С 13 по 15 марта 2017 года в Центре документального кино пройдет фестиваль «Дни берлинского кино в Москве», в рамках которого будут представлены четыре картины, вдохновленные колоритом, космополитизмом и уникальной атмосферой немецкой столицы.
Прежде чем окунуться в Берлин кинематографический, прогуляемся по Берлину реальному — вместе с режиссерами Артом Бумиллером и Юлиусом Шультхайсом.
На фестивале «Дни берлинского кино в Москве», организованном федеральной землей Берлин при поддержке Института имени Гёте и правительства Москвы, можно будет увидеть четыре работы немецких режиссеров, для которых город — гораздо больше, чем просто место действия. В программу вошли участник международных фестивалей, фильм режиссера Akiz «Ночной кошмар», рассказывающий о «подростковом» Берлине с его закрытыми клубами, техно-вечеринками и тонкой гранью между вымыслом и реальностью; работа Якоба М. Эрвы Homesick, в центре которой — одержимая творчеством молодая виолончелистка; «Oh Yeah, Берлин» Арта Бумиллера, превращающая в героя сам город и знакомящая зрителей с берлинской клубной сценой; а также трогательная картина Юлиуса Шультхайса «Лотта», в которой темное прошлое своенравной Лотты сталкивается с вполне устраивающим ее настоящим.
Как и в кино, в жизни Берлин у каждого свой. Разбираемся, какой он для режиссеров — участников фестиваля.
Юлиус Шультхайс, режиссер картины «Лотта» |
Каким я вижу Берлин? Рассеянным, пестрым и беспокойным. А главное — противоречивым. В кафе Handbestand («Личные запасы») в квартале фонтанов недалеко от Берлинской стены я люблю пить кофе, а еще покупать и читать подержанные книги. В Мауэрпарке, расположенном вдоль участка Берлинской стены, мне нравится гулять по одному из крупнейших блошиных рынков в стране. Здесь всегда весело и оживленно, хотя оба эти места расположены в исторической «полосе смерти», на улице Бернауэр-штрассе, где с 1961 по 1989 год погибло около 100 человек при попытке пересечь немецко-немецкую границу. Истории бывают очень разные. |
Пресловутое ощущение Berlin-Feeling для меня связано с теплым музыкальным летом и морозной зимой. Хотя в последние годы это чувство несколько притупилось. Крупные инвесторы выкупают город, пересдают и перепродают его богачам. От этого страдает арт-сообщество, андеграундные и независимые проекты выживают с трудом, художники уходят из центра. Вполне возможно, что в будущем под берлинским духом будут понимать консерватизм, отсутствие креативности и экономическое процветание.
Кафе Handbestand
Я обожаю фильмы о Берлине «Люди в воскресенье» и «Призраки». А если хотите что-то почитать, обязательно найдите детский роман «Эмиль и сыщики» Эриха Кестнера, он замечательный. В районе Хаккешер-Маркт, в центральном округе Берлина, есть очень хороший артхаусный кинотеатр, в который я время от времени захожу. Также прекрасные фильмы показывают в кинотеатре Thalia в Потсдаме. Из клубов — Ritter Butzke («Рыцарь Бутцке») и Zur Wilden Renate («У дикой Ренаты»). Правда, в них я бываю все реже.
Блошиный рынок в Мауэрпарке
В Берлине множество парков, но, несмотря на это, ему не хватает природной среды и, соответственно, романтики. Море и горы очень далеко. В Гамбурге куда меньше суматохи и куда более расслабленные люди. Да и море близко. В родной Марбург я возвращаюсь, когда мне хочется увидеть замки на вершинах гор и фахверковые дома. Все-таки городом любви Берлин не назовешь, этот титул в ожесточенной борьбе отвоевал себе Париж. После падения стены Берлин казался пустыней, где царила анархия, а я, к сожалению, был еще слишком молод для того, чтобы сполна этим насладиться. Чем больше во внешнем облике города недостатков, тем более креативным он кажется, а без них и вовсе лишается своей энергии. Теперь улицы стали чистыми, студенты выросли, а угольные печи исчезли. И хотя творческие люди до сих пор бережно охраняют фасады домов с граффити, по-моему, современному Берлину не хватает недостатков.
Клуб Zur Wilden Renate
Арт Бумиллер, режиссер картины «Oh Yeah, Берлин» |
Берлин — ненапряжный обаятельный город, который при этом порой умудряется ужасно утомлять. В нем меня подкупает окрыляющее чувство свободы: я жил во многих городах, но ни один из них в этом смысле не сравнится с Берлином. Берлинцы очень расслабленные, и у них особенный юмор. А еще этот город не обременяет «постоянными» адресами: поскольку он постоянно меняется и преображается, всегда приятно находить какие-то новые места. Вообще Берлин — это город любви, работы и людей, которые не очень любят работать. Одним из моих любимых фильмов о Берлине остается оригинальная версия картины «Берлин — симфония большого города», а также «Мы дети станции Зоо» (одноименная книга мне, к слову, тоже очень понравилась). |
Кадр из фильма «Берлин — симфония большого города»
У Берлина есть один важный недостаток — помню, в магазине, где торговали всякой дешевой мелочью, мужчина передо мной принес на кассу целую гору женского нижнего белья. Он был красным от смущения, и, когда подошла его очередь, кассирша спросила, не собирается ли он устроить вечеринку в белье и можно ли ей тоже прийти. Весь магазин засмеялся, а мужчина совсем побагровел, быстро расплатился и ушел. Вот такая она — легендарная берлинская нахальность. А еще здесь слишком долгая зима и слишком короткое лето, поэтому я бы хотел когда-нибудь поселиться на юге, не теряя Берлин из виду, само собой.
Кадр из фильма «Мы дети станции Зоо»