Культура

Теория Большого бэнда: Московский джазовый оркестр Игоря Бутмана отмечает 20-летний юбилей

Три концертных программы в трех столичных залах, Курт Эллинг, Лариса Долина, Сергей Мазаев и Валерий Сюткин — любителей музыки ждет настоящий праздничный калейдоскоп. Концерты Московского джазового оркестра Игоря Бутмана пройдут в Москве 13, 27 сентября и 27 октября при информационной поддержке Posta-Magazine.

Джаз, классика и поп-музыка: «настоящему индейцу завсегда везде» все жанры и стили покорны.

Плох тот солдат, который не мечтает стать генералом, рокер — выступить с симфоническим оркестром, а джазмен — руководить собственным биг-бэндом. Саксофонист Игорь Бутман организовал свой коллектив
в 1999 году, и нынешней осенью круглую дату решено отметить с подобающим размахом.

С давних времен сильный биг-бэнд сильного руководителя, будь то Дюк Эллингтон, Диззи Гиллеспи или в наши дни — Уинтон Марсалис, это не только ценный мех и слаженное звучание единого ансамбля, но и кузница кадров, где созревают не менее сильные солисты-импровизаторы с индивидуальным голосом и почерком. За два десятка лет жернова бутмановского оркестра уже выпустили немало тертых калачей, определяющих сегодня лицо российского джаза, и продолжают крутиться без устали. Талантливая молодежь набирается как из регионов, где биг-бэнд регулярно и активно гастролирует, так и из столичных учебных заведений. В том числе, и академических — таких, как, например, именитая Гнесинка, с прошлого года официально присоединившая к себе колледж эстрадного и джазового искусства, и Государственное училище духового искусства, которое Игорь Бутман на посту директора преобразует в Академию джаза. Классический репертуар Московскому джазовому оркестру тоже не чужд: почетное место в послужном списке занимают совместные выступления с камерным ансамблем «Солисты Москвы» альтиста Юрия Башмета. Или включите хотя бы альбом Sheherazade’s Tales: сюита Римского-Корсакова «Шехеразада» в джазовой обработке пианиста Николая Левиновского соседствует здесь с аранжировками романсов «Очи черные» и «Ямщик, не гони лошадей». Классике в меню этого трехдневного джазового фуршета отведено место коктейля-аперитива: 13 сентября, Светлановский зал Московского дома музыки, Jazz&Classic — взболтать, но не смешивать.

Далее в программе лакомый кусочек для ценителей чистых ощущений, straight no chaser — не разбавляя и без запивки. Оркестр Игоря Бутмана с самых ранних своих шагов снискал признание коллег по цеху на родине джаза. Вместе с биг-бэндом неоднократно выступали и записывались многие звездные инструменталисты, такие как Уинтон Марсалис и Рэнди Бреккер, и вокалисты, включая Ди Ди Бриджуотер и Натали Коул. Главный гость юбилейного торжества — «грэмминосный» американец Курт Эллинг, певец с романтическим теплым баритоном, неотразимой харизмой и подкупающим чувством юмора, оригинальный, вечно ищущий новатор и преданный приверженец джазовых традиций. Из дюжины номинаций на главную музыкальную премию заветную статуэтку Эллингу принес концертный трибьют-альбом Dedicated to You, посвященный магическому балладному дару саксофониста Джона Колтрейна и вокалиста Джонни Хартмана — никоим образом не подражание, но почтительное самостоятельное прочтение старых добрых стандартов. Также Эллинг активно пишет собственные тексты на заковыристые мелодические темы и импровизированные соло джазовых инструменталистов. Обогащенные таким образом композиции Жако Пасториуса и Карлы Блей вошли вместе с кавер-версиями философских хитов Боба Дилана и Пола Саймона в прошлогодний альбом Questions с Брэнфордом Марсалисом, развивающий идею поэта Райнера Марии Рильке о том, что вопросы могут быть важнее поиска ответов: любите вопросы, живите вопросами сейчас и однажды, возможно, незаметно вживетесь в ответ. В молодости Курт бросил университет, не справляясь с чтением Хайдеггера после ночных джазовых сейшнов, но сохранил любовь к философии и поэзии: на альбоме What Is the Beautiful? Джона Холленбека он декламирует асимметричные поэмы Кеннета Патчена под аккомпанемент The Claudia Quintet. Вся эта, выражаясь словами Довлатова, Сорбонна с политональными наложениями не мешает умнице и интеллектуалу Эллингу непринужденно исполнять легкомысленные песенки вроде Benny’s from Heaven (пародия Эдди Джефферсона на Pennies from Heaven) про малыша, появившегося у матери «с небес», а не от мужа-военного. Встречайте в программе Jazz&Jazz 27 сентября в концертном зале «Зарядье» — Московский джазовый оркестр и Курт Эллинг.

Наконец, на десерт припасен яркий слоистый дижестив: сразу трое давних друзей Игоря Бутмана и по совместительству звезд отечественной эстрады в одном совместном выступлении с Московским джазовым оркестром. Вокалист и фронтмен рок-группы «Моральный кодекс» Сергей Мазаев скромно подчеркивает, что отношения к джазу имеет немного, хотя и играет на кларнете и саксофоне, с которым даже снялся в эпизодической роли ресторанного музыканта в фильме «Место встречи изменить нельзя», и помимо сотрудничества с оркестром Игоря Бутмана работал с братьями Ивановыми. Лариса Долина, ныне заведующая кафедрой эстрадно-джазового пения МГИК, исполняла джаз еще с оркестром Анатолия Кролла, а также пела и снималась в фильме «Мы из джаза», а с биг-бэндом Игоря Бутмана регулярно выступает с программами джазовых стандартов «Карнавал джаза». Валерий Сюткин давно уже «перерос» ассоциации с группой
«Браво» — это самостоятельный разноплановый артист, в том числе участник прошедшего этим летом фестиваля «Джазовые сезоны» с проектом Light Jazz при участии
гитариста Алексея Кузнецова: программа альбома «Москвич 2015» основана на аранжировках любимых шлягеров из старых советских фильмов. Попробуйте вообразить, что же вас ждет на концерте с такими ингредиентами — и наверняка все равно будете удивлены! Jazz&Pop — 27 октября, Московский театр мюзикла.

Детали
https://moscowjazz20.ru

30 августа 2019
Виктор Гарбарук для раздела Культура