Культура

И целого джаза мало: в Москве пройдет фестиваль «Джаз осенью. Экспериментальная импровизационная музыка»

Фестивалю «Джаз осенью» под эгидой немецкого Гёте-Института становится откровенно тесно в жанровых рамках (пусть даже максимально раскованного и свободного) джаза: теперь термин «экспериментальная импровизационная музыка» официально вынесен в название.

Четыре концерта в течение месяца позволят вам почувствовать себя на голову (а то и две) выше непосвященных, слушающих удобоваримую «попсу».

Джаз всегда развивался во все стороны, обмениваясь идеями по принципу перекрестного опыления с самыми разными жанрами, но двигателем прогресса оставалось стремление артиста к максимальной свободе самовыражения: если границы не удается раздвинуть, остается их взорвать, снести и смести. Пускай критики отказываются признавать очередную волну «джазом», настоящий художник не возражает и не цепляется за ярлыки: «Что в имени тебе моем?»

Фестиваль «Джаз осенью» проходит в Москве вот уже восьмой год — и постоянно с уклоном в «свободную импровизацию», «новый джаз» и прочие расплывчатые обозначения для авангарда той или иной степени радикальности. За это время организаторы вместе с площадкой Культурного центра «Дом» заслужили доверие раскрепощенной аудитории «с открытыми мозгами и ушами», которая уже знает на что (и на кого) идет и не будет разочарована, не найдя в программе обещанного джаза. В нынешнем году «от джаза практически ничего не останется» — именно об этом открыто и смело заявляет подзаголовок «Экспериментальная импровизационная музыка» в названии фестиваля. Хотя многие участники этого года имеют заслуженный опыт в более традиционных и общепринятых джазовых контекстах, здесь и сейчас инструментальные ансамбли с солистами и аккомпанементом от ритм-секции уступают место электронике и нестандартным звуковым ландшафтам — только для сильных духом (и ухом)!

Открывает 5 октября фестиваль ветеран экспериментальной сцены Альфред Харт с новым ансамблем Revolver 23. Помимо духовых инструментов (саксофон, бас-кларнет, тромбон) он активно использует электрические эффекты, в том числе, «подзвучивая» клапаны и по-всякому препарируя инструменты, и увлекается полевыми записями, реди-мейдами, сэмплингом и ремиксами, а также работой с визуальным и сценическим искусством, мультимедиа, текстами и далее со всеми остановками. В бесконечном послужном списке его коллабораций значатся такие музыканты как Джон Зорн, Петер Брецманн и Владимир Тарасов, писатель Уильям Берроуз и кинорежиссер (в роли певицы и автора текстов) Салли Поттер. На сцене КЦ «Дом» Харту составят компанию фри-джазовый барабанщик Йорг Фишер, экспериментальный гитарист Никола Хайн и электронщик Марсель Демген, нагоняющий в общую палитру ансамбля краски нойза и индастриала.

Альфред Харт

12 октября разовьет тему электроакустический дуэт без «живых» инструментов вообще: классический пианист Томас Лен променял рояль на аналоговый синтезатор, а Маркус Шмиклер в реальном времени синтезирует несуществующие алгоритмические звуки на ноутбуке в программной среде SuperCollider. Этим смелым парням даже рамки стереосаунда слишком малы, как те самые тертые джинсы — материал прошлогоднего релиза Neue Bilder («Новые образы») изначально был исполнен вживую в квадрофоническом объемном звучании.

Томас Лен

19 октября на сцену выйдет трио с 20-летним стажем сотрудничества под названием Perlonex, вышедшее из эстетики постперестроечного андеграунда сквотов и заброшенных клубов Восточного Берлина. Игнац Шик променял саксофон и авант-рок на диджейскую вертушку с кучей девайсов и прибамбасов вроде генератора синусоид, сэмплера и прочих процессоров. Перкуссионист Буркхард Байнс при помощи электроники и готовых объектов создал свой собственный уникальный язык, где инструмент вроде бы и есть, но связь между ним и получающимся звуком растворяется и становится абсолютно неочевидна. Гитарист Йорг Мария Цегер пришел к своему гипнотическому перкуссионному звучанию через панк и нойз-рок, с одной стороны, и традиционную музыку Юго-Восточной Азии, с другой. Вместе трио создает в реальном времени непередаваемый импровизационный ландшафт, напоминающий не столько живой концерт, сколько масштабную звуковую инсталляцию.

Perlonex

Наконец, вишенкой на торте 3 ноября станет эксклюзивный кельнский проект звездного американского трубача Питера Эванса с участием молодых (и незнакомых ему до первого совместного выступления два года назад) немецких музыкантов: Элизабет Куду — виолончель, Сабине Акико Арендт — скрипка и Флориан Цвисслер — аналоговый синтезатор. Академический авангард с электронными эффектами и прочими примочками, и все это сквозь призму свободной экспериментальной импровизации — непередаваемый взрывной коктейль, более чем триумфаторское завершение фестиваля, воспевающего творческий поиск в самых смелых проявлениях!

Питер Эванс

Детали
http://dom.com.ru/events/4145/

02 октября 2018
Виктор Гарбарук для раздела Культура