Открывая сезон, она является своеобразным трендсеттером в мире искусства, определяя векторы развития арт-рынка на весь год.
BRAFA славится высоким качеством и разнообразием представляемых арт-объектов — от античности до наших дней, это искусство на любой вкус и запрос. Чего не скажешь о бюджете: он здесь неизменно высокий. Но и публика соответствующая — в основном европейская аристократия. В перерывах между приобретением дорогостоящих полотен Фернана Леже и Пьера Сулажа гости ярмарки попивают шампанское и обсуждают удачный «улов», сверкая бриллиантами.
Кстати, о бриллиантах: помимо живописи, графики и скульптуры и объектов предметного дизайна, на ярмарке также представлено ювелирное искусство. Однако основная часть экспозиции все же посвящена современному изобразительному искусству. Обширно представлена абстрактная живопись. Причем почти повсеместно она экспонируется с этническими культурными артефактами или объектами античности (скульптурой, керамикой): так у зрителя складывается ясная картина преемственности в искусстве. Сразу бросается в глаза то, насколько изменились способы самовыражения авторов в ХХ-XХI веках. Старые мастера бы точно позавидовали фантазии современных творцов! Если еще пару сотен лет назад в ход шли в основном холст и краски, то сейчас все пригодно для создания шедевров: гвозди, ткань, зеркала, битые чашки, проволока, перья, кожа, дерево и даже … панцири насекомых. Такие работы рельефны и объемны и дают эффектные тени.
Джулиан Шнабель
Антикварный стенд BRAFA |
Минимализм Маноло Мильяреса и Мориса Матье, галерея Beres |
Бернар Вене
Арман
Картина Гаспара Де Крайера и антикварный комод
Необычными стали не только материалы, но и формы: на смену стандартным прямоугольникам и квадратам пришли круги, трех- и шестиугольники и асимметричные абстрактные пятна. Все наталкивает на мысль о том, что в 21 веке, чтобы привлечь внимание смотрящего, искусство должно чем-то выделяться. Или же обладать «спецэффектами».
Уго Рондиноне, Gladstone Gallery
Виктор Вазарели, Omer Tiroche Gallery
Пабло Атчугарри, галерея Boon
Например, кинетическое искусство, приверженцем которого был еще небезызвестный Татлин (правда, проект вращающейся башни так и не был реализован). Кинетическое искусство — это направление в современном искусстве, обыгрывающее эффекты реального движения всего произведения или его частей, объекты приводятся в движение или с помощью ветра, или с помощью встроенного мотора. На BRAFA 2020 были представлены работы одного из мастеров кинетического искусства — Поля Бюри. Это чистый восторг! Представьте деревянное панно со множеством «волосков», которые плавно подергиваются, издавая едва слышные звуки. Медитация в чистом виде! Рядом с таким искусством хочется задержаться подольше, чтобы получше рассмотреть, что, в конечном счете, заставляет нас задуматься над ним. А это немаловажно в нашу эпоху клипового мышления! Когда все происходит «на бегу», и мы привыкли оценивать «нравится/не нравится», потратив на это всего несколько секунд. С кинетическим искусством это не работает: «пролетая» мимо и бегло бросая взгляд на скульптуру или панно, ты просто не понимаешь, в чем суть. И только внимательный и терпеливый зритель будет вознагражден, проникнув в суть замысла художника.
Панно Кароль Солвей и столик из бронзы с цветами лотоса Паулы Свиннер, Deletaille Gallery
Работа Брэма Богарта, галерея Rodolphe Janssen |
Арт-объект Максима Лутина, галерея Boon |
Диптих Кванг Янг Чун, галерея Boon
Любопытный момент: на BRAFA я возила сотрудников своей галереи. Нас было трое, поэтому было принято решение исследовать ярмарку по отдельности, чтобы каждый мог делать это в своем ритме. Спустя 5 часов наш арт-десант встретился в лаунже для обсуждения увиденного. Каково же было наше удивление, когда мы обнаружили, что нас впечатлили практически одни и те же стенды! И, прежде всего, именно кинетическое искусство.
Скульптура Поля Бюри, галерея Valerie Bach
Скульптура Поля Бюри, галерея Valerie Bach
Юлия Акимова на фоне работы Бернара Вене
Еще один вид интерактивного искусства, представленного на BRAFA — видео-арт. Концепция та же: пробегая мимо стенда, ты видишь картину, на которой изображен, например, олень. И лишь в том случае, если ты задерживаешь на ней взгляд, олень отвечает тебе взаимностью, глядя прямо в глаза. Вывод напрашивается сам по себе: искусство 21 века взаимодействует со зрителем. Для него мало пассивного созерцания. Оно требует активного участия и вовлеченности. Главное — не бояться вступать с ними в диалог и получать от этого удовольствие!