Дизайн & Декор

Банки превращаются: отели, бутики и картинные галереи в бывших банковских особняках и небоскребах

В зданиях, ранее принадлежавших банкам, сегодня работают отели, бутики, институты и музеи. А сам банк, в свою очередь, вполне может переехать в строение, в котором в прошлом располагалось ателье.

В Лондоне в начале туристического сезона открылась фешенебельная гостиница в здании банка, построенного известным британским архитектором первой половины XX века. В настоящее время ремонт идет еще в одном бывшем банке в Вестминстере: его тоже превратят в бутик-отель.

Капиталы «позолоченного века», «прекрасной эпохи» и «ревущих двадцатых» испарились во время кризисов, войн и революций, но оставили за собой шлейф — красивые здания в мировых столицах. Бывшие банковские особняки и небоскребы много раз меняли владельцев, но флер больших денег не выветрился из просторных помещений с солидными деревянными панелями или светлыми стенами и стеклянными потолками.

В наши дни деньги с удовольствием тратят там, где некогда их приумножали: в зданиях, принадлежавших финансово-кредитным организациям, работают отели, бутики, картинные галереи. У России своя специфика: в нашей стране Революция привела в банковские строения институт дизайна. Впрочем, есть и исключения: например, банк, расположенный на месте дорогого мужского ателье.

Банки превращаются: отели, бутики и картинные галереи в бывших банковских особняках и небоскребах. Лондон, Ned Hotel, 27 Poultry

Лондон, Ned Hotel, 27 Poultry

Классический случай, когда объект даже в заброшенном состоянии настолько понравился девелоперам, что они захотели взяться за него любой ценой. Рону Баклу и Нику Джонсу (Soho Realty) пришлось искать соинвестора, потому что сами они не смогли бы поднять — финансово и организационно — реставрацию большого дома в центре Лондона: их специализацией были апартаменты и рестораны. В результате к проекту присоединился нью-йоркский девелопер Эндрю Цоблер (в честь него назван один из ресторанов в новом отеле) с большим опытом в открытии и реновации гостиниц.

Бывший Midland Bank действительно стоит пристального внимания любого дизайнера. Это элегантное здание в стиле неоклассицизма было создано самым известным английским архитектором начала XX века Эдвином Лаченсом. Мы регулярно видим в новостях такие его творения, как центр Нью-Дели и кенотаф на улице Уайтхолл, к которому возлагаются цветы в память о погибших в Первой мировой войне британцах. Великий зодчий отнесся к наследию прошлых лет по-джентльменски и придумал интерьеры современные и, вместе с тем, напоминающие об атмосфере лондонских мужских клубов. Очаровательная старорежимность ощущается в деталях: например, в стандартных номерах стоят металлические кровати, а в сьютах — обширные ложа под балдахинами из тяжелых тканей в индийских «огурцах» пейсли. Не обошлось и без английского юмора: в депозитарии, за толстой пуленепробиваемой дверью устроен бар.

Банки превращаются: отели, бутики и картинные галереи в бывших банковских особняках и небоскребах. Лондон, Ned Hotel, 27 Poultry


Банки превращаются: отели, бутики и картинные галереи в бывших банковских особняках и небоскребах. Чикаго, Virgin Hotels Chicago, 203 N Wabash Ave

Чикаго, Virgin Hotels Chicago, 203 N Wabash Ave

В 1928 году, незадолго до биржевого краха, в Чикаго был построен небоскреб банка Old Dearborn Bank: высота 27-этажного здания составляла более 91 метра. Проект вышел из архитектурного бюро братьев Рэпп: в Чикаго сохранилось несколько кинотеатров их работы, прекрасных памятников «эпохи джаза». Одно из самых характерных их творений — центр Paramount на Таймс-сквер Нью-Йорке.

Чикагский небоскреб уникален как пример офисного здания работы Rapp & Rapp: в этом качестве он вошел в число объектов архитектурного наследия города. Портал украшен барельефами в средневековой манере: мифологические животные перемежаются лесными, грифоны — белками. Каждому зверю было присвоено символическое значение: допустим, те же белки, прячущие на зиму запас орехов, олицетворяли вкладчиков, сохраняющих в банке свои деньги.

После банкротства банка-заказчика у строения сменилось множество владельцев, пока в 2011 году его не приобрела сеть отелей Virgin Hotels. Как писала газета Chicago Tribune, желание харизматичного британского бизнесмена Ричарда Брэнсона инвестировать средства в такой необычный проект вполне соответствовало городской тенденции. Речь идет о развитии гостиниц с богатой историей в зданиях выдающихся архитектурных достоинств. Тренд этот развивался с середины 1990-х годов и наиболее ярко отразился в Alise Hotel Chicago (бывший Hotel Burnham) в одном из старейших городских небоскребов Релайанс-билдинг, построенном еще в 1895 году.

Банки превращаются: отели, бутики и картинные галереи в бывших банковских особняках и небоскребах. Чикаго, Virgin Hotels Chicago, 203 N Wabash Ave


Банки превращаются: отели, бутики и картинные галереи в бывших банковских особняках и небоскребах. Нью-Йорк, Apple Store, Madison Avenue 940

Нью-Йорк, Apple Store, Madison Avenue 940

Особняк в стиле позднего английского Ренессанса был выстроен US Mortgage & Trust на Мэдисон-авеню, 940 вместо старого пятиэтажного здания, часть которого сдавали под апартаменты. Проект архитектора Генри Чепмена — с огромными окнами, наполнявшими все помещение мягким светом, и роскошным мраморным цоколем — получил архитектурную премию как лучшее здание Манхэттена 1921 года. Строительство обошлось в 600 тысяч долларов, примерно шесть-семь миллионов в современных деньгах. Свидетель «эпохи джаза» и Великой депрессии, особняк в районе «старых денег» сменил немало владельцев. Среди них были и не менее известный банк Chase Manhattan, и представительство британского антикварного дома, и галерея, и зал для приемов. А в 2015 здесь стали продавать iPhone и MacBook.

Apple с уважением отнеслись к прошлым заслугам здания и даже восстановили светильники по исходным чертежам. На фасаде, кстати, есть симпатичная деталь, которую сложно обнаружить, если не знать о ней заранее и не присмотреться. В 1970-е году художник Чарльз Саймондс придумал арт-проект: он размещал на домах развалины крошечных построек, якобы принадлежавших вымышленной цивилизации маленьких людей. В особняке на Мэдисон-авеню они примостились в проеме окна на втором этаже.

Банки превращаются: отели, бутики и картинные галереи в бывших банковских особняках и небоскребах. Нью-Йорк, Apple Store, Madison Avenue 940


Банки превращаются: отели, бутики и картинные галереи в бывших банковских особняках и небоскребах. Санкт-Петербург, Университет технологии и дизайна, ул. Большая Морская, 18

Санкт-Петербург, Университет технологии и дизайна, ул. Большая Морская, 18

Самые красивые банковские здания в России строились в столице и финансовом центре империи — Санкт-Петербурге. А одним из ведущих архитекторов, который занял эту перспективную и доходную нишу в начале XX века, был Федор Лидваль. Лучшей рекламой для него служили регулярные заказы от династии нефтяников и финансистов Нобелей, а также его доходные дома, квартиры в которых занимали банкиры.

В 1913 году Русский для внешней торговли банк, один из крупнейших в стране, объявил конкурс на лучший проект нового здания. Лидваль участвовал в нем, но победа досталась его учителю Леонтию Бенуа, а сам он в итоге занял место младшего соавтора. Работы начались два года спустя. Неоклассический проект Бенуа претерпел изменения под влиянием Лидваля, но возвели только кирпичную постройку. Ее даже не успели отштукатурить, не говоря уже о внутренней отделке. Грянула революционная буря: Лидваль эмигрировал в Швецию, Бенуа отошел от дел, а остов здания на десятилетие превратился в кров для бродяг, беспризорников и кошек. В городской фольклор он так и вошел под названием «Кошкин дом». В 1929-31 годы строительство здания завершила советская власть и передала его Текстильному институту. Архитекторы Лев Руднев и Яков Свирский изменили фасад, сделали его строгим и современным, а само строение превратили в выдающийся образец ранней советской неоклассики.

Банки превращаются: отели, бутики и картинные галереи в бывших банковских особняках и небоскребах. Санкт-Петербург, Университет технологии и дизайна, ул. Большая Морская, 18


Банки превращаются: отели, бутики и картинные галереи в бывших банковских особняках и небоскребах. Амстердам, Vault Bar, Waldorf Astoria Amsterdam, Herengracht, 542-556

Амстердам, Vault Bar, Waldorf Astoria Amsterdam, Herengracht, 542-556

Один из самых роскошных отелей города вытянулся вдоль канала в центре города, словно цепь из сросшихся старинных домов. В одной из ее звеньев раньше находился банк MeesPierson. Теперь там гостиничный бар Vault («Хранилище»). Лучшие образцы авангардных коктейлей установлены, как призовые кубки, на выдвинутых металлических ячейках. Как насчет водки с масалой, кориандром и ананасовым соком или ликера с колой и попкорном? Все возможно. Интерьер — самый современный во всем отеле: в парадных залах царствует богатая лепнина, а тут — мягкий свет и темные панели.

Банки превращаются: отели, бутики и картинные галереи в бывших банковских особняках и небоскребах. Амстердам, Vault Bar, Waldorf Astoria Amsterdam, Herengracht, 542-556


Банки превращаются: отели, бутики и картинные галереи в бывших банковских особняках и небоскребах. Антверпен, Verso Multibrand, Lange Gasthuisstraat, 9-11

Антверпен, Verso Multibrand, Lange Gasthuisstraat, 9-11

В европейской столице авангардной моды магазин Verso выполняет роль московского ЦУМа: в центре города продаются вещи именитых дизайнеров — от Bottega Veneta до Valentino. Сегодня Verso занимает бывший особняк Deutsche Bank, история которого восходит к XVI веку. Трехэтажный, с тремя кованными балконами над входом, массивный дом на углу небольшой улицы выглядит по-буржуазному солидно. Также в здании работает фешенебельное кафе Verso, но, если его интерьер отделан минималистичными панелями темных оттенков, то в бутике сохранена лепнина, а белые стены сочетаются с панелями оттенков горького шоколада и кофе с молоком.

Банки превращаются: отели, бутики и картинные галереи в бывших банковских особняках и небоскребах. Антверпен, Verso Multibrand, Lange Gasthuisstraat, 9-11


Банки превращаются: отели, бутики и картинные галереи в бывших банковских особняках и небоскребах. Вена, Looshaus, Michaelerplatz, 3

Вена, Looshaus, Michaelerplatz, 3

Есть и обратный пример: мужское ателье, которое 30 лет назад превратилось в офис Raiffeisenbank. Старый дом возле главного имперского дворца Хоффбург в 1909-1911 годах обновлял австрийский архитектор Адольф Лоос. Автор эссе «Почему мужчина должен быть хорошо одет», Лоос вложил в работу всю душу — особенно учитывая, что это был его первый большой проект в Вене, а заказчиками выступали придворные портные Goldman & Salatsch. Поскольку Лоос был приверженцем строгого стиля и не любил ни современного ему модерна, ни типичных для Вены барокко и рококо, фасад он спроектировал новаторски минималистским, но при этом роскошным и элегантным за счет использования нескольких сортов мрамора, стекла и металла. Как и многие мастера той эпохи, Лоос спроектировал здание «от и до», включая интерьер, освещение и мебель. В городском обиходе дом стал называться в честь своего создателя — Looshaus.

Архитектор опередил свое время, но спровоцировал большой скандал. Две тысячи жителей Вены, разгневанные видом странного фасада, собрались на митинг против урбаниста-реноватора. Престарелый кайзер Франц-Иосиф, в свою очередь, был весьма раздражен тем, что модернистское здание находится рядом с его резиденцией. Лоосу пришлось пойти на компромисс и сделать фасад более игривым.

Банки превращаются: отели, бутики и картинные галереи в бывших банковских особняках и небоскребах. Вена, Looshaus, Michaelerplatz, 3


Банки превращаются: отели, бутики и картинные галереи в бывших банковских особняках и небоскребах. Гаррисберг (Пенсильвания), Susquehanna Art Museum, 1401 North Third Street

Гаррисберг (Пенсильвания), Susquehanna Art Museum, 1401 North Third Street

Один из залов музея в столице штата Пенсильвания закрывается на круглую металлическую дверь с мощными замками: вы наверняка видели такие в фильмах про ограбление банка. Мраморные полы, позолота на потолке, колонны и общее впечатление огромной крепости — все как полагается в бывшей конторе Keystone Trust постройки 1916 года.

Банки превращаются: отели, бутики и картинные галереи в бывших банковских особняках и небоскребах. Гаррисберг (Пенсильвания), Susquehanna Art Museum, 1401 North Third Street

 

 

 

31 июля 2017
Арсений Загуляев для раздела Дизайн & Декор