Авто

Авто с Яном Коомансом: четыре десятилетия Audi Quattro

русская версия | english version
Audi Quattro

Сорок лет — довольно долгий срок. По ощущениям так и не скажешь, но по утрам сомнений не остается: я явно больше не тинейджер. Что, простите? Не надо болтать о моем недавнем переходе в более высокую возрастную категорию? Вместо этого я должен воздать должную хвалу Audi в честь 40-летнего юбилея их легендарной полноприводной системы Quattro? Какое облегчение!

По правде говоря, поскольку мне было буквально ноль лет, когда компания Audi произвела революцию с передачей вращения на все колеса в далеком 1980 году, я не совсем могу вспомнить свои тогдашние впечатления от новинки. Надеюсь, это не слишком уж ставит под удар мой профессионализм. Но благодаря интернету мы все же в состоянии оценить, как ее восприняла автомобильная пресса того времени. Сегодня мы уже настолько привыкли видеть в продаже автомобили с полным приводом, что это для нас норма, но в ту пору это была поистине резкая перемена. Внезапно появился обычный автомобиль, который гипотетически вполне могли купить обычные люди и добраться на нем в такие места, куда раньше у них просто не было возможности попасть.

Audi Quattro

Для жителей горной местности, особенно с заморозками в зимнее время, Quattro стала просто манной небесной. Вероятно, как раз поэтому целых сорок лет спустя автомобили Audi с шильдиком Quattro (или RS) до сих пор повсеместно распространены в таких частях мира как Швейцария. Именно с Quattro все началось, то есть многие люди сменили уже несколько различных моделей Quattro и с радостью несут эту традицию в сегодняшний день — с его богатым выбором похожих машин. В России тоже бывает холодно (должно, по крайней мере), но большинство россиян не живут в районах с альпийским рельефом, так что здесь вполне можно обойтись всего двумя ведущими колесами и комплектом хороших зимних шин. Обойтись-то можно, конечно, но что за радость? Я вот с особым теплом вспоминаю свои машины Quattro.

Audi RS6
Моя Audi RS6

Когда я только переехал в Москву почти 10 лет назад, то практически первым делом (собрав компьютер и подключив интернет) отправился на поиски хорошей мощной тачки, которая провезет меня куда угодно сквозь легендарную российскую зиму. Мой выбор пал на Audi RS6 поколения C5 с классической системой Quattro на базе дифференциала Torsen. Я обожал эту машину. Понятно, что при двигателе V8 на 4.2 литра с двумя турбонагнетателями и весе в 2 тонны топливо утекало такими темпами, будто в баке дырка, но в остальном это был весьма эпичный агрегат. Следующим моим спутником стал автомобиль RS4 поколения B7 — пожалуй, даже еще более кайфовый с его атмосферным V8, набирающим обороты далеко за 8000, и механической коробкой передач. К тому же B7 RS4 — это первая модель Quattro со значительным смещением крутящего момента на задние колеса, благодаря чему машины Audi стали не так туго слушаться руля — даже наоборот, излишне легко, если постараться как следует.

Audi RS4
Моя Audi RS4

Здесь мы как раз подходим к той области, где система Quattro поистине заработала свой эпический статус: ралли. До появления Audi с полноприводной моделью Quattro поколения B2 — ныне известной под ласковым именем Ur-Quattro — в этом виде спорта доминировали автомобили с задним приводом. Они, конечно, сами по себе тоже были потрясными. Вспоминая тачки вроде Lancia Stratos, никто не смотрит на них свысока как на посредственность. Но факт остается фактом: когда ребята из Audi вывели на трассу привод на 4 колеса (который все остальные отвергали, считая, что «не взлетит»), то смели этих самых всех остальных далеко на задворки. Они выигрывали все, причем обычно с отрывом не в какие-то там секунды, а с постыдным количеством минут до прибытия первого конкурента к финишной черте. Прочим брендам-участникам Чемпионата мира по ралли оставались лишь судорожные попытки разработать собственные полноприводные раллийные автомобили, неся потери под натиском Quattro.

Ur-Quattro

По сей день на «ютубе» жутко популярны кадры, где Вальтер Рёрль исполняет грандиозные прыжки на Audi Quattro Группы B под роскошный аккомпанемент рядного 5-цилиндрового турбодвигателя. Это была золотая эра ралли, центр которой — Quattro. С этого момента все остальные были лишь последователями на проторенной Audi дорожке. Так что при всем огромном разнообразии выбора для сегодняшних покупателей в сегменте автомобилей, умеющих передавать мощность мотора на все четыре колеса, есть лишь один родоначальник, подаривший нам все эти прекрасные воспоминания. Счастливого дня рождения, Quattro! И в честь этого знаменательного события мы еще разок пересмотрим рекламный ролик 1986 года, не менее знаменитый, чем сам бренд. Наслаждайтесь!

19 июня 2020
Ян Кооманс для раздела Авто