если позовут, но я все-таки не сдержалась. Хочу сказать, что благодарна всем судьям, которые так высоко оценили работу моего сына. Для него это так важно».
О гуманности говорил со сцены кавалер ордента французского легиона режиссер Павел Лунгин, который вручал награду за лучший зарубежный фильм — «Король говорит» прокатной компании «Каскад фильм». После церемонии Лунгин дал Posta da VIP интервью, в котором рассказал массу любопытного. Оказалось, совсем скоро уже начнутся съемки его новой картины под названием «Пиковая дама»: «Сейчас я полностью погружен в этот проект, больше никаких мыслей!».
Карен Шахназаров, генеральный директор «Мосфильма», с нескрываемой радостью рассказывал о том, как всей душой любит «Мосфильм» и, особенно, этот самый первый павильон, где проходит церемония: «Там, где вы сейчас сидите, снимали Бондарчук, Тарковский и Озеров, Наумов. Это совершенно особенное место, пропитанное духом кино». В воспоминания пустился и режиссер Владимир Хотиненко, припоминая, как его не пускали в первый павильон, и как он прятался на «лесах» и смотрел, как снимает свое очередное великое кино Тарковский.
Когда вручали статуэтку режиссеру Андрею Малюкову, победившему в номинации «Лучший телевизионный сериал», («Побег»), он благодарил киноакадемиков и признавался, что там, где сейчас накрывают банкет — в четвертом павильоне «Мосфильма» для съемок его сериала построили… тюрьму. При упоминании слова банкет, со сцены исчез соведущий Олеси Судзиловской и Нонны Гришаевой — Михаил Полицеймако. «Не иначе, Миша уже в четвертом!» — сдала коллегу Гришаева.
Между тем на сцене его сменили мэтры музыки — Алексей Рыбников вручал награду композитору Эдуарду Артемьеву. Неожиданно для все две главные актерские награды получили исполнители главных мужской и женской роли в фильме Авдотьи Смирновой «Два дня» — Федор Бондарчук и Ксения Раппопорт. Ксению все очень ждали, но она не доехала до церемонии из Питера. Приходилось отвечать за двоих Федору Сергеевичу. Он тоже, кстати, начал со слов о «Мосфильме», заверив коллег, что лучше всех знает здесь все потайные места: где можно курить, где можно поесть и, главное, как пройти на территорию, минуя охранников.
После этого на сцену вызвали Андрея Звягинцева — лучшая режиссерская работа за фильм «Елена». Не успел Андрей Петрович хорошенько осмотреть своего «орла», как его позвали снова — уже за главным призом церемонии — статуэткой в номинации «Лучший игровой фильм». В разговоре с Posta da VIP Звягинцев признался, что ожидал эту награду: «Я благодарен моим продюсерам, особенно Александру Роднянскому, за то, что поверили в меня и за то, что фильм «Елена» состоялся».
Кстати, во время своего недавнего визита на фестиваль Sundance, ему предложили сделать… ретроспективу фильмов в Нью-Йорке!. «Так что, знаете, я вернулся вчера из Америки с двойственным чувством. Ретроспективу просят сделать, когда уже человек отошел уже от дел, а тут в 47 лет и — пожалуйста!». Через пару дней Андрей Петрович отправится во Францию, в поддержку проката «Елены», который стартует в марте. «Вопрос, когда я начну работу над новым фильмом, сейчас зависит от продюсера Роднянского. А решается у нас все эмоционально. Сейчас вот доберусь до четвертого павильона, и, думаю, совсем скоро смогу на него ответить. И так всегда — без остановки».