Мода

Эксклюзив Posta-Magazine: продюсер Недели моды в Москве Артем Кривда — об особенностях fashion-бизнеса

В Гостином дворе стартовал 35-й сезон Недели моды в Москве — следите за отчетами о новых коллекциях на Posta-Magazine, информационном партнере мероприятия.

Артем Кривда и лицо Недели моды в Москве модель Ника Коул

О самых интригующих показах и участниках Недели,

о fashion-бизнесе и проблемах нашей модной индустрии — в эксклюзивном интервью Артема Кривды.

Любая модная Неделя — это не только зрелищные показы, celebrity и модные блогеры в первом ряду, а потом — красивая светская хроника в глянце. Это, прежде всего, долгий и, в общем-то, тяжелый труд целой команды, которая эту Неделю готовит: четкая организация, поиск и заманивание интересных дизайнеров, изнуряющие кастинги моделей — это лишь малая часть «айсберга». Продюсер стартующей завтра Недели моды в Москве Артем Кривда — одна из ключевых персон нашего fashion-бизнеса и режиссер многих известных показов — своей командой очень гордится, и по праву: с ним работают отличные режиссеры, директора, фотографы, все — настоящие профи своего дела.


© Артем Кривда


Артем накануне старта 35-го модного сезона

Артем накануне старта 35-го модного сезона

С Артемом мы беседовали накануне начала 35-го сезона Недели, и расспросили его о том, что интересного нам ждать в этот раз, и чем нынешние показы буду отличаться от предыдущих. Затронули мы и некоторые волнующие всех причастных к миру моды проблемы. Общение с такими профессионалами, обладающими еще и прекрасным чувством юмора, — всегда одно удовольствие. Жаль, формат интернет-издания не позволяет обычно вместить всю беседу…

Posta-Magazine: Артём, что вы и ваша команда нам приготовили в этом сезоне? Что интересного ждать зрителям и модным обозревателям?

Артем Кривда: Наша задача — сделать Неделю моды в Москве максимально привлекательной. Для всего мира. Уверен, что после этого сезона о нас заговорят еще больше.

— Звучит очень оптимистично! Заговорят в связи с чем или кем конкретно?

— В связи с прекрасным списком участников, во-первых. У нас, например, во второй день будут замечательные So Number One — очень рекомендую их посмотреть. Их носят главреды Виктория Давыдова и Маша Федорова, Эвелина Хромченко, о них уже пишет китайский «Vogue» (и их позвали участвовать в китайской модной Неделе). Это питерские дизайнеры, которые за год так развили свой бренд, что у них уже есть полностью линия обуви и аксессуаров. И при этом у них никогда не было показа в России. Мы их нашли, договорились и организовали привоз.

Много интересных имен мы представим на третий день. Будут новые дизайнеры из Екатеринбурга, Анна Ряпасова — у нее такая очень женственная, красивая и очень коммерческая одежда. У нас будут представлены неожиданно симпатичные вещи от нашего дагестанского дизайнера Камиллы Пуршие в стилистике 40-х годов Америки. Будут, как всегда, Виктория Андреянова, Даниил Анциферов с суперколлекцией, посвященной 60-м. В пятницу 25-го у нас замечательный день: Елена Пискулина, открытие прошлого сезона — она уже продается в «Цветном», в CAPSULA в «Смоленском пассаже». Я рад, что благодаря сотрудничеству с партнером Недели моды, Андреем Цветным, нам удалось вернуть Эрику Зайонц: это прекрасный дизайнер, с такой сильной антверпенской школой, сложными лекалами, у нее все черное, модное.

Эксклюзив Posta-Magazine: продюсер Недели моды в Москве Артем Кривда — о любимой работе и особенностях модного бизнеса

Эксклюзив Posta-Magazine: продюсер Недели моды в Москве Артем Кривда — о любимой работе и особенностях модного бизнеса

Запланированы и международные блоки: Lа Redoute by Plus size Fashion Weekend (Франция), Irynvigre (Великобритания), Балнур Асанова (Казахстан), Palomo Spain (Испания), Elema (Беларусь), а также Grace Chen (Китай). Плюс наши известные дизайнеры, которые являются «фундаментом» Недели — Елена Теплицкая, Сергей Сысоев, будут Лиза Романюк, Галина Васильева.

— Кому доверили закрывать Неделю?

— Уверен, что Неделю моды в Москве должен закрывать дизайнер с русскими корнями. Это логично — странно жить в России и бежать от нее. Именно поэтому мы приняли решение, что 35-й сезон будет завершать показ Natalia Gart. В ее коллекции причудливым образом сочетаются эстетика новой России, православие, нью-лук с его женственность.

— А у нас, кстати, очень многие именно что бегут — в прямом и переносном смыслах. Причем веками.

— Ну есть же прекрасная фраза о том, что нет пророка в своем отечестве. Мы все любим то, что «там». Но чаще всего это на подсознательном уровне.

— Вам в свое время не страшно было принять предложение работать на Неделе моды в Москве, ведь очень многие тогда говорили, что это не перспективно? Вы же и в становлении первой Недели участвовали.

— Когда мне впервые предложили эту должность, не скрою, очень долго думал. Не последнюю роль сыграло мое отношение к организаторам Недели, такая чисто человеческая благодарность. В свое время, когда я только переехал из Азова в Москву, совсем случайно попал на собеседование к Евгению Ящуку (генеральный директор Ассоциации высокой моды и прет-а-порте — прим. ред.). Рассказал все, что умею делать, и он дал мне шанс, и так мы начали делать первую Неделю моды прет-а-порте в России в Гостином дворе.

Эксклюзив Posta-Magazine: продюсер Недели моды в Москве Артем Кривда — о любимой работе и особенностях модного бизнеса

Потом я ушел в свободное плавание, работал в этой же сфере, но просто под другим углом, и в моем послужном списке были показы всех лучших мировых дизайнеров. И вот через 10 лет Евгений вновь предложил мне сотрудничество. Так вышло, что над новым сезоном пришлось работать за месяц (!) до его начала. Думаю, что наша команда сделала невероятное. Но это бы не получилось без веры в меня Евгения Ящука, Валентина Юдашкина и Александра Достмана (президента Ассоциации Высокой моды и прет-а-порте). Мы смогли начать сотрудничество с Юлией Яниной, Антоном Лисиным, Еленой Пискулиной, Даниилом Анциферовым, Натальей Гарт. Я считаю, мы молодцы, у нас классная команда: как люди, которые 35 сезонов делают Неделю моды, так и совершенно молодые ребята, пришедшие вместе со мной и привнесшие в что-то новое.

Эксклюзив Posta-Magazine: продюсер Недели моды в Москве Артем Кривда — о любимой работе и особенностях модного бизнеса

— Таких вот молодых ребят, стремящихся стать дизайнерами, вы обучали fashion-азам на форуме Росмолодежи «Селигер». У всех этих мальчиков и девочек ведь совершенно иное сознание, другие цели, так? Какой они видят моду? И какое к ним отношение «патриархов»?

— Начнем с того, что у нас у многих есть ужасная подмена, мы очень ценим свое мнение, которое не базируется ни на чем. И у нас очень мало людей, у которых есть хорошее образование в модной сфере, в принципе мало людей, которые бывают на международных шоу, которые понимают, как это все сделано.

— Почему это происходит?

— Потому что элементарно нет средств. Поехать на Неделю моды в Париж или в Нью-Йорк — да что там, в Москву! — стоит денег. А многие ведь еще при этом ругают этих ребят, которые в свои 15 лет «наряжаются и фотографируются» во время Недель возле «Манежа» или Гостиного двора, и говорят: «Вы собираете нищее поколение, это дети, хипстеры, они ничего не делают». Но простите, мы все когда-то были детьми! И если мы им не будем давать шанса на реализацию, то лет через 20 не получим крутых дизайнеров. И моя задача как продюсера новой Недели моды — это как раз дать шанс максимально реализовываться всем этим молодым людям. Неважно, как именно: в street fashion ли они, или попадают как блогеры во второй ряд и видят все «модные движения», или мы на Неделе им даем шанс показаться и покрываем все расходы. Важно показать, в том числе, то, что мода бывает разная, что она многогранная. Мы вот, например, привозим очень классных иностранных дизайнеров, но для России они, скажем так, не стандартные.

— А по какому принципу вы сейчас вообще иностранцев выбираете?

— Чтобы они нравились всему нашему коллективу. У нас бывают большие собрания, где присутствуют все, и мы обсуждаем кандидатуры. Порой довольно противоречивые. Так, например, у нас в этом году заявлен испанский дизайнер Алехандро Гомес Паломо (Palomo Spain). Совершенно сумасшедший чувак! В своей авангардной коллекции дизайнер затронул противоречивую историю, которая описана в романе Вирджинии Вульф — «Орландо», и уверенно отразил в своей коллекции метаморфозы, которые происходили с главным героем.

У нас есть желание показать, что Неделя моды в Москве — максимально открытая и либеральная. И мы рады всем, и в восторге, что эти люди по нашему приглашению приезжают сюда. По этой же причине мы сделали лицом Недели перербургскую модель Нику Коул с ее неклассической внешностью, любимую модель многих авангардных брендов — мне очень хотелось показать, что, условно говоря, Малевич, Шагал, и Кандинский привлекают меня больше, нежели Шишкин и Айвазовский.

— То есть имеет место быть некоторая вкусовщина, грубо говоря.

— Да, это вкусовщина. Но мы хотим показать Россию не лубковую, не такую, какой ее знает весь мир, а показать, например, что русская девочка Ника Коул входит в 20-ку известных моделей, что она сделала лучшие мировые лукбуки, участвовала в главных шоу. Что это модно.

Эксклюзив Posta-Magazine: продюсер Недели моды в Москве Артем Кривда — о любимой работе и особенностях модного бизнеса

Эксклюзив Posta-Magazine: продюсер Недели моды в Москве Артем Кривда — о любимой работе и особенностях модного бизнеса

— А что в вашем понимании мода?

— Это то, что сегодня максимально на острие. Это всегда привлекательно, чтобы наши дизайнеры показывали разную моду, чтобы мы были в тренде. У нас есть прекрасная база классической моды, сформированная годами, на которой держится вся эта Неделя моды: Андриянова, Юдашкин, Янина и другие. Это такие мастодонты, назовем их так. Пока непонятно же, выдержат ли молодые испытание временем, огнем и медными трубами. А эти — выдержали, и идут вперед.

Эксклюзив Posta-Magazine: продюсер Недели моды в Москве Артем Кривда — о любимой работе и особенностях модного бизнеса

Эксклюзив Posta-Magazine: продюсер Недели моды в Москве Артем Кривда — о любимой работе и особенностях модного бизнеса

Эксклюзив Posta-Magazine: продюсер Недели моды в Москве Артем Кривда — о любимой работе и особенностях модного бизнеса

Эксклюзив Posta-Magazine: продюсер Недели моды в Москве Артем Кривда — о любимой работе и особенностях модного бизнеса

Эксклюзив Posta-Magazine: продюсер Недели моды в Москве Артем Кривда — о любимой работе и особенностях модного бизнеса

— А чему, на ваш взгляд, может «старая гвардия» поучиться у молодежи?

— Взрослое поколение у молодежи получает, если так можно сказать, свежий взгляд на вопрос моды. В плане эстетики.

— Вам лично как дизайнеру собственной линии одежды кто из коллег ближе по эстетике?

— Номер один в моем списке сейчас Раф Симонс, номер два — Эдди Слиман, потому что последний его парижский показ Saint Laurent прошел просто на пять! На третьем месте у меня Calvin Klein, мне нравится эта красивая и благородная простота. Из русских дизайнеров назову сразу Валентина Юдашкина — и это ни в коем случае не дифирамбы. Это, бесспорно, Ульяна Сергиенко — я ей рукоплещу и считаю, что она гений модного бизнеса, мне нравится Тигран Оветисян, сестры Рубан: то, что они сделали за 6 сезонов, — это нереальный успех.

— Артем, как вам кажется, нужно ли нашим Неделям брать пример с зарубежных? Они все же ориентированы именно на бизнес-составляющую, делаются для байеров, модных критиков, fashion-журналистов. А у нас часто большинство зрителей составляет какая-то непонятная публика?

— Не то что нужно — мы обязаны это делать! Возможно, в сравнительном анализе с международными Неделями российские аналоги пока еще очень слабые. И, наверное, нашей глянцевой прессе интереснее смотреть всяких Сен-Лоранов, Диоров или Саабов, нежели приходить сюда почаще. А вот байеров в этом году будет очень много — кризис же. Закупочные цены такие, что все сами начинают помогать нашей индустрии. Сейчас для русского дизайна самое выгодное время! Посмотрим, что принесет нам этот сезон — по итогам этой недели. Я, если честно, уже немного устал от подготовки.

Эксклюзив Posta-Magazine: продюсер Недели моды в Москве Артем Кривда — о любимой работе и особенностях модного бизнеса

— Это естественно, ведь это такое напряжение! А есть у вас какие-то способы релаксации до и после Недели?

— Из-за того, что мой график расписан на полгода вперед (потому что с параллельно с Неделей я делаю множество проектов в месяц), моя релаксация — как любого человека, который хочет выжить в мегаполисе, — это спортзал: бег и плавание. Три часа в спортзале в любой свободный день, когда это возможно. Обожаю спорт, и считаю, что это единственное время, когда я могу закрыть в тумбочке свой телефон.

— Но это все равно что-то активное. Даже когда плаваете?

— А я ныряю, меняю виды, и полтора часа не гребу интенсивно. Могу просто зависнуть. Вода, мне кажется, это какая-то уникальная субстанция, которая точно снимает большой негатив. Вот сегодня, например, днем у меня был трехчасовой кастинг на один большой показ. Ко мне пришло примерно 400 человек. Три часа я говорил каждые 5 секунд: спасибо, О’Кей, спасибо. Из 400 человек я выбрал 45. А 350 человек вышли и сказали: «Какой же он пи-пи-пи!»

— Мда, столько негативной энергии каждый раз! Понятно, что карму приходится чистить.

— Да я не успеваю ее чистить! Стараюсь делать по 20 кастингов в месяц. И вот мне кажется, что когда ты ныряешь в бассейн, то вода, которая тебя обволакивает, она с тебя снимает часть этой энергии. А летом, конечно, долгие путешествия помогают.

Эксклюзив Posta-Magazine: продюсер Недели моды в Москве Артем Кривда — о любимой работе и особенностях модного бизнеса

— А в каких местах вы любите бывать?

— Могу назвать три места, куда нужно, мне кажется, поехать обязательно. Первое — это прекрасный небольшой город Таормина на Сицилии. Там же на каждом шагу просто итальянское кино! Вот, к примеру, мой первый обед в Таормине начался с того, что мы с друзьями просто сели за стол, взяли бутылку холодного белого вина… И тут приезжает кабриолет, в котором сидит итальянская невеста, рядом церковь, гигантские деревья, которые цветут только розовыми цветами, перед входом выложена черно-белая плитка, где-то тут обрыв и бесконечное море. И вот выходит эта прекрасная итальянская женщина. Жених — идеальный красавец-мужчина — ждет ее на пороге церкви, вся итальянская семья уже в сборе… И что делает она? Идет в ближайшее кафе, ей наливают 50 грамм лимончелло, она выпивает, разбивает рюмку, поет итальянскую песню, крестится и идет в храм!

Второй любимый город — канадский Ванкувер. Потрясающий город, в котором всем обязательно надо побывать хотя бы раз в жизни, я советую поехать туда в феврале. Когда тепло, в горах лежит снег, можно кататься на лыжах, а внизу — океан, где плавают гигантские касатки, и потрясающий центральный парк, где, гуляя, можно встретить барсуков или уток, а на твою ладонь, усыпанную орехами (если ты позаботился об их покупке) спокойно садятся синицы.

И третье место разделят сразу Азов, где я родился, Ростов-на-Дону и Токио. Но буду немножко патриотом, и скажу, что надо ехать в Азов. Это уникальный город, который, находясь под турками, в 1696 году был завоеван Петром I, проложившим нам дорогу к морям и океанам. Там невероятные поля с черными тюльпанами, уникальные колокольчики, вкуснейшая рыба. Я приезжаю домой к родителям, и напитываюсь там энергией. Потому что местные люди, очень скромно живущие, умеют радоваться! Тому, что у них цветы распустились, потому что они с друзьями пошли вечером погулять. У них есть такие простые радости, которых в мегаполисе очень трудно встретить.

— При этом вы в свое время из такой вот радости рванули именно в мегаполис…

— Москва изначально был мой город! Я сюда приехал в первый раз лет в 14. И, вернувшись домой, сказал родителям, что буду жить в Москве. Где я только не был за эти годы, но я считаю, что Москва — очень крутой город, и мне в нем очень комфортно.

— У вас даже одна из ваших коллекций одежды — где и свитшоты ваши любимые, и майки — называется Saint Moscow. Вот вы даже на интервью к нам пришли в свитшоте — любопытно, какую сумму готов потратить Артем Кривда на этот явно любимый предмет одежды? И от какого дизайнера?

— Самые дорогие свои свитшоты или майки я покупал за плюс-минус 50 тысяч рублей — от всем известных Givenchy, я фанат бренда и считаю, что Риккардо Тиши гений. И нужно всегда понимать, что себестоимость вещи никогда не складывается только из ткани, из которой она сшита. Это целая индустрия. И я как никто понимаю, почему этот свитшот стоит 50 тысяч рублей, и я с радостью плачу эти деньги.

— В Ростове-на-Дону вас не поймут.

— В Ростове вообще не понимают, в чем я хожу. Я для них выгляжу как парень, хотя мне уже 35 лет. А мужчина в 35 должен ходить обязательно в рубахе и в брюках со стрелками.

— Ну, вы вот клетчатые рубахи же любите, так что все в порядке.

— Это не то! Я же их покупаю размера на три больше. И мне в них просто очень комфортно. Я одеваюсь так, как я себя чувствую. Вот один телеканал после первого сезона Недели со мной встретился, и написал потом очень «смелое», громкое название у себя на сайте: «Новый продюсер Недели моды в Москве одевается как бомж».

— Забавно, что они только это вынесли из вашего общения.

— Их это очень удивило. Продюсер для многих людей — это человек в ботинках, в костюме, при бабочке. Я же одеваюсь так, как мне комфортно. Хотя, безусловно, понимаю, что разные мероприятия диктуют свой дресс-код. Я не надену джинсы на свадьбу.

— Может, мужчины просто не готовы тратить целое состояние на одежду?

— Слушайте, 80-90% мужчин одевают женщины. И, кажется, они немножко обманывают своих мужчин: они готовы тратить на свои платья много денег, а ему — и так сойдет. Разве нет? В мужчине все-таки самое ценное — не то, во что он одет, а его мужественность. Это если говорить в целом.

Эксклюзив Posta-Magazine: продюсер Недели моды в Москве Артем Кривда — о любимой работе и особенностях модного бизнеса

— Если взять среднестатистического нашего мужчину, как-то сложно определить его отношение к моде. Неужели снова женщины виноваты?

— Ни в коем случае! Просто в России у мужчин мода… не в моде. Неинтересно им все это. Как говорят мои подруги, самый крутой мужик — тот, у которого нет Инстаграм* (*Meta Platforms Inc. (Facebook, Instagram) — организация, деятельность которой признана экстремистской, запрещена на территории Российской Федерации). Если вы встречаете человека, у которого нет Инстаграм* (*Meta Platforms Inc. (Facebook, Instagram) — организация, деятельность которой признана экстремистской, запрещена на территории Российской Федерации) и Фейсбук* (*Meta Platforms Inc. (Facebook, Instagram) — организация, деятельность которой признана экстремистской, запрещена на территории Российской Федерации), это значит, он живет в нормальном мире. Проснувшись утром, он хочет первым делом поцеловать своих детей, а не взять телефон и пролистать соцсети или сделать селфи.

— Вы сами сильно зависимы от соцсетей?

— У меня это больше по работе общение. Личная жизнь — табу! Я ни разу не выкладывал ни одного человека из моей семьи, это для меня самое ценное в мире. Я иногда могу, допустим, выложить фото своей квартиры, фрагмент красивого интерьера.

— Какие вам интерьеры нравятся, в каком стиле? И в каких интересных местах в Москве или Петербурге посоветуете побывать?

— Мне нравится белый интерьер, нравится, когда светло. Вся квартира белая, представляете? А места… В Питере открылся ресторан «Тар-тар», о котором уже некоторые написали, — там очень вкусно и красиво. В Москве люблю «Молоко», а если грядет ужин, когда нужно надевать пиджак, это, конечно, «Большой». И люблю «Пробку» на Цветном: там отличное сочетание качество-цена, приятные официанты, интересные гости, мне там суперкомфортно. Так же комфортно в «Dr. Живаго». Там витает некий дух семейственности, которого мне иногда не хватает в других местах. «Русский дух», как говорится.

— Вы часто говорите о России, о любви к своей стране.

— Да, я очень люблю Россию. И у меня нет обманчиво иллюзорного мнения про другие страны. У нас очень интересно. Хотя и люди ленивые немного. Нам бы чуть-чуть раскачаться и все будет классно! Я уверен.

 

 

 

22 марта 2016
Гюльнара Ананьева для раздела Мода