Все, что связано с техникой, — для Яна Кооманса и профессия, и хобби.
Aston Martin. Если говорить об именах — сложно, если вообще возможно, придумать более классное название, которое можно прицепить на красивую и истинно британскую по своей сути спортивную машину. Добавьте сюда блистательный двукрылый логотип, замысловатую связь с вымышленным шпионом номер один во всей Великобритании — и получите компанию, которая как никто другой будоражит воображение автомобилистов. Так что я просто не мог отклонить приглашение в их исторический дом, где они в настоящее время заняты созданием чего-то совершенно особенного.
Название Aston Martin (учитывая, что компания была основана в 1913 году) звучит так, будто это имя основателя, но все было не совсем так. На самом деле ее запустили двое парней: Лайонел Мартин и Роберт Бэмфорд, причем последний, конечно, серьезно подвержен риску остаться незамеченным, особенно людьми, которым лень открывать «Википедию».
Кто именно добавил слово Aston, не до конца ясно, но связано это, похоже, с тем фактом, что мистер Мартин занимался гонками в местечке под названием Астон Хилл.
Наверняка в те времена сочетание слов «Астон» и «Мартин» звучало ничуть не хуже, чем сейчас, лучшего объяснения не придумаешь.
Как и у большинства компаний, просуществовавших больше века, у Aston Martin дела не всегда шли гладко. Однако спустя две мировые войны и несколько кейсов банкротства Aston Martin по-прежнему живет и здравствует. Вероятно, не в последнюю очередь благодаря франшизе Джеймса Бонда, чей успех однозначно следует считать огромным, но более чем заслуженным везением. Но я не стану вдаваться в детали всей истории бренда или подробности создания каждой машины. Некоторые из них были блестящи, другие, пожалуй, в чуть меньшей степени,
но характер у всех у них был еще какой!
Автомобильные энтузиасты часто говорят: у автомобилей есть человеческие черты. Не у всех подряд, но у особенных авто — совершенно точно. То есть, я вряд ли смогу вам сказать, какие человеческие черты присутствуют, скажем, в Toyota Camry. А вот автомобили Aston Martin внешне и по ощущениям как будто наделены душой. И усами.
В их автомобили действительно несложно влюбиться, этим и объясняется кажущийся парадокс: крохотное подразделение под названием Aston Martin Works в сонной английской деревушке на самом деле прямо сейчас производит самый дорогой новый автомобиль в мире. Понятно, что под парой звездочек следует добавить несколько строк мелким шрифтом, чтобы не вырывать этот факт из контекста, но я скоро до этого дойду. Автомобиль называется DB4 GT Zagato Continuation и представляет собой, по сути, флакон концентрированной ностальгии. При цене в шесть миллионов фунтов это более чем «слегка необычная» штучка. Хотя чего еще, в общем-то, ожидать от автомобиля с таким названием. Они ведь не назвали его Дэйв. Астрономический ценник объясняется последним словом continuation — продолжение. По сути, они продолжают незавершенный производственный цикл, начатый несколько десятилетий назад. Нередко можно услышать, что при наличии достаточной суммы денег можно построить практически все, что угодно. Что ж, именно это и делает Aston — строит очень старую машину заново для тех немногих счастливчиков с карманами глубже Марианской впадины.
Эта конкретная модель из серии continuation выйдет тиражом всего в 19 штук. Слово «раритет» сразу же кажется удручающе неадекватным. И они не состряпали их на коленке вечером в среду после обеда. В создание каждого экземпляра вложено 4500 часов, и все выполняется вручную. Им даже пришлось полностью переосмыслить процесс изготовления суперлегких кузовных панелей: обычный метод формовки металла просто не годится для такого тонкого алюминия. Он настолько тонкий, что даже прислоняться к любой из этих 19 воскрешенных легенд строго-настрого запрещается, поскольку наверняка будет вмятина. Кузов может выдержать давление обтекающего воздуха на высоких скоростях, но не более того. Рядный шестицилиндровый двигатель объемом 4,7 литра создан с нуля после сканирования и рентгеноскопии старых моторов на 3,7 л c оригиналов. Есть несколько штрихов из нашей эпохи, например, карбоновые сиденья ковшового типа или современный гоночный топливный бак, но по большому счету это машина из 1960-х годов, построенная сегодня, только намного лучше и тщательнее.
И что, шесть миллионов фунтов? Ну да. Плюс налоги. Но зато они бесплатно дают в довесок второй автомобиль — новехонький DBS Zagato. Это, пожалуй, почти как рекламировать самый дорогой в мире почтовый ящик с бесплатным домом, гаражом, садом и дворецким «в нагрузку». Хотя, справедливости ради, очевидно, что воскрешенный DB4 GT Zagato намного более дорогой в производстве автомобиль в этом принудительном пакетном предложении. Он должен быть бесценен сам по себе, и привязать его покупку к другой машине — значит просто избавить себя от головной боли и попыток назначить ему цену. К тому же, по правде говоря, пусть это и не самые ликвидные активы в мире и никогда таковыми не будут, но едва ли хоть сколько-то потеряют в цене против того, что вы за них заплатили. Конечно, для клиентов, способных себе позволить такую сделку «два в одном», деньги никогда не были решающим фактором, но опрометчивой инвестицией это не назовешь.
В отличие от тех волшебных бобов с anti-age эффектом, которые купила моя жена на прошлой неделе. Но я отвлекся. Этот самый дорогой в мире пакетный набор также помогает в плане доставки. Дело в том, что DB4 GT Zagato не имеет допуска к эксплуатации на дорогах общего пользования. По современным стандартам безопасности — никаких шансов,
так что эту машину вы сможете использовать только на гоночном треке либо (вполне заманчивый вариант!) просто сидеть и часами любоваться ею у себя в гараже или гостиной. Зато современный DBS Zagato — нормальный дорожный автомобиль.
Так что после передачи чека на шесть миллионов плюс налоги вы хотя бы сядете в новенький Aston и уедете на нем по дорогам общего пользования.
Ранее завод Aston Martin Works выпустил 25 «обычных» автомобилей DB4 GT Continuation, а на следующий год в планах производство DB5 Continuation со всеми прибамбасами, как у Джеймса Бонда в фильме «Голдфингер». Так что они явно настроены серьезно с этим проектом. И можете быть уверены, что у них есть пара заказчиков, которые пожелают завести себе по одному экземпляру каждой модели. Казалось бы, продавая такие дорогие автомобили, руководители Aston Martin наверняка должны все свободное время проводить, ныряя в наполненный деньгами бассейн а-ля Скрудж Макдак. Но это только так кажется. Во всяком случае, пока. Купить их спорткары — очень дорого, но еще дороже было их создать, произвести и продать. Прибыльность для Aston Martin на данный момент остается целью, а не достигнутым результатом, которого они планируют добиться вовсе не с помощью автомобилей серии Continuation. И это даже не Valkyrie — совершенно чокнутый гиперкар, разработанный гением-конструктором «Формулы-1» Эдрианом Ньюи. Нет, компания Aston Martin доверила свое ближайшее будущее… ну, кому же еще, конечно, SUV.
Как и многие другие до них, ребята осознали, что в наш век для финансовой стабильности недостаточно просто выпускать спортивные тачки малыми объемами. Нужна машина, приносящая хлеб насущный, которую можно продавать на более крупный рынок с более выгодными наценками. Коллеги из Porsche придумали свой Cayenne, Lamborghini выпустили Urus, SUV от Ferrari тоже уже маячит на горизонте. Не стоит полагать, будто на всех на них снизошло внезапное вдохновение и увлечение крупными тяжелыми махинами с внушительным клиренсом. В долгосрочной перспективе это всего лишь попытка удержаться на плаву. До тех пор, пока покупатели автомобилей не прозреют и не поймут, что их причудливое влечение к высокой посадке не перевешивает всех неотъемлемых минусов SUV, но эту тираду я, так уж и быть, приберегу на другой день. Aston Martin уже представили миру свой DBX, и от него многое зависит. При известной доле везения, я покатаюсь на нем в 2020 году, чтобы понять, насколько хорошо они справились с этой задачей.
Так или иначе, во время визита в Ньюпорт-Пагнелл было бы глупо не взять на тест-драйв хотя бы одну из их машин. На самом деле, это был мой первый раз за рулем любого Aston Martin, но времени хватало только на одну короткую поездку — либо Vantage, либо DBS. Я выбрал DBS Volante, в основном потому, что в нем стоит чистокровный астонмартиновский двигатель V12. Vantage, хотя и слегка интереснее лично для меня, ибо поменьше размером и поспортивнее, оснащен уже хорошо знакомым мне V8 от Mercedes-AMG. Но DBS и выглядит тоже на все сто. Машина прекрасная настолько, что почти больно глядеть, и с классическими пропорциями Aston Martin. Поскольку это Volante, то крыша опускается по нажатию кнопки, и ты остаешься один на один с бодрящим воздухом на редкость погожего для Англии осеннего дня. В качестве бонуса при опущенной крыше звук выхлопа попадает тебе прямиком в уши.
На пассажирском сиденье со мной ехал инструктор, и я был только за.
Во-первых, он оказался приятным собеседником. Но главное, когда ты не привык ездить по встречке, как это делается в Великобритании, лишняя пара глаз на борту не помешает.
Мои первые впечатления от DBS? Было круто! В истории Aston Martin было время (например, в собственности Ford), когда машины были не особо ладно сколочены, особенно интерьер, но этот новый DBS великолепен и правда очень luxury. Все стало еще лучше, когда я завел двигатель, массивный V12 твин-турбо. Хотя по моим ощущениям в наддуве нет нужды. Даже до модернизации этого двигателя он выдавал сильно свыше 500 лошадиных сил. Выше крыши. А звук двенадцати атмосферных цилиндров, старающихся всосать как можно больше кислорода, просто-напросто лучше сдавленного шума, когда им принудительно скармливают сжатый воздух через турбо.
Конечно, DBS все равно звучит здорово — в наши дни редко услышишь любой звук V12. Зато на ходовые качества принудительный наддув произвел весьма драматический эффект. Масса крутящего момента по всему рабочему диапазону мощности, так что по дороге тебя несет с впечатляющей быстротой вскоре после нажатия педали в пол. Хотя чего еще ожидать от семисот пятнадцати лошадок. На дорогах общего пользования газ можно держать в лучшем случае 3-4 секунды, а потом сразу превышаешь все разумные пределы. Но на DBS Volante получаешь столько же удовольствия, если не больше, и от спокойной езды. Смотря, конечно, что считать спокойной. Мне машина больше всего понравилась, если переключить ее в спорт, с коробкой передач в ручном режиме и с частичным нажатием на педаль газа, чтобы наилучшим образом раскрыть симфонию V12. Само собой, с опущенной крышей.
Уникальные ощущения, а исторический контекст добавляет интриги.
Пусть это было лишь поверхностное знакомство с Aston Martin, но, варившись в этом особом соусе, я чувствовал себя превосходно. Как и у всех эксклюзивных марок со столь давней историей, во всем чувствуется семейная атмосфера. При этом они за короткое время шагнули очень далеко вперед, на мой взгляд, автомобили нынешней линейки — лучшие за все время их существования. Как сами по себе, так и относительно конкуренции. Жду-не дождусь, когда можно будет получше рассмотреть их в будущем году.