Публикуем обзор главных хитов Cosmoscow-2019: тренды современного мира, которые мы прослеживаем как в современном искусстве, так и в мире современных технологий.
Шейла Мецнер. «Любовь в Риме». 1986 (Галерея имени братьев Люмьер)
Следуя международной стратегии Audi ArtExperience, направленной на поддержку наиболее значимых событий в сфере культуры, Audi Россия объявили в 2018 году о двухлетнем партнерстве с Cosmoscow. Почему именно Audi созвучны ценности главной российской ярмарки современного искусства? Потому что дизайнеры, а также технические гении, которые работают в современном мире, видят те же изменения и тенденции, что и художники. Единый информационный поток приводит к тому, что, например, вопросы экологии сегодня волнуют и лидера автомобильного бизнеса, и лидеров мнений в мире искусства.
В этом году в рамках Cosmoscow Audi представит свои новейшие модели, которые демонстрируют передовые технические решения и органично вписываются в концепцию ярмарки. В Гостином дворе в Москве, где каждую осень собираются ценители современного искусства, состоится российская премьера концепта нового электрического кроссовера Audi Q4 e-tron и презентация эксклюзивной серии Audi A7 Sportback Ocean GT. Итак, какие пересечения, параллельные процессы, коллаборации и взаимовлияния мы наблюдаем в искусстве и индустрии?
Союз традиции и новых технологий
Последовательная поддержка современного искусства компанией Audi — не просто дань моде, это стратегия развития, основанная на понимании, что все самое передовое в сегодняшнем мире рождается на пересечении различных сфер и компетенций. Сотрудничество с художниками и культурными институциями позволяет мыслить шире и находить нетривиальные решения.
Кроссдисциплинарность в современном искусстве — не только общепризнанные реалии, но даже в какой-то степени общее место. Художник в нынешнем его понимании — это не столько человек, который что-то делает руками (пишет картину, создает скульптуру и т.д), сколько антрополог, социолог и философ, осмысляющий окружающий мир. А в этом мире, все более стремительном и постоянно усложняющемся, технологии занимают если не центральное, то определенно ключевое место. И говорить о нем традиционными средствами становится все сложнее, потому что они не способны выразить то, как ощущает жизнь сегодняшний человек. Новые средства коммуникации — а (современное) искусство и есть коммуникация — художники находят на стыке различных жанров и медиумов. Это может принимать форму соединения традиционных техник с новейшими технологиями или разработку специальных технологических средств под конкретный проект, все зависит от задач, которые ставит перед собой художник или куратор.
Андрей Монастырский. «Без названия» из серии «Коллажи». 2019
Ростислав Лебедев. «Будущие летчики». 2008 (JART Gallery)
Стано Филко. ALTRUISTADSEIQ 5. 4.3.D. (EGO Balloon). 2005 (Galerie Emanuel Layr)
Этот тренд находит выражение в нескольких проектах Cosmoscow 2019. Например, выставка «Искусственный взгляд» в традиционном разделе ярмарки «Глазами коллекционера», представляющем произведения из частных российских и зарубежных собраний. Одна часть работ этой выставки подобрана куратором Александром Буренковым, а вторая искусственным интеллектом — автоматизированным алгоритмом эстетической оценки изображений Aesthetic Score приложения Roll App, решения которого основаны на заложенных в его программу эстетических критериях. Здесь возникает логичный вопрос: кто определяет эти критерии и как в этом случае быть с содержательной стороной, которая очень часто выражается в анти-эстетике или намеренно шокирующих и отталкивающих образах, призванных вызвать эмоциональную реакцию зрителя? Так или иначе, экспозиция «Искусственный взгляд» состоит сплошь из звездных имен, среди которых Джон Балдессари, Рем Кохас, Виктор Пивоваров, Павел Пепперштейн, Олек Кулик и др.
Виктор Пивоваров
Другая иллюстрация проникновения технологий в искусство — выставка, приуроченная к двадцатилетию Московского музея современного искусства. Она объединит двадцать профессионалов из разных областей науки и культуры, которые совместно с кураторской командой ММОМА представят свое видение его коллекции.
Экологическая повестка
Однако неконтролируемое развитие технологий в индустриальном и постиндустриальном обществе привело к многочисленным экологическим проблемам. Ответственное отношение к окружающей среде — один из важных принципов компании Audi. Так, в Брюсселе экологический фонд the Audi Environmental Foundation совместно с городским портом и благотворительным голландско-швейцарским фондом Recycled Island Foundation, занимающимся очищением водных ресурсов от пластика и его переработкой, установили коллектор, который перехватывает в гавани пластик, не позволяя ему попасть в открытое море. Также сейчас тестируется проект по вторичному использованию литиево-ионных батарей от электромобилей.
Природа — первый раздел в Образовательной программе Cosmoscow Talks, также курируемой Александром Масляевым. Природа в работах художников, которые можно будет увидеть на предстоящей ярмарке, понимается и трактуется широко: здесь и общественно значимые вопросы, и метафизика. Так, в числе хедлайнеров Cosmoscow 2019 — живой классик, один из лидеров арте повера Микеланджело Пистолетто. Это направление, в буквальном переводе означающее «бедное искусство» и возникшее в Италии в конце 1960-х, провозглашало отказ от ограничений и конвенций традиционных форм и иерархий искусства; использование дешевых, часто найденных материалов (обрывки газет, мусор, листья табака, тряпки); а также ставило знак равенства между искусством и жизнью, что выражалось в создании временных инсталляций, существующих только в данный момент. В произведениях арте повера часто парадоксальным образом соединялись природные и промышленные объекты, представляя природу и индустрию в диалоге и противостоянии, а также выражая критику общества потребления.
Екатерина Паниканова. «Прогуливаясь по своему саду No4». 2019 (z2o Sara Zanin Gallery)
Кирилл Челушкин. «Правила поведения». 2019 (Marina Gisich Gallery)
В творчестве бразильского художника Вика Мюниса экологическая тема выражена напрямую: широкое признание и известность получил его проект «Картины из мусора». Во время съемок документального фильма «Свалка» на самой большой в мире свалке на окраине Рио-де-Жанейро он вместе со сборщиками мусора создал из найденных там отходов их портреты огромных размеров, которые потом сфотографировал и распечатал в крупном формате. Один из портретов позже был продан на аукционе Philips de Pury за 64 тысячи долларов, которые Мюнис передал героям своего фильма.
Социальная ответственность
Ответственность за то, что происходит в обществе в целом, стремление к большему равенству возможностей и лучшему уровню жизни — по большому счету базовая человеческая потребность: нам необходимо чувствовать себя нужными, это то, что дает жизни смысл. Если рассуждать с более прагматичной позиции, любые позитивные изменения в обществе — залог нашего личного благополучия: физического, бытового, политического. Благотворительные проекты, которые помогают молодым и талантливым начать свой путь, а профессионалам предоставляют возможности для реализации, способствуют появлению и внедрению новых идей, которые, в свою очередь, оказывают влияние на качество жизни других людей.
Многие сотрудники Audi на регулярной основе участвуют в качестве волонтеров в социальных проектах. Также компания финансирует научно-исследовательские проекты, а ее профессионалы преподают в университетах, что позволяет студентам получить практические знания в области.
Уже пять лет существует благотворительный аукцион Off white, созданный по инициативе ярмарки Cosmoscow, средства от которого идут в Фонд поддержки современного искусства Cosmoscow, основанный в 2017 году. В этом году в числе лотов торгов, прошедших в преддверии ярмарки в июне в Московском музее современного искусства, значились, среди прочих, работы Александра Виноградова и Владимира Дубосарского, Андрея Бартенева, Таус Махачевой, Кирилла Кто и других известных художников. А на ярмарке благодаря Фонду поддержки современного искусства появится новый проект Ирины Кориной — крупномасштабная инсталляция, созданная специально для Cosmoscow 2019.
Цветы жизни
Сегодня все чаще можно слышать о lifelong learning — непрерывном образовании и самообразовании на протяжении всей жизни: век технологий требует постоянного пополнения багажа знаний и навыков, а также развития творческих способностей. Умение видеть неожиданные связи между явлениями и пользоваться ими — жизненно необходимое качество не только в искусстве, но и в науке, технологиях, бизнесе, государственном управлении — одним словом, везде. Вполне в соответствии с термином сегодня образование начинается в самом раннем возрасте, причем все популярнее становятся программы, нацеленные на развитие когнитивных способностей и креативности.
Александр Николя. BB KARL (Artelli Gallery)
Линейка детских электромобилей Audi Kids Car создана как «умное развлечение». Управляя ими, ребенок развивает моторные навыки, применяя физическую силу для поворота колеса и манипуляций с пультом управления, а также аналитические способности — ведь нужно держать в голове принципы работы всего механизма. Одновременно и ни один уважающий себя музей или центр современного искусства сегодня не обходится без специально разработанных детских и подростковых программ: это вовсе не значит, что их слушатели и студенты станут художниками, большинство из них скорее всего выберут другие профессии, но умение мыслить целостно, смотреть на вещи под разными углами зрения — то, что остается с ними на всю жизнь.
Детская программа Cosmoscow 2019 подготовлена Московским музеем современного искусства на основе курса MMOMA kids teen family. Под руководством современных художников любой ребенок сможет стать соавтором большой абстрактной скульптуры. Педагоги будут показывать, как работать с разными материалами и техниками, придумывать истории, рисовать паттерны и создавать калейдоскопы. Помимо приобретения творческих и прикладных навыков, дети учатся работать в команде, находить компромисс с другими участниками процесса. Что, собственно, также является ключевым умением в XXI веке, где, как мы уже отметили, инновации рождаются на стыке разных областей, а значит, по определению невозможны без эффективной коммуникации.
Олег Целков. «Пара». 1995 (Галерея «Совком»)
Егор Крафт. «CAS_08 Эллинистический правитель». 2019 (Anna Nova Gallery)
Екатерина Паниканова (z2o Sara Zanin Gallery)
Детали
http://www.cosmoscow.com/ru/