Культура

КиноБизнес изнутри с Ренатой Пиотровски: интервью с режиссером фильма «Праздники» Борисом Дергачевым

Борис Дергачев и Рената Пиотровски

Ведущая рубрики «КиноБизнес изнутри» Рената Пиотровски поговорила с актером и режиссером Борисом Дергачевым о съемках фильма «Праздники», легкой душе и «грустном» менталитете.

До начала съемок

Волнение на проекте «Праздники» для меня длилось только до момента начала съемок, в стадии предпродакшена, когда я еще не виделся с актерами на площадке. Как только все встретились и начали разговаривать, прогонять текст и выстраивать этюды, оно ушло. Ушли эфемерные представления и появилась четкая реальная картина работы. На площадке я себя намного увереннее чувствовал, нежели вне ее.

Борис Дергачев

Конструктивный диалог

Раскадровку «Праздников» я продумывал заранее с нашим оператором Антоном по Скайпу, по видеосвязи мы обсуждали каждую сцену: что крупным планом, когда отъезжаем, когда дальний план. Я безмерно рад, что мы нашли общий язык, потому что в таком жанре важно не переборщить, не перемудрить с разными эффектами, важно, чтобы из-за «игр оператора» сама история не потеряла своей сути. И Антон с этим справился, он помог раскрыть историю. И такой же конструктивный диалог получился у меня и с художником-постановщиком. «Праздники» — это легкая семейная комедия и одновременно романтическая история, она поднимает и вопросы разногласий отцов и детей, и тему диалога между незнакомыми людьми и семейными людьми, которые давно друг друга знают.

Рената Пиотровски и Борис Дергачев

Разговаривать друг с другом

Интерес к фильмам об отношениях сейчас на пике, потому что сегодня люди научились об отношениях думать и даже над ними работать. Мы поняли, что важно разговаривать друг с другом и что этому нужно учиться. Почему у тебя в жизни все вот так, а не иначе? А ты разбери себя, свое детство — и на многие вопросы найдешь ответ, сможешь разложить все по полочкам и выстроить себя. С помощью комедии «заглянуть в окошко» к другой семье и посмеяться — и приятно, и полезно, но посмеяться, кстати, ты сможешь, только когда у тебя у самого уже решена эта проблема.

Рената Пиотровски и Борис Дергачев

Списали…

Сценаристы «Праздников» «списали» главную героиню со своего педагога. Сейчас она — заведующая кафедрой в институте в Перми. И мы пригласили ее на премьеру фильма в Перми, подарили цветы и «представили» ей ее киновоплощение. Кажется, ей понравилось, тем более что играет ее сама Мария Валерьевна Аронова.

Я знаю, как это сделать

У меня с самого начала стояла задача: найти людей, которые похожи на своих персонажей, чтобы они смотрелись настоящей семьей. Побочным персонажам уделяли не меньше внимания: вот парень, который никому не нужен, в исполнении Никиты Павленко — он гениально раскрылся! «Ты сейчас будешь играть то, что все время играю я. Я знаю, как это сделать, просто доверься мне», — так я объяснил ему, как играть. (Смеется.) Самое главное было — не рассмешить, а взять на себя историю, протянуть лирическую, драматическую линию отношений, которые тебе не даются.

Рената Пиотровски и Борис Дергачев

Самая важная традиция

Когда в семье появляется ребенок, появляются и новые традиции. Ребенок объединяет. Мы-то сами кому нужны по факту? А с появлением ребенка бабушки и дедушки становятся вхожи в семью. Но я убежден: главная и самая важная традиция в моей семье — разговаривать друг с другом.

Девять драфтов

Мария Аронова и Виталий Хаев — «системообразующие» актеры в этом кино, под них все было написано, именно эти имена были изначально в головах у сценаристов и продюсеров. Но у нас вся команда целиком сложилась замечательная: спасибо продюсерам и актерам, которые откликнулись на просьбы режиссера. Спасибо Антону Зайцеву, который доверил мне — дебютанту — эту большую историю, спасибо Антону Щукину, с которым мы заранее сделали пилот, который и увидел Зайцев. Спасибо креативным продюсерам: Митя и Денис просто молодцы. Потому что они выдержали девять драфтов… Сценарий был написан довольно быстро, но некоторые моменты мы серьезно правили. Например, долго не могли найти человека на роль, которая в итоге досталась Чепурченко, потому что в сценарии этот герой изначально получился настоящим негодяем. Но все были готовы к диалогу, и мы придумали в итоге арку персонажа, чтобы он не был просто злодеем среди обычных людей — и так постепенно по крупицам собрали историю. Самая большая проблема всех проектов — это сценарий, когда человек не знает, что играть, не знает, что сказать, потому что сам не до конца понимает, как это возможно. И компромиссные решения в сценарии становятся якорем, который тянет проект на дно с каждой сценой. Поэтому сначала сценарий — потом все остальное.

Борис Дергачев

Но был бы я счастлив?

При выборе ролей как актер я действую не как грамотный бизнесмен, а как человек, который заботится о своем здоровье. Если бы я принимал все то и за те деньги, которые мне предлагали, я бы был еще популярнее, еще богаче… Но был бы я счастлив? Режиссура помогла мне уйти с медийного поля и посмотреть на все с другой стороны — и я вижу людей, а не просто съемочный процесс, производство, деньги, кассы и прочее. Нужно понимать, что и с кем ты делаешь, чтобы делать дальше что-то качественно. И набирать народ, который готов работать. И заряжать актеров так, чтобы они работали, и чтобы группа, которая работает вместе с нами, видела, что актеры работают по-настоящему.

Рената Пиотровски и Борис Дергачев

Легкая на подъем

Все это я понял, будучи в кадре актером. Есть внешность, а есть душа, и если она веселая и легкая на подъем, ее очень сложно утопить в драме. Амплуа — это об этом. Проживать каждый день чернуху, будучи юмористом — это тяжело и неправильно. Ты теряешь себя, ты теряешь силы, и любой конфликт на площадке, а они так или иначе случаются, потому что все живые люди с разными школами и жизненными обстоятельствами, забирает очень много энергии. Ты либо создан для конкретного жанра сейчас, либо нет. И другой жанр со мной может случиться, если мой взгляд на жизнь изменится. Только так. Вот родился ребенок — у меня другой взгляд на мир.

Рената Пиотровски и Борис Дергачев

Неплохо получилось

В детстве я восемь лет занимался вокалом и при этом был совершенно дворовым пацаном, которому во дворе нужно было доказывать, что я нормальный, а не какой-то поющий лох. Потом появился КВН, потом поступил в театральный, в 19 поехал в Москву, не поступил, шесть лет работал ведущим в караоке-баре: пел, параллельно вел корпоративы. В 23 снялся в «Гуляй, Вася!». Как я туда попал? Позвонил своему другу Дмитрию Чеботареву, которого позвали на кастинг (а меня не позвали) — и пришел. А как я поступил в театр? Позвонил художественному руководителю и сказал: «Здрасьте! У вас там сбор курса будет? Я хочу прослушаться». Я не страдал, я делал. Как я без образования попал в Театр Станиславского, куда люди пробиваются годами? Пришел на прослушивание, четыре часа смотрел, как люди в кринолинах со всех институтов и городов пробуют себя, вышел в самом конце читать «Евгения Онегина» — а я 17 строф знал! Жюри сидело веселилось, а я понял, что надо подыгрывать — и веселил. А в конце мне говорят: «Зайди в режуправление, тебя театр взял». Нет, с неба ничего не падает, но жизнь предлагает моменты — и ты либо используешь их, либо нет. Мне предложили стать режиссером, и я мог сказать: «Конечно, да, но, наверное, через год, я еще не готов, мне надо подрасти». Но куда расти? Столько непрофессиональных людей занимают посты, которые не должны занимать — а я откажусь попробовать делать то, что хочу и люблю? И я попробовал — и вроде неплохо получилось. Важно правильно оценивать себя, знать себе цену. Красивый, сексуальный молодой парень! (Смеется.)

Борис Дергачев

Ищем материал

В «Электротеатре» мы с Лапенко, Чеботаревым, Филипенко и Косточкиным — наша прекрасная гримерка — ищем материал, чтобы сделать что-то свое. Главное — не сидеть на месте. В Москву каждый год приезжает куча актеров — и половина из них никому не нужны, потому что нужно проявлять инициативу.

Дисциплина

Система театрального образования устаревает, молодые не хотят идти преподавать, а старая школа устает, хотя именно они умели и умеют заложить зачатки дисциплины, без которой в этой профессии — никуда.

Борис Дергачев и Рената Пиотровски

Друг на час

Видел статью о китайце, который вызвал себе друга на час, чтобы… тот проводил его на поезд и помахал рукой. Люди в своем одиночестве настолько «развиты», оказывается! У нас в России этого, конечно, меньше, у нас «друг на час» может понадобиться, наверное, только в Москве или Питере. Вряд ли в Ростовской области кто-то скажет: «Пойду закажу друга на час, а то пить не с кем»… А сериал «Друг на час» — он, скорее, про одиночество старого человека. Кстати, за день до съемок пилота я попал в аварию на машине по дороге из Петербурга: попал в аквапланирование, в циклон — в итоге разбитая машина, а завтра — смена с Шакуровым. Но наш шоуранер и режиссер Эмиль Никогосян меня успокоил, рассказал, как с ним случилась еще более страшная история (может, на ходу придумал, чтобы я успокоился) — и мы все отсняли. Так что вызывать друга на час, чтобы меня поддержали и успокоили, не пришлось. (Смеется.)

Рената Пиотровски и Борис Дергачев

Жизнь — в движении

Жизнь одна, и важно понимать, что дядя Вася или дядя Петя не придут и за тебя ничего не порешают. И надо не сидеть и молиться, а встать и что-то сделать или хотя бы что-то сказать. Жизнь — в движении. Процесс запустится только тогда, когда ты сделаешь шаг — это и про отношения, и про пробы. Я сижу и хочу стать актером — или иду и где-то работаю и набираюсь опыта? Позитивное отношение ко всему — это действие. И действие необязательно такое… «серьезное». Менталитет Саши Петрова — серьезного парня, который серьезно решает вопросы, — это хорошо, но намного сложнее быть несерьезным человеком в серьезных обстоятельствах, чтобы и в моменте сказать то, что ты думаешь, и никого не обидеть этим. Наш менталитет — все немного через грусть, у нас это и в музыке, и в кино. А я за то, чтобы все — чуть веселее, чуть легче.

Борис Дергачев

Генеральный продюсер проекта: Аниса Ашику
Фото: Тимур Осипов