Мастер motion capture Энди Серкис дебютировал в режиссуре с пронзительной и воодушевляющей историей любви.
Исполнителю главной роли «Дыши ради нас» уже прочат «Оскара».
Премьера «Дыши ради нас» (в оригинале просто Breathe — «Дыши») состоялась на авторитетном североамериканском Фестивале в Торонто. Именно на этом смотре стартует большинство фильмов, которые потом будут претендовать на «Оскары». Сразу же начались разговоры о том, что исполнитель главной роли Эндрю Гарфилд непременно будет номинирован на награду Американской киноакадемии. Так это или нет, станет известно через пару месяцев, но в любом случае их актерский дуэт со звездой сериала «Корона» Клэр Фой — один из главных в 2017 году.
В основу картины легла удивительная история жизни родителей продюсера и автора идеи «Дыши ради нас» Джонатана Кавендиша. В фильмографии Кавендиша, например, такие работы, как «Дневник Бриджет Джонс» и «Золотой век».
Не слишком вдаваясь в детали того, как и почему герои влюбились друг в друга, авторы картины довольно быстро переходят к сути дела. Робин и Диана Кавендиш отправляются из Великобритании в Африку. Муж занят работой, связанной с чайными плантациями, жена преданно всюду следует за ним, погружаясь во все подробности его профессиональных дел. Но вскоре случится несчастье: Робин заразится вирусом полиомиелита, и это лишит его не только способности ходить, но и самостоятельно дышать. Он парализован от шеи. Диана, тем временем, беременна. Супругам удается вернуться на родину, но врачебные прогнозы самые неутешительные. Герой едва ли протянет долго и в любом случае точно не сможет никогда выйти из больницы — уверяют медики. Робин в депрессии, он не хочет жить, даже несмотря на рождение сына. Но жене удается увезти мужа в их новый дом — ведь там тоже можно использовать аппарат искусственной вентиляции легких. Правда, врачи, конечно, считают это полным безумием, потому что никто никогда ничего подобного не делал. Но это не все чудеса: Робин вместе с другом придумает специальное кресло с аналогичным аппаратом. Теперь он способен не только проводить время в своем прекрасном саду, но даже путешествовать!
Энди Серкис знаменит своими ролями в технике motion capture: он сыграл Голлума и Кинг-Конга у Питера Джексона, шимпанзе Цезаря в «Планете обезьян». Надо сказать, что первый блин Серкиса-режиссера не вышел комом: его работа наполнена теплотой и душевностью, но при этом в ней нет слащавости. «Дыши ради нас» лишен и надрывного драматизма: это, скорее, трагикомедия. Несмотря на всю чудовищность ситуации, Робин, Диана, а вместе с ними и Энди Серкис со сценаристом Уильямом Николсоном почти никогда не теряют чувства юмора. Это, кстати, роднит картину со «Вселенной Стивена Хокинга» Джеймса Марша, где Эдди Редмейн сыграл знаменитого физика. Стивен Хокинг, как известно, даже разговаривать может только при помощи синтезатора речи, но это не мешает ему вести полноценную жизнь и, судя по фильму, смотреть на себя и на мир с доброй иронией.
Поводов для трагикомических ситуаций в «Дыши ради нас» — множество. Вот активная собачка Кавендишей случайно задевает провод, и аппарат ИВЛ оказывается отсоединен от сети, когда рядом никого нет. А вот неунывающая семья вместе с одним из братьев-близнецов Дианы (Том Холландер) застревает на каком-то утесе во время путешествия по Испании, потому что чудо-кресло выходит из строя. Но это совсем не страшно: вокруг Кавендишей быстро вырастает целый табор цыган, поющих и танцующих фламенко. Робин вообще всегда выступает душой компании: в его загородном особняке постоянно собираются толпы гостей, доверяющих герою все свои сердечные тайны и переживания. Кажется, что у них проблем больше, чем у «больного».
Вместе с тем, это редкий фильм, в финале которого, вероятно, всех, в том числе самых искушенных зрителей, душат слезы. Становится даже как-то смешно, думаешь: соберись, тряпка, это же нелепо. Но собираться, пожалуй, необязательно: о пользе катарсиса знали еще в Древней Греции. Кстати, интересно, что сейчас в прокате еще одна картина, вызывающая аналогичную реакцию зала. Это мультфильм Disney/Pixar «Тайна Коко» о путешествии мексиканского мальчика в Царство мертвых и о знакомстве там со своими предками, о памяти и семейных узах. Изобретательная, безумно смешная (чего стоят только бродячий пес Данте и пародия на Фриду Кало) и очень человечная, «Тайна Коко» не заставит прослезиться только камень.
Кому-то благостность «Дыши ради нас» покажется неправдивой. Да, в фильме Энди Серкиса минимум натуралистичных деталей, в отличие от, например, также показанной в Торонто работы Дэвида Гордона Грина «Сильнее». Та, тоже весьма интересная картина, посвящена потерявшему обе ноги во время теракта на Бостонском марафоне Джеффу Бауману. Да, Робин только в начале болезни проходит через глобальный кризис, в отличие от Джеффа, который долго не мог смириться со своим положением. Но портреты Робина и Дианы, тем не менее, выглядят совершенно реалистичными. Кому, как не их сыну, дано было увидеть главное — невероятную любовь родителей друг к другу, на фоне которой меркли, становились неважными все трудности.
В «Дыши ради нас» есть место и гражданскому пафосу: Робин боролся за права людей с ограниченными возможностями, существование которых в больницах было подобно тюремному заключению. Благодаря ему многие из них получили такие же инновационные кресла, как у него. Но все-таки в первую очередь «Дыши ради нас» — лишенный сентиментальности рассказ об огромной любви и преданности. «Твоя жизнь — это моя жизнь», — говорит Диана. Для нее круглосуточная забота о муже — не жертва, а естественная потребность. Не бывает таких сильных чувств, скажете вы. Бывает, отвечу я, вспоминая своих бабушку и дедушку — у них была другая, непохожая на Кавендишей история. Но она была.