На экраны вышел первый фильм по комиксу Marvel, где все центральные герои — чернокожие.
«Черная Пантера» стала одной из самых оригинальных и кассовых картин студии.
В центре повествования — супергерой с грацией дикой кошки — Черная Пантера (Чедвик Боузман). Он же принц Т’Чалла, после смерти отца возвращающийся на родину, чтобы стать королем. Ему предстоит управлять Вакандой — выдуманной африканской не колонизированной страной, которую в мире считают отсталым аграрным государством. На самом деле Ваканда — супертехнологичная и сверхразвитая держава, чье могущество зиждется на залежах фантастического чудодейственного металла вибраниума. Именно из него, например, сделан щит Капитана Америка (Черная Пантера уже появлялся в фильме «Первый мститель: Противостояние»). «Кошачьи» доспехи Т’Чаллы также содержат нити вибраниума. Кстати, как подчеркивает режиссер картины Райан Куглер, новоявленный король облачается скорее не в супергеройский костюм, а в военную униформу генерала армии Ваканды. Собственно, «Черная Пантера» вообще — фильм не в последнюю очередь социально-политический. И речь не только о неминуемых отсылках к истории рабства в США, но и о центральном конфликте. Когда Т’Чалла столкнется со своим главным соперником, также претендующим на трон наемником из «большого» мира Эриком Киллмонгером (Майкл Б. Джордан), то не сойдутся они в вопросах геополитики. Первый считает, что должен заботиться исключительно о своей стране, и другие, даже африканские, государства его мало волнуют. Второй желает с помощью вакандских богатств и оружия помочь всем людям с африканскими корнями.
Считается, что режиссерам блокбастеров не всегда удается привнести свое авторское видение в проекты крупных студий, но у 31-летнего афроамериканца Райана Куглера это явно получилось. Мир, созданный на основе комиксов Marvel им и его командой, со многими членами которой он работал над двумя своими первыми фильмами, удивительно придуман и впечатляюще визуализирован. В Ваканде чтят традиции. У каждого из пяти обитающих здесь племен свой тип и цветовая гамма традиционных одеяний, рассматривать которые можно бесконечно. Тела здешних обитателей покрыты татуировками, рисунками, специальными шрамами. Вакандцы проводят разнообразные местные ритуалы — мы видим те из них, что связаны со вступлением на трон. Во время обрядов местные жители в цветастых нарядах пританцовывают под ритм барабанов.
Известно, что Райан Куглер и художник-постановщик Ханна Бичлер ездили в экспедицию в Южную Африку. Вероятно, большая часть экзотической красоты фильма все же не имеет непосредственного отношения к реальности, тем не менее, определенная степень аутентичности явно была важна для авторов, поэтому в картине масса отсылок к характерным для африканских культур цветам, узорам, etc. Например, колонны в одном из помещений расписаны текстом на специально придуманном языке, в основе которого старый нигерийский диалект, а прототипом костюмов одного из племен выступили праздничные одеяния племени догонов. Так или иначе, иногда складывается ощущение, будто оказываешься внутри фотографий знаменитого бразильского фотографа Себастьяна Сальгадо, много снимавшего в Африке. Речь, конечно, не о кадрах голода и страданий, а о позднем проекте Сальгадо «Генезис», посвященном нетронутым цивилизацией уголкам Земли. С той разницей, что, например, вакандская мода все же подвержена влиянию современности и губной диск порой сочетается с бирюзовым пиджаком.
Некоторые критики посчитали такое изображение Ваканды чуть ли не расистским: мол, страна с точки зрения общественного развития отсталая. Но, позвольте, разве в отсталой стране могла бы женщина руководить спецназом, состоящим из отважных, бритых налысо воительниц? Разве в неразвитом государстве молодая девчонка, да еще и принцесса (очаровательную Летишию Райт стоит запомнить), могла бы стать главной разработчицей технологических инноваций? Если посмотреть на происходящее под таким углом, то оказывается, что Ваканда — идеальное государство. Да, там уважают и бережно хранят традиции (а что, собственно, в этом плохого?), но это не мешает давать ход прогрессивным социальным тенденциям. А уж ее техническое совершенство даст прикурить любой другой стране мира: над причудливыми небоскребами, соседствующими с саванной и живописными водопадами, летают чумовые космические корабли. Такой Африка в фильме стала потому, что в ее историю не вмешался белый человек. В общем, «Черная Пантера» — этакий микс «Короля Льва» (кстати, не только в изобразительном, но и в сюжетном плане) и «Аватара» со «Звездными войнами». В африканской научной фантастике подобный гибрид зовется афрофутуризмом.
Отдельно стоит рассказать о постановщике Райане Куглере. Его первая работа, «Станция „Фрутвейл“» 2013 года, стала большим фестивальным хитом: отхватила гран-при «Сандэнса» и приз каннской программы «Особый взгляд». Посвящена она реальному афроамериканскому юноше Оскару Гранту, которого безо всякой на то причины во время безосновательного задержания убил белый полицейский. История, понятное дело, страшная, и картина сработала бы уже просто благодаря материалу. Но Куглеру удалось снять фильм настолько теплый, человечный, создать персонажей столь запоминающихся, сложных и живых, что «Станция „Фрутвейл“» оказалась за счет этого одним из самых ярких дебютов последних лет.
Потом режиссер обратился к мифологии знаменитого боксера: его перу принадлежит более конвенциональный, но также весьма высоко оцененный фильм «Крид: Наследие Рокки». Во всех трех своих картинах Куглер сотрудничал с актером Майклом Б. Джорданом. Но если в первых двух тот играл главного положительного персонажа, то в «Черной Пантере» перевоплотился в антагониста Киллмонгера. Этот антигерой «Марвела» сильно выделяется на фоне других, отнюдь не всегда интересных, злодеев студии. Он обладает не только убедительной мотивацией, но и невероятной харизмой и красотой — спасибо актеру Джордану. Пожалуй, как персонаж он даже выигрывает у Т’Чаллы.
В «Черной Пантере» вообще собрана суперкоманда из главных чернокожих актеров сегодняшнего дня. Это, помимо упомянутых, и лауреатка «Оскара» Лупита Нионго из «12 лет рабства», и номинант на «Оскар» 2018 года Дэниел Калуя из хоррора «Прочь», и Данай Гурира из сериала «Ходячие мертвецы», и актер Джима Джармуша Исаак де Банколе, и мэтры Анджела Бассетт и Форест Уитакер. Даже Стерлинг К. Браун из хитового сериала «Это мы» снялся в одном из эпизодов. За белых актеров отдуваются Мартин Фримен и Энди Серкис.
Что же до основного посыла, он весьма современен. Черная Пантера в итоге осознает, что времена изменились и политика изоляционизма в современном мире невозможна. В каком-то смысле он слушает своего оппонента Киллмонгера — в способности принять чужую точку зрения тоже заключается сила этого героя. Но если тот хотел помочь «черным братьям», развязав войну с белыми, то Т’Чалла намеревается помогать афроамериканцам, не призывая тех к агрессии.
Более того, в финале он стремится к сотрудничеству со всеми странами и всеми расами, поскольку считает, что раскол — это зло. И тут почему-то вспоминается резонансное интервью Юрия Дудя с Алексеем Серебряковым, в финале которого актер говорит, что все глобальные проблемы будущего страны будут решать совместными усилиями. Черная Пантера с ним солидарен.