Авто

Авто с Яном Коомансом: озеро, зима, Audi — на этот раз в Тюмени!

русская версия | english version
Audi Quattro Winter Experience

Я до сих пор еще не до конца простил самого себя за то, что пропустил Quattro Winter Experience прошлого года, а тут как раз подоспело приглашение начать 2021 как следует: с шеренгой из Audi, замерзшим озером и школой вождения Евгения Васина. Само собой, на этот раз я не собирался такое упустить.

Со времени моего последнего визита в 2019 году ивент Quattro Winter Experience переместился из Карелии в Сибирь, а именно в Тюмень. Это совсем другое путешествие, поскольку для него не требуются 4 часа на поезде и еще 2494 часа на автобусе. Всего лишь такси до аэропорта, короткий перелет и через 20 минут в автобусе вы в отеле. Отсюда лишь час езды до места назначения — замерзшего озера.

Audi Quattro Winter Experience

После утреннего брифинга (под неотступные мысли «можно мы уже поедем») нам представили наши машины на предстоящий день. Около дюжины Audi A5 Sportback были аккуратно припаркованы на льду, можно было выбрать себе любую. С технической точки зрения они все были одинаковые, 2-литровый двигатель TFSI, 249 лошадиных сил и, само собой, знаменитая полноприводная система Quattro. Так что я выбрал темно-синюю машину с номером 5, так совпало, что под этим же номером я езжу на своей гоночной машине. Именно за рулем A5 нам предстояло провести большую часть времени. Здесь также были и новейший Q7 с 3-литровым дизельным двигателем и полностью электрический e-tron, но их очередь настала лишь в середине второго дня.

Audi Quattro Winter Experience

Я этому был только рад, для дрифта на льду SUV однозначно не самый оптимальный выбор. Из-за высокого центра тяжести сложнее заставить передние шины хорошенько вцепиться в поверхность замерзшего озера на входе в поворот, так что машина отказывается скользить на задней оси. Хотя если тебя вынесет на обочину, в данном случае в глубокий снег, окаймляющий ледяные треки, то только SUV сможет выбраться самостоятельно, поскольку клиренса хватает, чтобы не сесть на пузо. С A5 Sportback иногда приходилось терять время в ожидании полноприводного буксира-спасителя.

Audi Quattro Winter Experience

Мощности у машин было хоть отбавляй для имеющегося уровня сцепления с дорогой, шины Pirelli scorpion zero справлялись чрезвычайно хорошо в тех местах, где на льду еще оставался снег. А вот когда его соскребли скользящие машины, обнажив сияющий голый лед, то цепкость резко упала. Чтобы машина хорошо проявила себя в таких условиях, нам понадобились бы серьезные шипы, на которых нельзя ездить по обычным дорогам, но нормальные шоссейные шины были разумным выбором, учитывая формат этих курсов вождения, рассчитанный на все уровни водительского мастерства. А вот в пассажирском кресле традиционного Quattro Express, где за рулем был Евгений Васин, а шины были с настоящими раллийными шипами, я мог думать лишь о том, как сильно мне хотелось бы самому порулить на таких колесах. Они способны преобразить обычную модель Audi A5 так, что по ощущениям она будет казаться раллийной тачкой.

Audi Quattro Winter Experience

Курс вождения состоит из различных упражнений, разработанных таким образом, чтобы вы могли прочувствовать правильный угол увода и как его достичь. Инструкторы школы водительского мастерства Vasin Driving School весьма требовательны и непреклонны в своем стремлении научить вас ездить лучше. Они способны оценить красивый дрифт, но не преминут отметить, что хорошее скольжение обычно дается ценой времени. Во главу угла ставится эффективность, а если ты едешь очень сильно боком, скорее всего, ты что-то делаешь не так. На трассе есть зигзагообразные треки для слалома, есть овальные, а есть фигуры, для которых еще не изобрели названий. После целого дня на льду чувствуешь, что время и силы потрачены не зря, и готов как следует отоспаться.

Audi Quattro Winter Experience

Если сравнивать с A5 Sportback, то Q7 — это совсем другая история. Заметно больше инерции, как и стоит ожидать от более крупной и тяжелой машины, но в управлении она все равно достаточно интуитивна. Лишний вес и поднятый центр тяжести означают лишь, что после входа в занос на чистом участке льда по ощущениям как будто пытаешься укротить гигантскую хоккейную шайбу. Возможно, это даже больше похоже на керлинг, поскольку любое малейшее изменение траектории требует массу человеческих усилий, когда машина целиком развернулась боком. При этом сам по себе Q7 — великолепный автомобиль для езды зимой и по снегу, просто для конкретной разновидности балета на льду он не так хорошо подходит, как A5 Sportback.

Полностью электрический e-tron в свою очередь тоже сильно отличался по ощущениям в попытках адаптироваться к вождению на льду. Остаться без звуков двигателя внутреннего сгорания было на самом деле даже приятно, постоянный вой моторов на высоких оборотах все-таки несколько утомляет спустя какое-то время. Правда, в тишине было сложнее оценивать, сколько мощности ты подаешь на 4 крутящихся колеса, так что пришлось больше сконцентрироваться на силе нажатия правой ногой на педаль акселератора. В плане прыти e-tron по ощущениям оказался где-то посередине между A5 и Q7, что само по себе в высшей степени впечатляюще, учитывая, насколько он на самом деле тяжел. Но поскольку это не обычная машина, а электрическая, способная на всевозможные трюки с подачей мощности и векторизацией крутящего момента, моему человеческому мозгу потребовалась некоторая рекалибровка, чтобы освоиться со всем этим. В прохождении резких поворотов автомобиль однозначно менее интуитивен, но его возможности очень впечатляют.

Audi Quattro Winter Experience

Как обычно, нам дали один круг, чтобы проявить свои навыки в заездах на время по неопробованному ранее треку. Когда время на тренировку ограничено и доступна лишь единственная попытка снискать лавры, главный трюк на пути к успеху — просто не перестараться. Но это на удивление сложно, когда природа наградила тебя мужскими гениталиями и страстью к скорости. Зато легко вообразить себя финским раллийным гонщиком, пролетающим повороты в клубах снега. Зрелищно и профессионально. Само собой, до этой конкретной цели я недотянул. Я был вполне доволен своим временем круга, но пришлось немного сбавить скорость, проходя боком последний поворот, поскольку я не был до конца уверен в занятой траектории, на которой я мог бы снести финишный флаг и хронометры, если оставить ногу на педали. Кто знает, был ли у меня шанс на успех без этой благоразумной меры предосторожности, но в итоговом зачете я оказался на втором месте с отставанием в 0,6 секунды. На языке гонок это называется первый среди лузеров. Если получится, отыграюсь в следующем году!

Audi Quattro Winter Experience

Что касается моего первого визита в Сибирь, он однозначно получился ярким и запоминающимся. Раньше я ездил на Quattro Winter только в Карелию и могу сказать, что в Тюмени состояние льда было намного лучше. Похоже, в этой части мира погода в целом более стабильна, вероятно, поэтому организаторы и перенесли мероприятие сюда, после того как в прошлом году лед в Карелии отказался набирать достаточную толщину. Зато пейзажи в Карелии абсолютно вне конкуренции, поскольку там ты целиком находишься в окружении природы, а в Тюмени на горизонте видны электростанции, работающие на ископаемом топливе, круглосуточно извергающие огонь и дым. Но место для езды по льду шикарное. Плюс очень интересная еда, некоторые блюда я попробовал впервые, например, бобровый гуляш (вроде как с настоящим бобром) и мороженую рыбу, которая подавалась… замороженной. Маленькими кусочками. Что ж, наверное, грызть целую замороженную рыбу было бы чересчур неприятно даже для сибиряков.

Audi Quattro Winter Experience

Если говорить об Audi и мероприятии Quattro Winter, я твердо убежден, что это лучший из ивентов такого рода под эгидой автопроизводителя. Собственно, как и подобает бренду со столь богатой историей ралли и полноприводных автомобилей. В лице Евгения Васина они заполучили одного из самых классных 60-летних отставных гонщиков ралли, и вместе с ним работают одни из лучших инструкторов в этом деле. Это великолепное развлечение, но в то же время еще и максимально познавательное обучение. Знаете, о чем я подумал? Забавно, что в детстве я никогда особо не любил школу, а вот теперь мне 40 — и каждый раз я жду не дождусь следующей весны, когда можно будет снова отправиться на уроки и еще подучиться.